Итоговый урок истории России XX века в форме интерактивной викторины "Говорят политики ХХ века. Голоса истории"

Разделы: История и обществознание


Объяснительная записка

Урок составлен в качестве итогового для учеников 9 и 11 класса. Урок может проводиться традиционно в классе, а также как внеклассное или школьное мероприятие. Форма интерактивной викторины выбрана потому, что использование современных методических средств на основе персонального компьютера с визуальным и звуковым сопровождением позволяет увлечь и заинтересовать учеников, а также способствует лучшему усвоению материала. Из психологии известно, что люди по способу лучшего усвоения информации делятся на “логиков” - тех, которые лучше всего воспринимают и запоминают текстовый материал и логические цепочки, “видео” - тех, кто лучше усваивает зрительную информацию и “аудио” - тех, кто лучше всего усваивает информацию в виде звука. Интерактивный метод подачи знаний позволяет использовать все три канала поступления информации. Кроме того, звуковой и видео документ очень хорошо передают “вкус” эпохи, ее “тональность”, атмосферу, то есть то, что очень трудно определить логически.

При выборе звукового материала приходилось учитывать его сравнительную немногочисленность, кроме того необходимо было иметь в виду невысокое качество звука. В результате отбора мы остановились на следующих аудиофайлах-

- В.И. Ленин “О мировой революции”.

- И.В. Сталин “Сообщение о начале войны (диктор Левитан)” , “Сообщение о победе над Сталинградом ( диктор Левитан)”, “Сообщение о прорыве блокады Ленинграда (диктор Левитан)”, “Сообщение о победе над Германией (диктор Левитан)”, речь Сталина на Параде Победы, сообщение о смерти Сталина.

- Н.С.Хрущев “Случай в метро” - об открытии метрополитена, “Сообщение о выходе человека в космос (диктор Левитан)”, выступления Хрущева на встречах с интеллигенцией.

- Л.И. Брежнев “Поздравление советского народа с Новым 1971 годом”.

- М.С. Горбачев “О перестройке”, “О вступлении в должность президента России Б.Н.Ельцина”.

- Б.Н. Ельцин “Заявление в аэропорту Дублина, “Заявление об уходе в отставку”.

Аудио материал подобран таким образом, чтобы ученики с одной стороны, могли уловить смысл происходящих событий, а с другой стороны, подобранный материал сам должен являться историческим документом и передавать характерные черты эпохи. Звуковой файл не должен превышать 1,максимум 2 минуты, в противном случае дети могут потерять интерес к событию или смысл передаваемого материала. В нашем случае суммарный объем аудиоматериала составил 10 минут. Таким образом, на обсуждение материала остается около 35 минут.

Возможно, многие ученики никогда не слышали реальных голосов В.И.Ленина, И.В.Сталина, Н.С.Хрущева, Л.И. Брежнева, Ю.В.Левитана. В процессе урока ребята запоминают голоса политиков, интонации речи, а главное – начинают понимать, что история – это не то, что было где-то и когда-то, а может, и вовсе не было, словом, давно всеми забытое и покрытое пылью в архивах. История – это живое, реальное, земное дело, затрагивающее всех и каждого, действительно интересное и увлекательное явление. Историческую эпоху передает не только факт. Тембр голоса человека говорит о его характере, о его образовании, воле, культуре. Одной лишь интонацией голоса вождя можно многое понять в сущности той или иной эпохи.

С педагогической точки зрения такая интерактивная форма подачи и закрепления материала интересна также и тем, что видео и звуковые образы запоминаются гораздо глубже, нежели сухой текст учебника. Поэтому данная методика, на наш взгляд, наиболее эффективна именно при проведении итоговых уроков - для закрепления уже пройденного материала и для выявления ключевых, наиболее значимых моментов в изучаемой теме.

Синопсис урока

Класс или классы делятся на 4 команды. Команды дают ответы по жеребьевке.

1 этап викторины. Ученики должны дать исторический портрет и сказать, о каком событии идет речь в звуковом ролике.

Идет ролик о мировой революции. По этому звуковому файлу ученики первой команды должны дать исторический портрет Ленина. Дети должны в своих сообщениях кратко коснуться деятельности Ленина, исторического портрета России рубежа конца19- начала 20 веков. Особенно должны отметить следующее. Становлению Ленина как марксиста способствовало обострение классовых противоречий в России на базе бурного развития капитализма, роста рабочего движения, расслоения крестьянства, кризиса народничества.

