Разнообразие и признаки растений семейства Пасленовые

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Технологическая карта урока (Приложение 1)

1. Стадия вызова

Цель. Психологически подготовить обучающиеся к изучению новой темы.

Учитель предлагает учащимся посмотреть фрагмент художественного фильма “В поисках капитана Гранта”, где показаны индейцы, которые у костра выкуривают “трубку мира”. (Слайд 1)

Учитель. Наш урок начался с фрагмента замечательного фильма “В поисках капитана Гранта”. Этот фрагмент имеет непосредственное отношение к уроку. Сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие в страну инков и ацтеков – Южную Америку. Сколько легенд ходило о кладах, спрятанных индейцами. Сколько тайн хранит этот континент! На уроке нам также придется разгадать не одну загадку. Только связаны они с удивительными растениями, прибывшими в Европу из Южной и Центральной Америки. О каком растении идет речь в видеофрагменте?

Учащиеся определяют, что это растение – табак. Учитель называет семейство, к которому относится это растение. Учащиеся записывают в тетради тему урока.

(Слайд 2)

2. Стадия осмысления

Задача 1. Изучить признаки пасленовых.

Цель. Создать условия для работы с пиктограммами и учебным текстом.

Учитель предлагает прослушать информацию. В конце XV — начале XVI века испанцы и португальцы — самые искусные мореплаватели того времени — устремились в неведомые страны на покорение новых земель, на завоевание новых богатств. Много нового и необычного увидели завоеватели в покоренной ими стране. Но особенно поразило испанцев то, что все население Перу питалось какими-то странными, на их взгляд, подземными плодами. Это были подземные плоды невзрачного на вид растения “папа”.

Для подсказки на доске написано, как называли это растение в разных странах (Слайд 3):

  • англичане – потато,
  • голландцы – аардаппель,
  • французы – пом де терр,
  • итальянцы – тартуфель,
  • русские - ? (Картофель).

Наш второй хлеб – картофель – родом из Южной Америки. У вас на столах лежат вот такие таинственные ребусы. В этих картинках зашифрованы особенности семейства Пасленовые. Попробуйте составить рассказ. (Слайд 4, Приложение 2)

СЕМЕЙСТВО ПАСЛЕНОВЫЕ

Большинство представителей семейства пасленовых — это травянистые растения.. Цветок пасленовых правильный, с двойным околоцветником. Чашечку образуют 5 сросшихся чашелистиков, венчик состоит из 5 сросшихся лепестков. Тычинок тоже 5, пестик один. Формула цветка *Ч(5)Л(5)Т5П1.

Плод пасленовых — ягода (у томата, картофеля, перца) или коробочка (у табака, белены, дурмана).

К семейству относятся важные пищевые, технические и лекарственные растения. Есть среди пасленовых также и ядовитые виды. Многие виды этого семейства используются как декоративные.

Для выявления общих признаков семейства Пасленовые, учащиеся работают в одиночку, в паре, группе. представляют свой рассказ. Первая группа выступает подробно, остальные дополняют.)

Учитель предлагает соотнести свой рассказ с информацией на обратной стороне карточки и заполнить таблицу по семейству Пасленовые в тетради.

Задача 2. Изучить представителей семейства Пасленовые

Цель. Содействовать развитию умений анализировать информацию, строить предположения и делать выводы.

Учитель. К семейству Пасленовые относятся пищевые, технические, ядовитые, лекарственные и декоративные виды. А что это за растения?

(Звучит старинный вальс) (Слайд 5)

Учитель. Франция. Конец XVIII в. В стране голод, а королевском дворце бал. Королева Мария Антуанетта, как всегда, ослепительно хороша, ее украшения – сверкающие бриллианты. Но не на них были направлены взоры. Ее прическу украшают невиданные здесь прежде цветы. Их подарил королеве аптекарь Антуан Огюст Пармантье.

А в России на балах подавали редкостное блюдо из этого растения. Определили, что это за растение? Может желаете попробовать это блюдо?

(Учащиеся определяют, что это картофель, сваренный в сладком сиропе ).

Для изучения представителей семейства Пасленовые учитель организует работу с текстом (прием “Чтение с остановками) (Приложение 3)

Наряду с золотом испанцы нашли в Перу простую картошку. И безвестный доселе перуанец впервые появился в Европе. Испанцы сначала пробовали есть картофель в сыром виде. Он не пришелся им по вкусу. Лишь спустя некоторое время европейцы научились употреблять в пищу картофель в вареном или печеном виде.

Сначала картофель разводили больше всего как лекарственное растение. Венгерский барон Аппель Капосканий доказал, что он первый ввел картофель в Венгрии, и за это он получил право........ изобразить на своем фамильном гербе... картофельные клубни.

