Урок по истории Средних веков на тему "Географические открытия конца XV ‒ начала XVI века". 7-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 7


Цели:

  • развивающая: учащиеся должны понять объективные предпосылки географических открытий,
  • обучающая: учащиеся должны научиться выделять причины открытий и отделять их от предпосылок,
  • воспитывающая: воспитывать умение выступать с сообщением у доски.

Оборудование: карта мира, учебная таблица “Имена мореплавателей”, атласы, тетради, учебник.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

Сегодня, ребята, мы продолжим изучение темы: “Великие географические открытия”.

Целью нашего урока является выявить предпосылки и понять причины открытий. Вначале мы повторим материал прошлого урока, который нам необходим на этом уроке. За тем перейдём к изучению нового материала и заслушаем сообщения, которые подготовили ваши одноклассники.

Опрос

Я хотела бы, чтобы кто-то нам рассказал об:

  1. Усовершенствовании водяного двигателя;
  2. Второй вопрос: необходимо рассказать, что было сделано нового в металлургии и обработке металлов;
  3. Новое в военной технике;
  4. Как развивалось мореплавание и кораблестроение.

Мы заслушали ответы давайте теперь обобщим информацию и сделаем выводы. Обратите внимание на таблицу (используется учебная таблица) все эти достижения говорят о том, что для европейцев настало время великих географических открытий.

Они были готовы к ним.

Теперь, поговорим о причинах открытий

Улучшение орудий труда —> появление крупных предприятий —> увеличивается производство товаров —> расширяется торговля.

Для торговли нужны деньги; Для этого нужно золото, серебро. В Европе не драгоценных металлов. Зато за её пределами (в Африке, в Китае, в Индии), по представлениям европейцев таились неисчерпаемые богатства.

  1. Причина жажда золота.
  2. Самой заманчивой страной была Индия. Европейские мореплаватели стремились установить прямую связь со странами Азии, чтобы целиком присваивать себе огромные доходы от торговли с Востоком и избавиться от посредничества арабов, которые перепродавали товары в десять раз дороже.
  3. Завоевания турок-османов ускорили поиски новых путей из Европы в Азию, так как османы брали высокие пошлины

Новый материал

Известно, что ещё в древности европейцы посетили побережье Америки, совершали путешествия вдоль берегов Африки и так далее. Однако географическим открытием считается не только посещение представителями какого-либо цивилизованного народа ранее неизвестный части Земли. В это понятие входит установление непосредственной связи между вновь открытыми землями и очагами культуры Старого света. Только открытие Америки Христофором Колумбом положило начало широким связям между открытыми землями и Европой, этой же цели послужили путешествия Васко да Гамы к берегам Индии, кругосветное путешествие Ф. Магеллана.

Первыми начали поиски новых морских путей в Азию португальские мореплаватели. В начале 60-х годов 15 века они захватили первые опорные пункты на побережье Африки, а затем, продвигаясь на юг вдоль её западного побережья, открыли острова Зелёного мыса, Азорские острова.

Неутомимым организатором дальних плаваний стал в это время принц Генрих (Энрике), прозванный Мореплавателем, хотя сам он редко ступал на корабль.

В 1488 году Бартоломеу Диаш достиг мыса Доброй Надежды на юге Африки. (мыс Доброй Надежды назван так потому, что у них появилась надежда доплыть до Индии).

Сообщение о Бартоломеу Диаше (готовит сообщение ученик и выступает с ним).

Знания полученные португальцами в результате путешествий, дали мореплавателям других стран ценные сведения об отливах и приливах, о направлении ветров и течений, позволили создать боле точные карты, на которых были нанесены широты, линии тропиков и экватора. Эти карты содержали информацию о неизвестных ранее странах. Были опровергнуты прежде распространённые представления о невозможности плавания в экваториальных водах, постепенно стал отступать свойственный людям средневековья страх перед неведомым.

Одновременно на поиски новых торговых путей устремились и испанцы. В 1492 году испанские король Фердинанд и королева Изабелла приняли проект генуэзского мореплавателя Христофора Колумба достичь берегов Индии, плывя на запад. У проекта Колумба было немало противников, но он получил поддержку учёных Саламанского университета, самого известного в Испании, и, что не менее существенно, среди деловых людей Севильи. 3 августа 1492 года из Палоса - одного из лучших портов атлантического побережья Испании - отплыла флотилия Колумба, состоявшая из 3 кораблей – “Санта-Мария”, “Пинната” и “Нинья”. От Канарских островов Колумб взял курс на запад. Во время первого путешествия были открыты острова Куба, Гаити и ряд более мелких. В 1492 году Колумб вернулся в Испанию, где был назначен адмиралом всем открытых земель и получил право на 1/10 всех доходов. В последствии Колумб совершил ещё 3 путешествия в Америку – в 1493 -1496 гг., 1498 – 1500 гг., 1502 – 1504 гг. во время которых были открыты часть Малых Антильских островов, Пуэрто-Рико, Ямайка, Тринидад и другие.

После возвращения из последнего путешествия он был лишён всех доходов и умер в бедности.

Сообщение о Христофоре Колумбе (готовит ученик).

Открытие Колумба заставили поторопиться Португальцев. В 1497 году из Лиссабона отплыла флотилия Васко да Гамы для разведки путей вокруг Африки. Обогнув мыс Доброй Надежды, он вышел в Индийский океан.

Сообщение о Васко да Гаме (готовит ученик).

В 16 веке португальские мореплаватели освоили морские пути в Индийском океане, достигли берегом Китая, первыми из европейцев ступили на землю Японии. В Испании после смерти Колумба продолжалось посылка экспедиций в новые земли. В начале 16 века совершил путешествие в западное полушарие Америго Веспуччи – флорентийский купец, состоявший на службе сначала у испанского, а затем у португальского короля, известный мореплаватель и географ.

Сообщение о Америго Веспуччи (готовит ученик).

Предложение достичь Молуккских островов, обогнув с юга Американский материк, высказанное Веспуччи, заинтересовало испанское правительство. Эту задачу суждено было выполнить португальскому дворянину Фернану Магиллану.

Сообщение о Фернане Магиллане (готовит ученик).

Сегодня мы с вами изучили Великие географические открытия, какие же последствия они имели, какое влияние оказали мы разберём на следующем уроке. А сегодня, давайте подведём итог к нашему уроку. Кратко перечислим имена путешественников и их открытия: учащиеся заполняют таблицу в рабочей тетради.

Имя путешественника Открытия
   
   

Теперь отметки за урок.

Домашнее задание: в тетради записать причины Великих географических открытий. Выучить параграф.

Презентация.