Развивая марксизм, Ленин оставался на позиции установления диктатуры пролетариата, ядром которой должна была стать коммунистическая партия. В реализации своих планов Ленин опирался на рабочих. Большая агитация проводилась также и среди солдат. Народные массы, не вдаваясь в идеологические тонкости, готовы были пойти за любой политической силой, твердо пообещавшим им мир и землю. Такой силой и стала партия большевиков. Необходимо отметить, что революция в России мыслилась Лениным как часть мировой революции. Вся жизнь Ленина связана с событиями, происходившими в России в конце 19-начале 20вв.

Родился Ленин 22 апреля 1870г в г. Симбирске.

-1887г блестяще окончил гимназию и поступил на юридический факультет Казанского университета.

-1887г. арест и ссылка Ленина за участие в студенческих волнениях в деревне Кокушкино Казанской губернии.

-1888г. вступает в марксистский кружок Федосеева.

-1891г. сдает экстерном экзамен за курс юридического факультета Петербургского университета, работал в Самаре помощником присяжного поверенного.

-1893г. переехал в Петербург и сумел объединить разрозненные марксистские кружки в “Союз борьбы за освобождение рабочего класса”.

-1895г. за революционную деятельность арестован и сослан в Сибирь, в село Шушенское.

-1900г. Ленин уезжает за границу, издает там вместе с Плехановым газету “Искра”, разрабатывая идейные и организационные основы будущей большевистской партии.

-1903 окончательно оформилась РСДРП.

-Ноябрь 1905г.Ленин возвращается в Россию, принимая участие в Революции 1905-1907гг.

После поражения революции эмигрировал вторично. Жил во Франции, Австрии, Германии, Швейцарии. Во время Первой Мировой войны выступал за поражение царского правительства. Выдвинул лозунг за превращение империалистической войны в гражданскую.

После победы Февральской революции Ленин переехал в Петроград, выдвинув в апрельских тезисах два лозунга: “Никакой поддержки временному правительству!”,

“Вся власть Советам”.

В ночь с 24-25 октября руководил вооруженным восстанием. После победы возглавил советское правительство. Был подписан Брестский мир с Германией, давший возможность приступить к государственному строительству и борьбе с контрреволюцией.(Гражданская война и “красный террор”).

Результатом революционной деятельности Ленина стал приход большевиков к власти. Ленин становится главой первого в мире советского государства. Это на 70 лет определило дальнейший ход истории не только нашей страны но и всего мира.

Идет ролик о смерти Сталина.

Ученики второй команды должны также назвать событие и его значение для страны и

кратко дать исторический портрет И.В. Сталина.

Смерть Сталина 5 марта 1953 года повергла весь советский народ в шок. Более 30 лет Сталин возглавлял СССР. Все успехи страны в индустриализации, коллективизации, в построении социализма, в победе над фашистской Германией в Великой Отечественной войне у советского народа были неразрывно связаны с именем Сталина. С именем Сталина связывали и невиданные ранее репрессии против собственного народа. С одной стороны, в народе был энтузиазм первых пятилеток и победителей в войне, с другой стороны в душах людей царил страх за собственные жизни и жизни своих близких. Стало ясно, что со смертью Сталина страна оказалась на пороге нового исторического этапа. СССР ждала новая жизнь, а какая – пока не было ясно.

Сталин (Джугашвили) родился в семье сапожника, был четвертым ребенком, в грузинском селе Гори. Отношения с отцом были холодными. Вырос умным, эрудированным ,с аналитическим складом ума.

В 11 лет поступил в духовное училище, затем перевелся в духовную семинарию в Тифлисе.

Закончив духовную школу в 20 лет ,Коба( политический псевдоним Сталина) считает себя революционером и марксистом. Его революционный путь отмечен тайными переездами из одного города в другой, тюремными заключениями, ссылкой, побегами, нелегальной работой.

Для партии большевиков Коба достает капиталы, что дает ему возможность занять руководящую должность в рабочей партии Грузии, затем в РСДРП.

В 1917г Сталин за кулисами политики исполняет административные и технические поручения ЦК.

В апреле 1922г пленум ЦК выбрал Сталина Генеральным секретарем РКП(б).

К 1924г эта должность станет знаковой, будет подчеркивать приход к власти нового политического лидера- Сталина.