Во Франции “земляные яблоки” были встречены сначала весьма недружелюбно. Однако, нашелся во Франции человек, который быстро оценил картофель. Это был парижский аптекарь Антуан Огюст Пармантье. Аптекарь был неутомим в своем стремлении распространить у себя на родине новую полезную культуру. Чего только он не делал!

Выхлопотав себе небольшой участок земли под Парижем, Пармантье посадил на нем картофель. Но как вызвать интерес населения к новому диковинному растению? ____________________

Пармантье выставлял днем чуть ли не целый отряд солдат для охраны своего огорода. Ночью же стража уходила, и каждый мог свободно пройти на огород. Охрана заинтересовала крестьян. Нашлось немало любителей, которые решили проверить, что же это так ревностно охраняет чудак-аптекарь. Они приходили ночью, тайком брали клубни и стали сажать у себя.

____________________

В 1523 году семена этих растений были привезены в Европу Эрнаном Кортесом вскоре после завоевания Мексики. Плодами этого растения враги пытались отравить Джоржа Вашингтона. Повар-шпион Джеймс Бейли приготовил из них блюдо. Вопреки ожиданиям заговорщиков Вашингтон остался жив.

Особым спросом пользовались цветки этого растения у европейских модниц. Появиться на светском рауте с соцветием, прикрепленным к корсажу, считалось высшим шиком. Сейчас это растение имеет два общепринятых названия.....

___________________

“помидор” и “томат”. Помидоры были долгое время декоративными растениями в Европе. Не столько из-за небольших желтеньких цветочков, сколько из-за крупных оранжевых и красных плодов украшали ими клумбы садов, обвивали беседки.

___________________

В 1532 году испанские конкистадоры напали на селение индейцев на берегу реки Ориноко. Жители выставили против них отряд из воинов, вооруженных... жаровнями с пылающими углями. Когда испанцы приблизились, индейцы стали засыпать в жаровни какой-то порошок. Клубы удушливого дыма поползли в сторону конкистадоров. Этот едкий дым разъедал глаза, вызывал удушающий кашель, перехватывал дыхание. Испанцам пришлось отступить. Так выиграл сражение ....

 ___________________

стручковый перец. Человек улучшил дикие растения перца, и сейчас известны овощные его сорта. Они довольно крупные (сладкий перец), являются чемпионами по содержанию витамина С. У пряных сортов (горький перец) перца плоды мелкие, содержат особое вещество — капсаицин, обладающее горьким вкусом и раздражающим действием на слизистую оболочку рта.

Учитель предлагает записать примеры овощных культур в таблицу и показывает фотографии физалиса и баклажана. (Слайды 6 - 9)

Учитель. Овощные пасленовые (картофель, томат, перец, баклажан) содержат вещества, повышающие устойчивость организма к длительному воздействию малых доз радиации.

Учитель. Перенесемся во мрачное средневековье. Читает отрывок из трагедии У.Шекспира “Гамлет”.

“...когда я спал в саду
В свое послеобеденное время
В мой уголок прокрался дядя
С проклятым соком белены во фляге
И мне в ушную полость влил настой;
Чье действие в таком раздоре с кровью,
Что мигом обегает, словно ртуть,
Все внутренние переходы тела,
Створаживая кровь, как молоко,
С которым каплю уксуса смешали.
Так было и со мной...” —  рассказывает Гамлету призрак отца.

Английский драматург У.Шекспир в трагедии “Гамлет” описал действие яда белены, с помощью которого был убит отец Гамлета.

В медицине в малых дозах белену используют как лекарственное средство. Она входит в состав лекарств как успокаивающее, обезболивающее средство.

Учитель демонстрирует фотографии ядовитых растений. (Слайды 10 - 13)

Семена белены похожи на семена мака. Дети, играя коробочками-плодами, могут их съесть, что вызовет сильное отравление. Алкалоиды белены вызывают помутнение рассудка, поэтому о человеке, ведущем себя неразумно, говорят: “Белены объелся”. Дурман вызывает сильное отравление своими плодами — орехами.

Из листьев белладонны до сих пор получают атропин — необходимое лекарство при глазных операциях.

Белладонна и ее смертоносные свойства были известны уже в Древнем Риме. Поэтому ее назвали “атропа”, в честь Атропы — богини смерти. Однако древние римляне знали, что при осторожном обращении с соком белладонны можно расширить зрачки и тем самым сделать свои глаза более красивыми, а если есть ягоды белладонны с темно-вишневым соком, то можно подрумянить и щеки. Поэтому древнеримские модницы очень ценили растение, которое, как они полагали, каждую женщину может превратить в красавицу. Оригинальное сочетание упоминаний богини смерти и красивой женщины в названии невзрачного, но очень ценного для человека растения.

