Занятие-путешествие "По родному краю"

Разделы: Биология, Внеклассная работа


Пояснительная записка.

Занятие в творческих объединениях «Юные натуралисты», «Природа и человек» станции юных натуралистов проводится в форме игры-путешествия по биологическим станциям. Этапами игры являются остановки на биологических станциях в пути следования. Учащиеся творческого объединения делятся на три команды (по 5 чел.). Каждой команде предлагается маршрутный лист. В маршрутном листе указываются: названия станций, количество набранных баллов, а также делается отметка о пребывании на той или иной станции. Для разных команд последовательность станций в маршрутном листе другая. На каждой из биологических станций учащихся встречает Флора (это может быть как педагог, так и учащаяся творческого объединения второго года обучения). Здесь ребят поджидают испытания. Если станция называется « Лесная», то и разговор пойдет о растениях астраханских лесов, а если «Заповедная-1» или «Заповедная-2», то учащимся придется блеснуть знаниями о животных и растениях, занесенных в Красную Книгу Астраханской области. В конце игры заполненный маршрутный лист сдается жюри для подведения итогов и определения команды-победителя. Возраст учащихся 11-12 лет. Время проведения – 1час. Данную игру целесообразно проводить как итоговое обобщающее занятие по теме «Разнообразие природы Астраханского края» образовательных программ эколого-биологической направленности «Природа и человек», «Юные натуралисты».

План проведения:

  1. Подготовительный этап.
  2. Игра.
  3. Подведение итогов. Награждение.

Цель занятия:

  • обобщить и закрепить знания учащихся о флоре и фауне родного края;
  • развивать познавательную активность, творческое воображение учащихся;
  • воспитывать бережное, доброе отношение к растениям и животным;
  • выявить лидера в творческом объединении учащихся;
  • прививать любовь к своей «малой Родине».

Место проведения: станция юных натуралистов.

Участники: учащиеся творческих объединений «Природа и человек», «Юные натуралисты».

Возраст учащихся: 11-12 лет.

Методы и методические приемы: словесный, наглядный, демонстрационный, репродуктивный, частично-поисковый, игра.

Оборудование: аудиозаписи: «Голоса птиц», «Вальс цветов» П.И. Чайковского; чучела птиц, плакаты из серии «Природа родного края», гербарии, спилы разных пород деревьев, природный материал, ножницы, клей.

Ход занятия

I. Подготовительный этап.

На подготовительном этапе учащимся дается задание придумать название своей команды, девиз, выучить стихотворения о природе Астраханской области.

Примерные стихотворения для чтения учащимися наизусть:

Луговой лирохвост,
И куриное просо,
Солерос травянистый,
Ползучий пырей –
Астраханские травы
Запомнить не просто,
Как не просто запомнить
И птиц, и зверей.
(С. Макаров)

…Тут кабан в камышах
Знает хитрые лазы,
Здесь орлан-белохвост
К нападенью готов.
А чирок-свистунок
И нырок белоглазый
Улетят от когтей камышовых котов!
(С. Макаров)

…Заповедное взморье
С распахнутой Волгой
Был я с вами два дня,
Отчего же в судьбе
Лотос, чуть розоватый
Под зоренькой волглой,
В сны врастает мои
Властно тянет к себе.
(С. Макаров)

Ах ты, Ахтуба, река с норовом
Сестры к Волге все, а ты в сторону.
Через степи путь –
Не с твоей волной
То пески по грудь, то камыш степной…
Только Ахтуба – вот упрямица! –
Со своей водой в Каспий тянется…
Ах ты, Ахтуба, речка-вольница,
Мне твоя вода
Будет помниться…
(«Ахтуба», Н. Мордовина)

II. Игра.

Игра-путешествие начинается со сбора команд в актовом зале станции. Каждая команда представляет свое название и девиз. После этого ребята получают маршрутный лист. Например, маршрутный лист №1.

№ п/п Название станции. Баллы. Отметка о пребывании на станции.
1. Гостиная природы (кабинет цветоводства).
2. Лесная (кабинет растениеводства).
3. Заповедная-1 (кабинет охраны природы).
4. Заповедная-2 (кабинет аквариумного рыбоводства).
5. Мастерская природы (кабинет природы и фантазии).

Задания на станциях:

Гостиная природы.

1. Перечислить города, в названиях которых содержатся названия растений. За каждый правильный ответ – 3 балла.

Ответ: Астрахань, Петрозаводск, Ельня, Дубна, Иваново, Севастополь.