В ходе героический пятилеток, невероятных трудовых усилий советского народа была ликвидирована технико-экономическая отсталость СССР, решены были задачи обороноспособности страны. Ликвидирована неграмотность населения. Заложена одна из лучших систем образования. Страна вышла на такие рубежи своего развития, что могла достойно соперничать с наиболее развитыми капиталистическими державами.

Но многочисленные людские потери в ходе строительства социализма и в ходе Великой Отечественной войны характеризуют режим Сталина как антигуманный и не позволяют нам дать положительную оценку этой личности.

Третий ролик посвящен личности и деятельности Н.С. Хрущева.

Воспроизводится аудиофайл Н.С.Хрущев “Случай в метро”.

Задание ребятам из третьей команды - дать характеристику деятельности Н.С. Хрущева.

Хотя хронологически это время – 1935 год – относится к предыдущей эпохе, времени правления Сталина, этот фрагмент максимально характеризует личность Хрущева. Впервые здесь мы имеем дело с описанием именно частной жизни простого человека, не связанного напрямую с государственной жизнью. В дальнейшем эта тема – тема частной жизни простого человека постепенно входит и в сферу искусства (вспомним такие художественные фильмы, как “Весна на Заречной улице”, “Летят журавли” и другие.) Страна вступила в “Великое десятилетие” Хрущева, которое позже назовут золотым веком СССР. Переход, пусть неполный и частичный, от государственной риторики, где человек был лишь винтиком в огромной машине страны, к общечеловеческим ценностям, к гуманизму, несомненно ,был связан с личностью Н.С.Хрущева. Инициированная им относительная демократизация общества привела к ослаблению партийного контроля за духовной сферой, к началу раскрепощения сознания людей.

Сообщение о выходе человека в космос. Это была вершина в истории СССР. Впервые страна вышла в мировые лидеры по такому наукоемкому и технологически сложному вопросу, как освоение космического пространства, обогнав на 5-10 лет США. Голос Левитана , его интонационная приподнятость – живое свидетельство того, что страна находится на подъеме. Люди советской страны поверили в свои силы, почувствовали, что им по плечу решение сложнейших задач.

Хрущев был первым секретарем Украины во время Великой Отечественной войны, после войны стал членом ЦИК.

После смерти Сталина занял пост Первого секретаря ЦК КПСС, возглавил заговор с целью отстранения от власти Берии.

В 1957г. добивается поста председателя Совмина, фактически отстранив от власти Жукова, Маленкова, Молотова, Кагановича.

В 1956г. Хрущев выступил на 20 съезде партии. Это событие связывают с началом оттепели. Полет Ю.Гагарина в космос неотрывно связан с именем Хрущева.

В целом политику Хрущева можно оценить как противоречивую.

Выступления Хрущева на встречах с интеллигенцией. Здесь нагляднее всего прослеживается двойственность как и личности самого Хрущева, так и проводимой им политики. Хрущев, образно говоря, стоял одной ногой в будущем, а другой – в прошлом.

Внешняя политика с одной стороны была направлена на мирное сосуществование, с другой стороны, на обострение отношений с США и странами Запада, вела к “Холодной войне”. Социально-экономическая политика не менее противоречива. Перечеркнув достижения экономической деятельности Маленкова, проявив волюнтаризм (кукурузные эксперименты) Хрущев поставил страну на грань голода в 1962г.

В годы правления Хрущева были и невероятные успехи Советского Союза в космосе, в военной сфере, в науке, искусстве, образовании.

Ролик, посвященный Брежневу Л.И.

Задание четвертой команде учеников - кому посвящен ролик, каковы особенности этого времени, дать исторический портрет Брежнева?

Ролик “Поздравление советскому народу с новым 1971 годом” выбран как наиболее характерный для исторической эпохи, которая позднее будет названа застоем. Страна продолжает развиваться, по-прежнему остается в мировых лидерах, однако это развитие скорее инерционное, обеспеченное предыдущими эпохами. В это время страной правили люди преклонного возраста, которые плохо чувствовали новое время, жили во многом прошлым, не были готовы к переменам и противились им. Страна начинает отставать от лидеров капиталистического мира, теряет позиции в науке ,технологии и промышленности. Сельское хозяйство перестает быть рентабельным, СССР начинает покупать продовольствие за рубежом, а продавать на экспорт сырье.

