Цели:
- развивающая: учащиеся должны понять объективные предпосылки географических открытий,
- обучающая: учащиеся должны научиться выделять причины открытий и отделять их от предпосылок,
- воспитывающая: воспитывать умение выступать с сообщением у доски.
Оборудование: карта мира, учебная таблица “Имена мореплавателей”, атласы, тетради, учебник.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
Сегодня, ребята, мы продолжим изучение темы: “Великие географические открытия”.
Целью нашего урока является выявить предпосылки и понять причины открытий. Вначале мы повторим материал прошлого урока, который нам необходим на этом уроке. За тем перейдём к изучению нового материала и заслушаем сообщения, которые подготовили ваши одноклассники.
Опрос
Я хотела бы, чтобы кто-то нам рассказал об:
- Усовершенствовании водяного двигателя;
- Второй вопрос: необходимо рассказать, что было сделано нового в металлургии и обработке металлов;
- Новое в военной технике;
- Как развивалось мореплавание и кораблестроение.
Мы заслушали ответы давайте теперь обобщим информацию и сделаем выводы. Обратите внимание на таблицу (используется учебная таблица) все эти достижения говорят о том, что для европейцев настало время великих географических открытий.
Они были готовы к ним.
Теперь, поговорим о причинах открытий
Улучшение орудий труда —> появление крупных предприятий —> увеличивается производство товаров —> расширяется торговля.
Для торговли нужны деньги; Для этого нужно золото, серебро. В Европе не драгоценных металлов. Зато за её пределами (в Африке, в Китае, в Индии), по представлениям европейцев таились неисчерпаемые богатства.
- Причина жажда золота.
- Самой заманчивой страной была Индия. Европейские мореплаватели стремились установить прямую связь со странами Азии, чтобы целиком присваивать себе огромные доходы от торговли с Востоком и избавиться от посредничества арабов, которые перепродавали товары в десять раз дороже.
- Завоевания турок-османов ускорили поиски новых путей из Европы в Азию, так как османы брали высокие пошлины
Новый материал
Известно, что ещё в древности европейцы посетили побережье Америки, совершали путешествия вдоль берегов Африки и так далее. Однако географическим открытием считается не только посещение представителями какого-либо цивилизованного народа ранее неизвестный части Земли. В это понятие входит установление непосредственной связи между вновь открытыми землями и очагами культуры Старого света. Только открытие Америки Христофором Колумбом положило начало широким связям между открытыми землями и Европой, этой же цели послужили путешествия Васко да Гамы к берегам Индии, кругосветное путешествие Ф. Магеллана.
Первыми начали поиски новых морских путей в Азию португальские мореплаватели. В начале 60-х годов 15 века они захватили первые опорные пункты на побережье Африки, а затем, продвигаясь на юг вдоль её западного побережья, открыли острова Зелёного мыса, Азорские острова.
Неутомимым организатором дальних плаваний стал в это время принц Генрих (Энрике), прозванный Мореплавателем, хотя сам он редко ступал на корабль.
В 1488 году Бартоломеу Диаш достиг мыса Доброй Надежды на юге Африки. (мыс Доброй Надежды назван так потому, что у них появилась надежда доплыть до Индии).
Сообщение о Бартоломеу Диаше (готовит сообщение ученик и выступает с ним).
Знания полученные португальцами в результате путешествий, дали мореплавателям других стран ценные сведения об отливах и приливах, о направлении ветров и течений, позволили создать боле точные карты, на которых были нанесены широты, линии тропиков и экватора. Эти карты содержали информацию о неизвестных ранее странах. Были опровергнуты прежде распространённые представления о невозможности плавания в экваториальных водах, постепенно стал отступать свойственный людям средневековья страх перед неведомым.
Одновременно на поиски новых торговых путей устремились и испанцы. В 1492 году испанские король Фердинанд и королева Изабелла приняли проект генуэзского мореплавателя Христофора Колумба достичь берегов Индии, плывя на запад. У проекта Колумба было немало противников, но он получил поддержку учёных Саламанского университета, самого известного в Испании, и, что не менее существенно, среди деловых людей Севильи. 3 августа 1492 года из Палоса - одного из лучших портов атлантического побережья Испании - отплыла флотилия Колумба, состоявшая из 3 кораблей – “Санта-Мария”, “Пинната” и “Нинья”. От Канарских островов Колумб взял курс на запад. Во время первого путешествия были открыты острова Куба, Гаити и ряд более мелких. В 1492 году Колумб вернулся в Испанию, где был назначен адмиралом всем открытых земель и получил право на 1/10 всех доходов. В последствии Колумб совершил ещё 3 путешествия в Америку – в 1493 -1496 гг., 1498 – 1500 гг., 1502 – 1504 гг. во время которых были открыты часть Малых Антильских островов, Пуэрто-Рико, Ямайка, Тринидад и другие.
После возвращения из последнего путешествия он был лишён всех доходов и умер в бедности.
Сообщение о Христофоре Колумбе (готовит ученик).
Открытие Колумба заставили поторопиться Португальцев. В 1497 году из Лиссабона отплыла флотилия Васко да Гамы для разведки путей вокруг Африки. Обогнув мыс Доброй Надежды, он вышел в Индийский океан.
Сообщение о Васко да Гаме (готовит ученик).
В 16 веке португальские мореплаватели освоили морские пути в Индийском океане, достигли берегом Китая, первыми из европейцев ступили на землю Японии. В Испании после смерти Колумба продолжалось посылка экспедиций в новые земли. В начале 16 века совершил путешествие в западное полушарие Америго Веспуччи – флорентийский купец, состоявший на службе сначала у испанского, а затем у португальского короля, известный мореплаватель и географ.
Сообщение о Америго Веспуччи (готовит ученик).
Предложение достичь Молуккских островов, обогнув с юга Американский материк, высказанное Веспуччи, заинтересовало испанское правительство. Эту задачу суждено было выполнить португальскому дворянину Фернану Магиллану.
Сообщение о Фернане Магиллане (готовит ученик).
Сегодня мы с вами изучили Великие географические открытия, какие же последствия они имели, какое влияние оказали мы разберём на следующем уроке. А сегодня, давайте подведём итог к нашему уроку. Кратко перечислим имена путешественников и их открытия: учащиеся заполняют таблицу в рабочей тетради.
Имя путешественника | Открытия |
Теперь отметки за урок.
Домашнее задание: в тетради записать причины Великих географических открытий. Выучить параграф.