В настоящее время проблема здоровьесберегающих технологий в начальных классах – одна из самых насущных. Как научить детей беречь своё здоровье? Одна из лучших средств – пропаганда здорового образа жизни. Понятие здоровье неоднозначно трактуется в научной литературе. Мы придерживаемся такого определения: «Здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие заболеваний и физических дефектов». Задача лицея – научить детей самим заботиться о своём здоровье, сформировать установки на поддержание здорового образа жизни. Мы понимаем, что только здоровый ребёнок способен успешно овладеть школьной программой. Поэтому мы ведём работу по максимальному охвату обучающихся занятиями в кружках и секциях спортивно-оздоровительного направления.
Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье. Каждый классный руководитель хочет стать помощником и хорошим советчиком для родителей, старается создать в коллективе атмосферу взаимопонимания и доверия желает помочь родителям приобрести опыт в воспитании ребёнка. Совместная работа с семьёй заключается в обучении конкретным приёмам и методам оздоровления (видам закаливания, самомассажу и. т. д.)
В этих целях используется:
- деловые игры, тренинги;
- консультации;
- совместные спортивные праздники;
- устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, а также родителей с опытом семейного воспитания;
- консультации;
- семинары-практикумы.
Очень важно на уроках формировать понимание значения занятий спортом для всей будущей жизни. Для того чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое здоровье, не нужно организовывать ничего невероятного. Им необходимы двигательные минутки, которые позволят размять тело, передохнуть и расслабиться , прислушаться к себе и принести своему организму пользу. И дети, и родители знают, что на уроках педагоги должны проводить физкультурные минутки, зарядку для глаз. Я это делаю на своих уроках ежедневно.
Систематическое использование физкультминуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью.
Дети после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.
Помимо этого проводятся активные перемены. Они помогают сплотить коллектив, изменить статус детей в коллективе.
В классе действует сменный уголок для родителей и детей «Будь здоров», где помещаются материалы по организации оздоровительной работы, комплекс утренней гимнастики, который проводим ежедневно до начала уроков. В уголок здоровья также ставятся медицинские брошюры Родители имеют представление о тех знаниях и умениях, которые дети получают на уроках и внеклассных мероприятиях: о дыхательной гимнастике, точечном массаже, гимнастике для глаз, чтобы помочь своим детям освоить их дома. Только систематическое проведение оздоровительной работы в школе и дома принесёт желаемый результат поможет детям сохранить и укрепить здоровье.
Приведу в качестве примера упражнения, психологическое назначение которых – развитие наблюдательности, умения понимать друг друга без слов, умения обращаться, сопереживать и помогать друг другу.
Клоуны.
Дети свободно стоят между партами. По сигналу учителя они выполняют следующие команды:
- брови свести развести;
- глаза прищурить, затем широко открыть;
- губы максимально растянуть в импровизированной улыбке, а затем поджать;
- шею максимально вытянуть, затем опустить;
- плечи максимально свести и развести;
- руками обнять себя, погладить и пожелать себе успехов в учёбе.
Близнецы.
Дети встают между партами, кладут друг другу руки на плечи и закрывают глаза. По сигналу учителя они выполняют следующие команды:
- присесть – встать;
- встать на пальчики;
- наклониться влево;
- наклониться вправо;
- прогнуться назад;
- постоять на правой ноге, согнув левую ногу в колене;
- постоять на левой ноге, согнув правую ногу в колене.
Упражнения выполняются два-три раза.
Урок по теме: Расти здоровым.
Цели:
- повторить условия, необходимые для жизни на Земле;
- подвести учащихся к пониманию важности здоровья для человека;
- сформировать начальные представления о том, как следует заботиться о здоровье;
- воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.
Оборудование и наглядные пособия: компьютер,учебники, хрестоматия,тетради длясамостоятельной работы, настольная лампа, листы бумаги, карандаши.
Ход урока
I. Организационный момент.
1) Вступительная беседа.
- Какие основные условия необходимы человеку для того, чтобы быть здоровым. Умеет ли человек создавать эти условия?
На схему вынесены такие параметры, как свет и искусственное освещение, тепло и использование тёплой одежды, чистая вода и кипячение, свежий воздух и проветривание. На схеме оставлено два незаполненных круга.
- Скажите, какие ещё условия нужны человеку для здорового образа жизни?
(Высказывание детей).