Ядовитыми являются стебли томатов и зеленые клубни картофеля.

В качестве декоративных растений выращивают петунию и душистый табак. (учитель демонстрирует фотографии этих растений.) (Слайды 14 - 15)

Учитель. Испанский матрос из экспедиции Колумба Родриго де Глере привез растение, которое впоследствие стало причиной социальной болезни человечества. (учитель демонстрирует фотографию табака) (Слайд 16, 17)

Вы уже много слышали о вреде курения. Давайте проверим, а что вы помните.

(Прием “Верите ли вы”?) (Приложение 4)

Учащиеся определяют свое отношение к утверждениям.

Верите ли вы?

1. С помощью табака раньше лечили простуду и малярию.

2. В табаке содержится менее 10 вредных веществ.

3. Никотин расширяет сосуды, что приводит к развитию инфаркта.

4. У курящих сердце сокращается чаще.

5. Первая выкуренная сигарета не влияет на самочувствие.

6. Табачный дым может вызвать аллергию.

7. Курильщиком может быть грудной ребенок.

8. Некурящие люди не чувствительны к никотину.

 Учащиеся изучают текст и находят подтверждение или опровержение предложенным утверждениям.

Учебный текст

В Европе курение вошло в моду после открытия Америки. Первоначально его считали лечебным средством. На Руси в 17-18 веках табак применяли при простуде и малярии. Вскоре стало известно вредное воздействие табака на организм. В царских указах первой половины 17 века строго запрещался ввоз табака. Неисправимых курильщиков секли кнутом. Теперь курение признано социальной болезнью. В табаке и табачном дыме содержится около 50 вредных для организма человека веществ.

Под влиянием табачных смол клетки, выстилающие дыхательные пути утрачивают реснички. В результате в легких накапливается слизь, появляется кашель, в кровь плохо поступает кислород.

Никотин вызывает спазм сосудов. При многолетнем курении в сосудах образуется множество маленьких трещин. Сердце у курильщиков работает с повышенной нагрузкой, быстрее изнашивается. Развивается инфаркт миокарда.

Минздрав предупреждает, что у курящих людей сердце может сокращаться в сутки на 20 тыс. раз больше, чем у некурящих, что повышает риск его заболеваний.

Никотин способствует выделению адреналина, что повышает кровяное давление. У человека, выкуривающего сигарету через каждые 30–40 мин, сосуды сужены практически постоянно.

Когда человек закуривает впервые в жизни, у него наблюдается учащение пульса, нарушается точность и координация движений, появляется головная боль, слабость, рвота. Курение оказывает пагубное воздействие на умственные способности - ухудшается память, сообразительность, внимание. Табачный дым может явиться причиной аллергии.

Существуют так называемые пассивные курильщики. В их роли может оказаться любой человек, даже грудной ребенок. Особенно чувствительны к никотину и табачному дыму некурящие люди. Попадая в организм человека, табачный дым проявляет свое действие лишь через несколько лет, действуя подобно мине замедленного действия. Наиболее опасным в табачном дыме является бензопирен, потому что именно он вызывает раковую опухоль.

3. Рефлексия

Цель. Помочь учащимся подытожить свои знания по новой теме.

Учитель. Поскольку у нас урок загадок, то и завершим наш урок загадками. Только не я вам их буду загадывать, а вы.

Учащиеся придумывают загадки.

Домашнее задание

Цель. Содействовать развитию потребности поиска информации в дополнительных источниках.

Учитель проводит инструктаж по выполнению домашнего задания. (Слайд 18)

Параграф 58, изучить

Нарисовать необыкновенное дерево, которое сочетает в себе признаки и значение растений семейства Пасленовые.

Литература

1. Алешко Е.Н. Хрестоматия по ботанике. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1960. – 316 с.

2. Бавтуто Г.А., Еремин В.М., Лемеза Н.А., Лисов Н.Д. Учебное пособие для 7 класса общеобразовательной школы. - 2-е изд, испр. - Мн.: Ураджай, 2000. - 351 с.: ил.

3. Гин А.А. Приемы педагогической техники. – Гомель: Сож, 1999.

Демьянков Е.Н. Биология в вопросах и ответах. – М.: Просвещение, АО Учебная литература, 1996.

4. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Альянс Дельта, 2003.

5. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. - Издание 2 –е. – СПб: Альянс Дельта совм. с издательством Речь, 2003.

6. Лебедев С.Н. Уроки биологии с применением информационных технологий. 6 класс. Методическое пособие с электронным приложением. - М.: Глобус, 2008. - 108 с.

7. Семенцов В.Н. Биология. Технологические карты уроков. 7 класс. - Санкт-Петербург: Паритет, 2001.

8. Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботанике. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1978. – 271 с. с ил.