Формирование коммуникативной компетенции учащихся в обучении иностранному языку

Разделы: Иностранные языки


Мир, в котором мы живём, постоянно меняется. Благодаря усилиям Совета Европы сложилась единая система оценки знаний по иностранному языку. В России идёт формирование новой образовательной парадигмы, направленной на реализацию личностной ориентации образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в учебно-воспитательном процессе.

Хорошее владение иностранным языком - необходимая предпосылка для получения интересной работы в стране и за рубежом, укрепления дружбы с представителями других стран, а также для продолжения обучения в международных высших учебных заведениях. Исходя из этого, целью моей методической системы является достижение высокого качества обучения иностранному языку путём формирования у учащихся коммуникативной компетенции.

Ведущими компонентами коммуникативной компетенции (способности реализовать лингвистическую компетенцию в различных условиях речевого общения) являются речевые умения, которые включают умение говорения, умение чтения с пониманием, умение понимания на слух и умение письма. В состав коммуникативной компетенции входит также социолингвистическая компетенция (умение выбрать нужную лингвистическую форму, способ выражения в зависимости от условий коммуникативного акта) и социокультурная компетенция (обычаи, правила, нормы, ритуалы, страноведческие знания и т.д.)

Преодоления языкового барьера недостаточно для обеспечения эффективности общения между представителями разных культур. Учащиеся должны получить социальный опыт, навыки практической деятельности в обществе. Поэтому основными задачами своей методической системы считаю:

1. Создание условий для формирования ключевых образовательных компетенций: коммуникативной, общекультурной, социально-трудовой, учебно-познавательной, ценностно-смысловой, информационной и компетенции личностного самосовершенствования с помощью использования современных образовательных технологий.

2. Реализацию главной функции обучения иностранному языку - коммуникативной.

Считаю, что формирование коммуникативной компетенции, необходимой для общения на иностранном языке возможно только при использовании современной методической системы, которая включает:

1. Использование на уроках аутентичных материалов как важного фактора реализации творческого потенциала совместной деятельности учителя и учащихся.

2. Применение ИКТ как средства, позволяющего повысить мотивацию учащихся, сформировать навыки исследовательской деятельности, оптимизировать учебный процесс.

3. Широкое применение современных педагогических технологий: метода проектов, проблемного обучения, ролевых игр, дискуссий.

4. Осуществление межпредметных связей с историей, географией, литературой, живописью.

5. Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся на уроке с учетом их психологических и возрастных особенностей.

Широкое применение современных образовательных технологий: ИКТ, обучения в сотрудничестве, ролевых игр, метода проектов, метода ситуативного анализа, а также использование разнообразных форм уроков: видео-уроки, уроки-экскурсии, уроки-праздники и регулярная организация культурно-языковых обменов с французскими школьниками позволяют мне индивидуализировать учебный процесс, дают возможность учащимся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Кроме этого, использование метода проекта даёт возможность интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, применять полученные знания на практике. Например, учащиеся 7-8 классов выполняли проектные работы по истории Франции на французском языке. Совместно с французскими студентками из Педагогического университета г.Ренн была выполнена проектная работа по системе образования в России и во Франции. Ролевая игра - это эффективное средство развития и воспитания. Учащиеся проигрывают определённые ситуации с целью показа в игровой форме разных способов решения проблемы. Игра активизирует стремление учеников к контакту друг с другом и с учителем, создаёт условия равенства, является средством усвоения социальных установок.

Для организации ролевых игр проблемной направленности использую следующие приёмы - “Мозговой штурм”, “Займи позицию”, “Шкала мнений”, “Плюсы, минусы, идеи”. “Круглый стол”, “Карусель” и другие. “Мозговой штурм” предоставляет учащимся возможность предлагать, обсуждать, обмениваться идеями, что не только развивает их творческое мышление и повышает доверие к преподавателю, но и делает комфортным сам процесс обучения.

Главная задача этих методов – достижение необходимого уровня компетентности в области решения различных проблем. Они позволяют сделать обучение не только результативным, но и интересным, вовлечь учащихся в процесс обучения, активизировать деятельность каждого ученика, создать условия для его творческой активности. Таким образом, можно сказать, что использование эффективных методов позволяет формировать уверенную в себе личность, способную принять решение в любой ситуации. В процессе коммуникации ученик усваивает общечеловеческий опыт, ценности, знания, т.е. формируется как личность. В этом смысле общение становится важным фактором развития личности.

