Большая психологическая игра "Путешествие в страну Психология"

Разделы: Школьная психологическая служба


Задачи:

  • создание условий для закрепления знаний;
  • смоделировать ситуацию, способствующую заинтересованности в дальнейшем изучении психологии;
  • предоставить детям возможность вступить во взаимодействие с учащимися паралелльных классов;
  • прожить ситуации сотрудничества, взаимовыручки.

Описание проблем или задач развития, на решение которых направлена данная игра:

  • создание доброжелательной атмосферы при взаимодействии учащихся;
  • создание условий для формирования у учащихся отношения друг к другу как партнерам;
  • создание условий для позитивного взаимодействия с учащимися средней и старшей школы;
  • создание положительного эмоционального отношения к дальнейшему изучению психологии;
  • помощь в закреплении изученного материала.

Предполагаемый психологический результат:

  • повышение познавательной активности и интереса учащихся;
  • получение опыта позитивного взаимодействия с учащимися старших классов;
  • создание благоприятного психологического климата и получение опыта взаимодействия.

Сюжетная канва: игровая оболочка.

Игровой результат:

Учащиеся попадают в страну Психология. Им предстоит совершить путешествие по городам страны, в которых их ждут различные испытания. Каждое испытание — это задание, позволяющее не только закрепить знания, но и возможность для развития психических процессов, навыков взаимопонимания и взаимодействия не только со сверстниками, но с учащимися старших классов.

Тип сюжета: реальный.

Время на игру: 45 минут и 15 минут на обсуждение.

Участники:

  • учащиеся 4-х классов;
  • три команды по 5 человек;
  • ведущий-психолог (1);
  • предусмотрено участие учащихся 8-11 классов, в роли стражников, жителей городов страны Психология, разбойников, доброй волшебницы, судей.

Возможное продолжение игры в деятельности психолога и педагогов (классного руководителя): дальнейшее ведение уроков психологии, ведение тренинговых занятий.

Ход мероприятия

№ этапа Время на проведение Содержание каждого этапа Задачи решаемые на каждом этапе Материалы, необходимые для проведения каждого этапа
1 5 минут Участники узнают что перед ними ворота в удивительную страну Психология, в которой они проведут ближайший час.
Введение в игровую ситуацию.
Создание атмосферы положительного эмоционального настроя
 
2 10 минут
Командам предлагается объяснить почему для них так важно попасть в страну Психология.
После мини-выступлений команд им выдаются: пропуск на команду, а также именные пропуска каждому участнику, которые служат не только пропусками в города, но для отметок судей.
Введение в тему игры, постановка проблемного вопроса Листы разноцветной бумаги (три цвета) и три фломастера.
Заранее заготовленные пропуска с картой маршрута для каждой команды
3 30 минут Путешествие команд по стране Психология.
Каждая команда идет своим маршрутом из города в город. Они пройдут города Ощущение, Память, Внимание, Воображение и Восприятие. Для того, чтобы войти и покинуть каждый город участники команд должны ответить на вопросы стражей города.
На пути им встретятся разбойники, которые будут предлагать участникам оставить одного из членов команды, а самим пройти в следующий город, не потеряв баллы, заработанные за правильные ответы, а возможно и приобретя 1-2 балла.
А также жители страны Психология, которые будут нуждаться в помощи (например:
в городе Ощущения:
- надо помочь одному из жителей понять почему он не чувствует разницы между горячим и холодным?
- объяснить почему практически невозможна адаптация к болевым и слуховым ощущениям.
- найти дом ощущения равновесия.
В городе Память:
- объяснить жителям зачем необходимо Забывание, которое они так хотят изгнать из своего города.
- решить проблему рекламщиков в городе (никто не реагирует на рекламу. Почему?)
- разрешить спор жителей города, без чего невозможна хорошая память
В городе Воображение:
- помочь жителям получить тот вид воображения, который нужен для их профессии
- объяснить разницу между «образом» и «образом воображения»
- успокоить жителя города, которому кажется что он никогда и ничего не сможет придумать чего-то нового, потому что у него не развито воображение
В городе Восприятие:
- обяснить почему так трудно найти свои ошибки в диктанте
- разрешить спор двух жительниц города о том, кто из них стройнее
- объяснить почему два жителя воспринимают одно и тоже событие по-разному (идет дождь- один восторгается, а другой — злится)
В городе Внимание:
- помочь определить характеристикой чего является внимание в каждом случае (вслушиваемся в звуки, решаем задачу, пытаемся что-то вспомнить)
- помочь в споре между Концентрацией и Устойчивостью внимания (дать каждому определение)
- объяснить какое свойство внимания надо развить жителю города, который никак не может найти выход из лабиринта)
Пройдя все города, команды попадают на границу страны и подводят итоги своего путешествия.
создание условий для формирования у учащихся отношения друг к другу как партнерам;
создание условий для позитивного взаимодействия с учащимися средней и старшей школы;
создание положительного эмоционального отношения к дальнейшему изучению психологии;
помощь в закреплении изученного материала
Костюмы и игровые атрибуты для персонажей игры;
бейджики для жителей городов;
рекламный плакат с большим количествои знаков, символов;
карточки с видами воображения и бейджики с профессиями;
изображение лабиринта
4 15 минут Подведение итогов
Судьи подсчитывают баллы, полученные как командой в целом, так и каждым участников.
Ведущий благодарит участников за их стремление познавать новое, желание и умение помогать другим.
Командам предлагается высказать свои впечатления от игры.
Создание благоприятного психологического климата , получение опыта взаимодействия и рефлексии своих действий.
Музыкальное оформление.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Вопросы стражников городов.

Для входа и выхода из города Ощущение:

  • Что такое ощущение
  • Назовите виды ощущений
  • Перечислите виды анализаторов
  • Что относится к органическим ощущениям
  • Что такое адаптация
  • Какой вид ощущения необходим для того, чтобы научиться ездить на велосипеде

Вход и выход из города Память:

  • Что такое память
  • назовите виды памяти
  • объясните разницу между произвольной и непроизвольной памятью
  • что надо сделать для того чтобы информация из кратковременной памяти перешла в долговременную
  • назовите компоненты памяти
  • что забывается быстрее всего

Вход и выход из города Внимание:

  • что такое внимание
  • назовите виды внимания
  • объясните разницу между произвольным и непроизвольным вниманием
  • объясните что из себя представляет послепроизвольное внимание
  • что такое распределение внимания и в каких профессиях оно очень важно
  • что такое рассеянность и перечислите по каким причинам она може возникнуть

Вход и выход из города Восприятие:

  • что такое восприятие
  • почему так бывает что мы чего-то не замечаем
  • как называется центр восприятия
  • как называют обманы органов чувств
  • на какой вопрос отвечает восприятие
  • чем восприятие отличается от ощущений

Вход и выход из города Воображение:

  • что такое воображение
  • назовите виды воображения
  • чем отличается произвольное и непроизвольное воображение
  • объясните разницу между творческим и воссоздающим воображение
  • что дает воображение человечеству
  • как можно развивать воображение