Задачи:
- создание условий для закрепления знаний;
- смоделировать ситуацию, способствующую заинтересованности в дальнейшем изучении психологии;
- предоставить детям возможность вступить во взаимодействие с учащимися паралелльных классов;
- прожить ситуации сотрудничества, взаимовыручки.
Описание проблем или задач развития, на решение которых направлена данная игра:
- создание доброжелательной атмосферы при взаимодействии учащихся;
- создание условий для формирования у учащихся отношения друг к другу как партнерам;
- создание условий для позитивного взаимодействия с учащимися средней и старшей школы;
- создание положительного эмоционального отношения к дальнейшему изучению психологии;
- помощь в закреплении изученного материала.
Предполагаемый психологический результат:
- повышение познавательной активности и интереса учащихся;
- получение опыта позитивного взаимодействия с учащимися старших классов;
- создание благоприятного психологического климата и получение опыта взаимодействия.
Сюжетная канва: игровая оболочка.
Игровой результат:
Учащиеся попадают в страну Психология. Им предстоит совершить путешествие по городам страны, в которых их ждут различные испытания. Каждое испытание — это задание, позволяющее не только закрепить знания, но и возможность для развития психических процессов, навыков взаимопонимания и взаимодействия не только со сверстниками, но с учащимися старших классов.
Тип сюжета: реальный.
Время на игру: 45 минут и 15 минут на обсуждение.
Участники:
- учащиеся 4-х классов;
- три команды по 5 человек;
- ведущий-психолог (1);
- предусмотрено участие учащихся 8-11 классов, в роли стражников, жителей городов страны Психология, разбойников, доброй волшебницы, судей.
Возможное продолжение игры в деятельности психолога и педагогов (классного руководителя): дальнейшее ведение уроков психологии, ведение тренинговых занятий.
Ход мероприятия
№ этапа | Время на проведение | Содержание каждого этапа | Задачи решаемые на каждом этапе | Материалы, необходимые для проведения каждого этапа |
1 | 5 минут | Участники узнают что перед ними ворота в удивительную страну Психология, в которой они проведут ближайший час. |
Введение в игровую ситуацию. Создание атмосферы положительного эмоционального настроя |
|
2 | 10 минут |
Командам предлагается объяснить почему для них так важно попасть в страну Психология. После мини-выступлений команд им выдаются: пропуск на команду, а также именные пропуска каждому участнику, которые служат не только пропусками в города, но для отметок судей. |
Введение в тему игры, постановка проблемного вопроса | Листы разноцветной бумаги (три цвета) и три фломастера. Заранее заготовленные пропуска с картой маршрута для каждой команды |
3 | 30 минут | Путешествие команд по стране Психология. Каждая команда идет своим маршрутом из города в город. Они пройдут города Ощущение, Память, Внимание, Воображение и Восприятие. Для того, чтобы войти и покинуть каждый город участники команд должны ответить на вопросы стражей города. На пути им встретятся разбойники, которые будут предлагать участникам оставить одного из членов команды, а самим пройти в следующий город, не потеряв баллы, заработанные за правильные ответы, а возможно и приобретя 1-2 балла. А также жители страны Психология, которые будут нуждаться в помощи (например: в городе Ощущения: - надо помочь одному из жителей понять почему он не чувствует разницы между горячим и холодным? - объяснить почему практически невозможна адаптация к болевым и слуховым ощущениям. - найти дом ощущения равновесия. В городе Память: - объяснить жителям зачем необходимо Забывание, которое они так хотят изгнать из своего города. - решить проблему рекламщиков в городе (никто не реагирует на рекламу. Почему?) - разрешить спор жителей города, без чего невозможна хорошая память В городе Воображение: - помочь жителям получить тот вид воображения, который нужен для их профессии - объяснить разницу между «образом» и «образом воображения» - успокоить жителя города, которому кажется что он никогда и ничего не сможет придумать чего-то нового, потому что у него не развито воображение В городе Восприятие: - обяснить почему так трудно найти свои ошибки в диктанте - разрешить спор двух жительниц города о том, кто из них стройнее - объяснить почему два жителя воспринимают одно и тоже событие по-разному (идет дождь- один восторгается, а другой — злится) В городе Внимание: - помочь определить характеристикой чего является внимание в каждом случае (вслушиваемся в звуки, решаем задачу, пытаемся что-то вспомнить) - помочь в споре между Концентрацией и Устойчивостью внимания (дать каждому определение) - объяснить какое свойство внимания надо развить жителю города, который никак не может найти выход из лабиринта) Пройдя все города, команды попадают на границу страны и подводят итоги своего путешествия. |
создание условий для формирования у учащихся отношения друг к другу как партнерам; создание условий для позитивного взаимодействия с учащимися средней и старшей школы; создание положительного эмоционального отношения к дальнейшему изучению психологии; помощь в закреплении изученного материала |
Костюмы и игровые атрибуты для персонажей игры; бейджики для жителей городов; рекламный плакат с большим количествои знаков, символов; карточки с видами воображения и бейджики с профессиями; изображение лабиринта |
4 | 15 минут | Подведение итогов Судьи подсчитывают баллы, полученные как командой в целом, так и каждым участников. Ведущий благодарит участников за их стремление познавать новое, желание и умение помогать другим. Командам предлагается высказать свои впечатления от игры. |
Создание благоприятного психологического климата , получение опыта взаимодействия и рефлексии своих действий. |
Музыкальное оформление. |
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Вопросы стражников городов.
Для входа и выхода из города Ощущение:
- Что такое ощущение
- Назовите виды ощущений
- Перечислите виды анализаторов
- Что относится к органическим ощущениям
- Что такое адаптация
- Какой вид ощущения необходим для того, чтобы научиться ездить на велосипеде
Вход и выход из города Память:
- Что такое память
- назовите виды памяти
- объясните разницу между произвольной и непроизвольной памятью
- что надо сделать для того чтобы информация из кратковременной памяти перешла в долговременную
- назовите компоненты памяти
- что забывается быстрее всего
Вход и выход из города Внимание:
- что такое внимание
- назовите виды внимания
- объясните разницу между произвольным и непроизвольным вниманием
- объясните что из себя представляет послепроизвольное внимание
- что такое распределение внимания и в каких профессиях оно очень важно
- что такое рассеянность и перечислите по каким причинам она може возникнуть
Вход и выход из города Восприятие:
- что такое восприятие
- почему так бывает что мы чего-то не замечаем
- как называется центр восприятия
- как называют обманы органов чувств
- на какой вопрос отвечает восприятие
- чем восприятие отличается от ощущений
Вход и выход из города Воображение:
- что такое воображение
- назовите виды воображения
- чем отличается произвольное и непроизвольное воображение
- объясните разницу между творческим и воссоздающим воображение
- что дает воображение человечеству
- как можно развивать воображение