Один из важнейших аспектов обучения иностранному языку - обучение грамматике, имеющей коммуникативную направленность, т.к. полноценная коммуникация не может происходить при отсутствии грамматических навыков. Обучение грамматике направлено на практическое употребление грамматических явлений. Грамматический навык является неотъемлемой частью всех видов речевой деятельности.

Практика показывает, что усвоение грамматического материала целесообразно проводить в три этапа: предъявление речевого образца, тренировка и употребление в речи. Для каждого из этих этапов характерны соответствующе их цели упражнения. Хорошим подспорьем для меня стала методика Claire Miquel “Grammaire en dialogues” (с аудио-CD). Мною разработана собственная методика использования системы упражнений, которой я делюсь с учителями школы, района и города (выступления на семинарах, мастер-классы).

На I этапе овладение грамматикой осуществляется индуктивным путём. Учащимся необходимо осмыслить грамматические явления, уяснить их содержание, форму и употребление. Например, при прослушивании диалогов, отображающих повседневную жизнь (французские методики или интернет-ресурсы) нужно найти соответствующие грамматические явления, обратить внимание на их форму и сделать выводы по их употреблению в речи. Грамматические явления осваиваются учениками в речевом образце, помещённом в учебно-коммуникативный контекст.

На II этапе происходит тренировка грамматического материала и формирование грамматических навыков. Основными упражнениями на данном этапе являются: имитационные, повторительные, трансформационные, подстановочные упражнения, а также упражнения игрового характера. Например, найти соответствия начала и конца предложения, продолжить фразу и т.д. На мой взгляд, очень хорошо представлена система тренировочных упражнений в новом разноуровневом пособии “Grammaire Plus” Isabelle Corbo Zbinden (с аудио-CD). Методический комплекс “Grammaire progressive du ” даёт возможность работать с грамматикой в интерактивном режиме. Разработана также собственная система упражнений. Использование ресурсов сети интернет позволяет обеспечить высокую степень дифференциации обучения.

На III этапе осуществляется дальнейшая автоматизация навыка - окончательное оформление грамматических речевых умений и навыков, т. е. использование их в речевой деятельности. Упражнения этого этапа должны иметь, прежде всего, коммуникативную значимость (коммуникативные задания и игры, речевые ситуации и т. д.). В коммуникативно-ориентированном обучении мною используются коммуникативные задания деятельного характера (о чём говорилось выше). Взаимодействие в группе организуется как свободное общение, обмен мнениями, дискуссия, ролевые игры, импровизации и т.д. Большое количество полезных заданий содержится во французской методике “Exercices communicatifs de la grammaire progressive du ” - авторы Mаia Grgoire, Gracia Merio, на сайтах www.tv5.org, www.ciep.fr и других.

В своей работе я отдаю предпочтение заданиям творческого характера. Ориентиром в организации обучения служат естественные речевые и учебные ситуации, т. е. задания, моделирующие жизненные обстоятельства. Например, при изучении грамматической темы “Условное наклонение”, я предлагаю ученикам высказаться по следующим ситуациям: “Если бы я был директором школы, я бы....”, “Если бы я был губернатором Санкт-Петербурга, я бы...” и т.д. При изучении темы “Сослагательное наклонение” ученики пишут письма Деду Морозу, другу перед тем, как уехать на каникулы, записку маме и т.д. При изучении прошедших времён мы описываем наши приключения на каникулах, во время возвращения с отдыха и другие жизненные ситуации.

Такие коммуникативно-ориентированные задания вызывают интерес учащихся, привлекают к активному участию в их выполнении, формируют внутреннюю мотивацию и позволяют реализовать главную функцию обучения французскому языку - коммуникативную. В результате использования коммуникативно-направленных заданий они овладевают способами практических действий с грамматическим материалом и интегрируют его в речи в виде объяснения, в рассказах, выражении мыслей, высказывании идей.

Мой опыт показывает, что обучение грамматике с коммуникативной направленностью позволяет повысить мотивацию, расширяет экспрессивные возможности речи и придаёт естественность высказываниям учащихся в учебных ситуациях. Таким образом, я выстраиваю систему своей работы так, чтобы она отвечала новым требованиям к изучению иностранного языка как инструмента обучения в диалоге культур и цивилизации современного мира.