В международной деятельности СССР преобладает в это время политика паритета (равенства) вооружений, постепенно холодная война сменяется политикой разрядки международной напряженности. В умах политиков начинает преобладать мысль о невозможности новых мировых войн, о сокращении стратегических вооружений.

2-й этап викторины

Посвящен Великой Отечественной войне – событию, которое делит историю 20 века на до и после…

Учитель по всем прозвучавшим аудиофайлам готовит карточки с вопросами. Представителю от команды нужно ответить “Да”, “Нет”, стараясь набрать необходимое количество баллов. Элемент состязательности и игры позволяет раскрепостить ребят, дать им возможность проявить себя в неформальной игровой среде, в то же время способствует лучшей усвояемости пройденного материала.

Идет ролик о начале Великой Отечественной войны. Примерное содержание карточки с вопросами такое :

-Великая Отечественная война началась 22 июня 1941г. (да)

-Главный удар фашистская Германия нанесла с Саратова (нет)

-Под Харьковом советская группировка войск попала в окружение (да)

-5 января началось контрнаступление советских войск под Москвой (нет).

Следующий ролик о победе над Сталинградом. Это уже коренной перелом в ходе всей войны. После этой исторической победы фашистские войска будут только отступать, а советские- наступать. Карточка примерно такая:

-План контрнаступления, разработанный начальником Генштаба Василевским получил условное наименование “Уран” (да)

- Во время Сталинградской битвы была окружена и разгромлена огромная группировка немецких войск – 42 дивизии во главе с фельдмаршалом Майнштейном(нет)

-Контрнаступление началось 19 ноября 1942г (да).

-окруженная группировка противника капитулировала 2 февраля (да).

Идет ролик о прорыве блокады Ленинграда.

Блокада Ленинграда – это беспримерный подвиг Советского народа, и особенно ленинградцев, не имеющий аналогов во всей мировой истории. Блокадный город не сдавался, а работал, выпускал военную продукцию, воевал при тяжелейших условиях.

Примерный вариант карточки с вопросами:

-Блокада Ленинграда была 900 дней (да)

-Хлеб из Ленинграда шел по Онежскому озеру (нет)

-Норма хлеба для работающих была 250 граммов в день (да).

Идут ролики о победе над Германией и речь Сталина на параде Победы 24 июня 1945 г.

Победа Советского народа в Великой Отечественной войне – главнейшее историческое событие 20 века. Сама эта война была по масштабам разрушений, по жертвам невиданной ранее во всей человеческой истории. Примерный вариант карточки:

-Советский народ потерял в этой войне более 27 миллионов человек. (да)

- Акт о безоговорочной капитуляции германских войск был подписан в ночь с 8 на 9 мая 1945 года в Берлине, с Советской стороны акт подписал Жуков, с немецкой –Кейтель. (да)

-В параде Победы, который прошел в Москве 24 июня 1945 года принимали участие сводные полки всех фронтов и всех родов войск. Парад принимал Жуков, командовал Парадом Маршал Рокоссовский (да)

-Кульминационным моментом по захвату Берлина был штурм и захват Зееловских высот и водружение красного знамени над Рейхстагом (да)

3 этап викторины - “Наши современники”

Команды презентуют творческую работу, заранее подготовленную (на плакатах или в информационном поле). Ключевые события эпохи Ельцина, Горбачева изображаются в виде символов, с комментарием.

Ролики “М.С.Горбачев о перестройке”, заявление об отставке с поста Президента СССР (на 2 команды). Новый лидер страны приходит к пониманию того, что экстенсивное развитие страны, ее все большее отставание от мировых лидеров – это политика, не имеющая будущего. Необходимо реформировать всю страну. Однако, проводимая политика перестройки выходит из под контроля Горбачева, приводит к распаду СССР и вынуждает Горбачева уйти в отставку.

Ролики “Заявление Б.Н.Ельцина в аэропорту Дублина”, заявление об отставке(также на 2 команды). СССР распадается, Россию возглавляет Б.Н.Ельцин. В это время страна отказывается от социалистической ориентации, в Россию приходит капитализм, поначалу полубандитский и хищнический. Лидер страны в это время – прямое отражение новых времен и перемен в России. Об этом свидетельствует первый ролик. Заявление Ельцина об отставке, сделанное 31 декабря 1999 года, подводит черту под историей России в 20 веке.

По итогам трех этапов викторины команды по ответам на вопросы получают соответствующее количество баллов. Награждаются победители.