- Человек создал очень много полезных изделий для своей жизни. Но каждое изделие может нанести непоправимый вред здоровью человека, если им неправильно пользоваться.
- Почему взрослые не советуют долго смотреть телевизор? Почему советуют сидеть от него подальше? Почему предлагают включить настольную лампу, когда они выполняют уроки? Выясняется, что всё это для того, чтобы сохранить зрение.
Почему настольная лампа должна стоять слева, если пишешь правой рукой, и справа, если – левой? (Проведение опыта).
2) Работа с учебником.
Рассмотрев рисунки дети делают вывод о том, на каком расстоянии нужно находиться от телевизора при его просмотре, чтобы сохранить зрение (3 - 4 метра). Чтоб сумка не оттягивала плечо нужно носить ранец.
Разумно использовать изделия, сохраняя здоровье и избегая травм, помогут простые правила. Их надо соблюдать изо дня в день.
Правило 1. Одевайся по погоде и в соответствии со своими занятиями. Промокнув или вспотев, сразу же переодевайся в сухое. Просуши мокрую одежду и обувь.
Когда в холодной ветреный день на тебе тёплая одежда, ты не переохлаждаешься и не простужаешься. Но если ты переутеплишься, то можешь перегреться. Это опасно.
Правило 2. Рабочее место должно быть правильно освещено. Помимо настольной лампы обязательно включай верхний свет. Следи за тем, чтобы не загораживать себе свет.
Когда страницы книги, альбома, тетради правильно освещены, твои глаза меньше устают. Так ты сохранишь зрение.
Правило 3. Прежде чем сесть за уроки или лечь спать, обязательно проветри свою комнату. Не сиди под открытой форточкой или окном. На время проветривания выходи из комнаты.
Когда в помещении душно, твоему организму не хватает кислорода. Ты быстро переутомляешься, и начинает болеть голова.
Поток свежего воздуха может стать опасным сквозняком, если задержаться на его пути. Вовремя прикрывай окно дома, в школе, в транспорте.
Правило 4. Пей только чистую кипячёную воду. Она должна быть не очень холодной и не очень горячей.
Конечно, мутную воду никто не будет пить. Вы уже знаете, что вода – растворитель. В прозрачной воде нет песка. Но в ней могут быть вредные для здоровья соли. А ещё в сырой воде много опасных микробов.
Холодная вода – одна из причин простуды. Горячей водой можно обжечься.
3) Чтение текста по хрестоматии.
- Почему важно заботиться о своем здоровье?
Во-первых, если не заботиться о здоровье, то будешь постоянно болеть. И плохо себя чувствовать.
Во-вторых, если не заботиться о своём здоровье, это мешает вырасти здоровым человеком. Некоторые дети мечтают стать моряками, военными, спортсменами, милиционерами.
А все эти профессии требуют хорошего здоровья, силы и выносливости. Хорошее здоровье нужно и людям других профессий: врачу и учителю, агроному и шофёру, артисту и продавцу.
ФИЗМИНУТКА
4) Работа в тетрадях для самостоятельной работы.
(Ученики раскрашивают рисунки личных вещей, которые они никому не должны давать, выполняя правила охраны здоровья. Это зубная щётка, расчёска, полотенце, мочалка ).
5) Продолжение работы с учебником.
По рисунку школьники рассказывают, кто и как заботится о здоровье детей.
- О здоровье заботятся взрослые, например, родители, врачи, учителя, директор школы, работники школьной столовой;
- Очень важно, чтобы дети и сами заботились о своём здоровье каждый день. Для этого нужно не только знать, но и ежедневно выполнять правила здорового образа жизни.
- Перечислите, что делается в нашем лицее для сохранения и укрепления здоровья детей.
II. Закрепление полученных знаний.
Игра: «Чтобы быть здоровым, я буду…» При ответе «да» поднимают руки вверх и делают хлопок над головой, при ответе «нет» качают головой вправо и влево.
- делать зарядку по утрам;
- каждое утро и каждый вечер чистить зубы;
- ходить в грязной одежде;
- мыть руки перед едой;
- есть немытые овощи и фрукты;
- больше играть на свежем воздухе;
- стараться стать поближе к курящему человеку;
- одеваться по погоде, чтобы не перегреваться и не переохлаждаться;
- пить чистую воду;
- трудиться вместе с родителями дома и на свежем воздухе.