Нравственный пример педагога в воспитании детей

Разделы: Начальная школа


Педагогика - наука о воспитании человека сегодня занимает ведущее место в жизни нашего общества. Сегодня о воспитании говорят все: и педагоги, и родители, и общественность. Потому что мы все причастны к воспитанию. Зная то, что воспитание возникло на основе любви к детям, древние мыслители считали, что целью воспитания должно быть воспитание добродетелей. В педагогических представлениях якутов четко прослеживается мысль, что успешное воспитание возможно лишь при условии проникновения в природу человеческой души, во внутренний мир человека. В философии это означает: “человек знает самого себя лишь постольку, поскольку знает мир. Ибо он осуществляет мир только в себе, а себя - только в нем”.

Дети, особенно, учащиеся начальной школы, очень чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает. Поэтому их надо учить жить по законам природы, быть добрыми, как учили наши предки. Обращение к природе как ценности способствует формированию у малыша-школьника понятия “живой и уважения ко всему, что есть “живое”. Такие жизненные принципы как:

  • всегда будь человечным;
  • соблюдай законы природы;
  • люби родных, близких;

должны стать нормами и руководством к поведению для детей, служить побудительными силами их деятельности, выступают как мотивы и целевые установки. Но никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения. Как говорил А. Дистервег, который считал, что “повсюду ценность школы равняется ценности ее учителя”.

Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Истинное назначение педагога – духовное творение и развитие человека, приобщение к духовным ценностям, формирование духовности.

Учитель – не просто предметник, а учитель жизни, который помогает ученикам найти свое предназначение. Обладая самостоятельностью и гибкостью мышления, учитель, как творец, всегда найдет оптимальные формы и методы для истинного познания. Процесс познания – творческий процесс, где учитель и учение одно целое. Учитель должен, прежде всего, убедить учеников в их человеческой ценности и развивать то, что заложено в них. Учитель, как носитель духовного опыта человечества, должен учить самостоятельному, творческому, личностному подходу к окружающей действительности, к себе и обществу. Передача этого опыта предполагает диалог, творческое оформление, пробуждение чувств. Именно учитель должен встать на защиту нравственного, духовного становления и гражданской позиции личности подрастающего поколения, воспитывать людей не только знающих, но и желающих действовать на благо общества. Отсюда следует, что в русле духовной, гуманистической педагогики встает задача образования самого учителя, педагога, как врачевателя человеческих душ. Любовь к детям является отличительной чертой учителя, являясь той живой силой, которая одухотворяет все происходящее и превращает школу в хорошую семью. "Если учителя будут относиться к ученикам с любовью, - отмечал Я.А. Коменский, - тогда они завоюют их сердца". (10, с. 157). Терпение и любовь - сугубо педагогические качества.

Поэтому педагог должен пользоваться каждой возможностью, чтобы укрепить в детях чувства ответственности, понимания, любви к окружающему миру, принять следующие советы:

1. Постараться принять ребенка таким, каков он есть на самом деле - со всеми его особенностями и недостатками.

2. Понять: Почему он стал таким?

3. Выразить ребенку доверие, постараться включить его в общую деятельность (самостоятельную, коллективную), создавая "ситуации успеха".