2. Узнай кустарник по описанию:

  • «Путешествуя пустынными районами нашей области, нельзя не обратить внимание на своеобразные деревца с необыкновенными ветвями. Почти у каждого растения они бывают различных оттенков и составляют целую гамму цветов: от темно-бордового и ярко-красного тонов до матово-серого. У одних растений цветы имеют форму кистей, а у других – это метелки. Его назвали по имени реки, протекающей в горах Пиренеях. Это растение очень полезно в быту. Тонкие ветви идут на плетение корзин, мебели. Чтят его чабаны и пчеловоды». Ответ: тамарикс.
  • «Живет это растение 150-200 лет. У нас растут два вида – черный и белый. У белого вида вместо листьев короткие острые чешуйки на тонких побегах, а черный вид таких не имеет. Их заменяют зеленые побеги, опадающие ежегодно, как листья. Природа обидела этот кустарник цветами, они у него мелкие, очень похожи на цветы лебеды». Ответ: саксаул.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

3. Прочитать наизусть стихотворение о родной природе.

Лесная.

  1. Сколько гектаров занимают леса в Астраханской области? Ответ: 82600 га.
  2. Какие деревья образуют ленточные леса? Ответ: ива белая, ива ломкая, тополь, шелковица, лох, вяз, ясень, дуб.
  3. Определить по спилу древесины, какому дереву он принадлежит. (Предлагаются спилы березы, дуба, сосны, акации, тутовника, клена, тополя).

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Заповедная – 1.

Определить по описанию растения, занесенные в Красную Книгу Астраханской области.

  1. Многолетнее растение из семейства ирисовых. Стебель 12-15 см. с 1-2 цветками. Произрастает на глинистых почвах в окрестностях озера Баскунчак.
    Ответ: ирис.

  2. Многолетний полукустарник с ползучими или приподнимающимися стеблями из семейства губоцветных. Цветки в ложных мутовках, розовые. Встречается в окрестностях балок озера Баскунчак.
    Ответ: чабрец.

  3. Водное, многолетнее растение Астраханской области.
    Ответ: лотос.

  4. Раннее цветущее луковичное растение.
    Ответ: тюльпан.

  5. Чрезвычайно интересное многолетнее растение из семейства сложноцветных. Стебель внизу и листья с обеих сторон волосистые. Высота стебля 25-75 см. Произрастает в окрестностях озера Баскунчак.
    Ответ: василек.

  6. Водное растение. В народе называется «живым ископаемым».
    Ответ: чилим.

  7. Эндемичное растение из семейства злаковых. Однолетник высотой 10-30 см. Листовые пластинки плоские, голые. Растет в небольших понижениях в Черноярском районе. Декоративный вид.
    Ответ: цингерия.

  8. Многолетник из семейства злаковых, имеет слабораскидистую метелку. Листья длинные, линейные, очень узкие и часто свернуты в трубку. Произрастает в окрестностях озера Баскунчак.
    Ответ: ковыль.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Заповедная – 2.

  1. Рыба, имеющая по 7 отверстий по бокам. Питается растительностью, беспозвоночными, своими сородичами, пробуравливая их языком, высасывает кровь.
    Ответ: минога.

  2. Морское млекопитающее, занесенное в Красную Книгу.
    Ответ
    : тюлень.

  3. Реликтовое животное Астраханской области.
    Ответ: выхухоль.

  4. Самая крупная пресноводная рыба осетровых пород Астраханской области.
    Ответ: белуга.

  5. Самый мелкий и красивый гусь с вишневой окраской щек и с белым и черным опереньем крыльев.
    Ответ: казарка.

  6. Это довольно крупная птица с длинными ногами с круто – изогнутыми когтями, питается рыбой.
    Ответ: скопа.

  7. Самая длинноногая птица в мире с длинной шеей, удивительным клювом, загнутым книзу. Название этой прекрасной редкой птицы переводится на русский язык как «пламя».
    Ответ: фламинго.

  8. Птица с огромным клювом, использует его как бредень.
    Ответ: пеликан.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Мастерская природы.

Выполнить композицию из природного материала на тему «Знакомые незнакомцы».

Время: 10 минут.

Предлагаемые материалы и инструменты для выполнения работы:

  • крылатки клена, ясеня, шишки ели и сосны, желуди, листья, веточки и спилы древесины;
  • цветная бумага, клей, пластилин, ножницы.

Максимальное количество баллов – 5.

III. Подведение итогов. Награждение.

Итоги игры подводит жюри при общем сборе трех команд в актовом зале. Команда-победитель награждается грамотой и призами. Две другие команды получают сертификаты за участие в игре.

Литература:

  1. Н.А. Никифорова, Г.Н. Протасевич. Природа нашего края. Учебное пособие для школ Астраханской области. – Астрахань, 1996.
  2. Красная книга Астраханской области /под общей ред. Ю.С.Чуйкова/. – Астрахань, 2004.