Пояснительная записка
Зачастую в подростковом возрасте учащиеся пробуют психоактивные вещества, не ясно осознавая, что такие опасные эксперименты могут привести к пагубной привычке, разрушающей здоровье и жизнь. Данный урок разработан в помощь классным руководителям, социальным педагогам, психологам.
Время: 60 – 70 мин.
Возраст (класс): 13 – 14 лет (8 класс)
Форма урока: урок-тренинг
Материалы: 3 листа ватмана или цветной бумаги размером 40х30 см, фломастеры, клей, вырезки из журналов для коллажа, ножницы, листы цветной бумаги для аппликации, три конверта, три карточки с надписями: “сигареты”, “алкоголь”, “наркотики”.
Цель урока: Профилактика употребления психоактивных веществ.
Содержание урока
1. Ледокол “Интервью”
Цель:
- cоздание атмосферы, вызывающей ощущение безопасности, дружеского расположения и одобрения;
- активизация участников тренинга;
- знакомство участников тренинга;
- снятие напряжения.
Время: 15 мин.
Техника проведения: Ведущий, используя технику деления на пары, формирует малые группы и просит участников взять в течение 3-х минут друг у друга интервью в произвольной форме. Затем ведущий просит, чтобы каждый член группы представил своего партнера: имя, интересный факт из жизни, любимое занятие, хобби и т. д.
Инструкция:
- Предложите мне техники деления на два.
- Выберите интересный вариант. Разделитесь.
- Я предлагаю вам взять друг у друга интервью. В течение трех минут вы должны узнать друг о друге как можно больше:
- Кто дал собеседнику такое имя?
- Что любит ваш партнёр?
- Что не любит ваш партнёр?
- Какие интересные факты в жизни случались с вашим партнёром?
- Через 3 мин. вы поочерёдно представите друг друга кратким рассказом. На представление каждой паре отводится по 1 мин.
Анализ: (участники сидят в кругу)
- Как вы себя чувствуете?
- Чему вы научились, играя в эту игру?
- Что вы нового узнали о других?
Ведущий благодарит всех, предлагает поаплодировать друг другу.
2. Творческая игра “Победи своего дракона!”
Цель:
- обучение умению видеть в психоактивных веществах реальную опасность, осознавать их пагубность;
- обучение взаимодействию в тесном контакте друг с другом, овладение навыками межличностного общения;
- развитие творческого воображения.
Время: 30 – 35 мин.
Техника проведения: Учащимся предлагается разделиться на 3 подгруппы, используя технику деления на три.
Каждая группа получает конверт с заданием: 1-й конверт – “сигареты”; 2-й конверт – “алкоголь”; 3-й конверт – “наркотики”.
Ведущий объявляет задание (см. ниже).
Подгруппы занимают отведенные для каждой подгруппы места за столами. Изображают на цветной бумаге психоактивные вещества в виде дракона, используя технику коллажа, аппликации. Дракону даётся имя.
Когда работа будет закончена, ведущий предлагает “победить” дракона, т. е. рядом с драконом изобразить в технике коллажа или нарисовать то, что может противостоять дракону.
Когда задание будет выполнено, листы вывешиваются на стенд (доску), и каждая группа защищает свой коллаж:
- рассказывает о своём драконе;
- объясняет что может ему противостоять, помочь “победить”;
- называет кто будет сражаться с ним;
- поясняет чем он опасен.
Материалы: 3 листа ватмана или цветной бумаги размером 40х30 см, фломастеры, клей, вырезки из журналов для коллажа, ножницы, листы цветной бумаги для аппликации, три конверта, три карточки с надписями: “сигареты”, “алкоголь”, “наркотики”.
Инструкция: Ведущий предлагает:
- Придумайте технику деления на три.
- Разделитесь.
Каждая группа размещается за столами.
- Почти у каждого из нас есть представление о вредных привычках, которым может подвергнуться человек со слабой волей, не имеющий представления об опасности и пагубности этих пристрастий. Но вы уже знаете, что эти привычки похожи на дракона и бороться с ними очень тяжело. Часто человек, который находится в плену своего “дракона”, решается сражаться с ним и “отрубает” ему голову. Но на месте отрубленной головы вдруг появляется новая и человек чувствует свое бессилие перед драконом.
- Сейчас я раздам вам задание. В конверте лежит карточка, на которой написано “сигареты”, “алкоголь”, “наркотики”. Подумайте и изобразите в виде дракона ту пагубную привычку, название которой вы получили в конверте.
Участники игры выполняют задание.
Когда задание будет выполнено, ведущий говорит:
- Посмотрите на своего дракона. Дайте ему имя.
- А теперь подумайте как его можно победить. Рядом с драконом изобразите то, что может победить, или того, кто может победить дракона.
Когда задание будет выполнено, листы вывешиваются на стенд (доску), и каждая группа защищает свой коллаж:
- Расскажите о своём драконе.
- Что может ему противостоять, “победить”?
- Кто будет сражаться с ним?
- Чем он опасен?
Анализ: (участники сидят в кругу)
- Как вы себя чувствуете?
- Поделитесь своими впечатлениями о том, как у вас протекал творческий процесс?
- Легко ли вам было договариваться в процессе совместного творчества и почему?
- Что вы испытывали, когда трудились вместе?
- Были ли те, кто взял на себя ответственность за создание “дракона”?
- Чему вы научились, играя в эту игру?
- Что нового узнали о себе?
- Что нового узнали о других?
Ведущий благодарит всех, предлагает поаплодировать друг другу.
3. Разминка “Подарок”
Цель:
- Активизация участников тренинга;
- формирование позитивного эмоционального состояния.
Время: 5-10 мин.
Техника проведения:
Участники стоят в кругу и каждый по очереди “дарит” без слов, изображая только движениями “подарок” стоящему слева игроку. Стоящий слева игрок “принимает подарок” и “дарит” свой “подарок” следующему игроку, стоящему слева.
Анализ урока.
Цель: Обмен впечатлениями от урока, наблюдениями, пожеланиями, обратная связь.
Время: 10 минут.
Основные вопросы анализа:
- Что вы чувствуете?
- Поделитесь своими впечатлениями об уроке.
- Что нового вы узнали?
- Чему вы научились на этом уроке?
- Чему бы вы хотели научиться?
- Что важное вы для себя открыли?
Ведущий благодарит всех, предлагает поаплодировать друг другу.