Пропедевтический курс логики ориентирован на развитие навыков и практических приемов мыслительной деятельности.
В ходе уроков по теме учащиеся должны освоить основные принципы и операции человеческого мышления, научиться выделять ведущие признаки понятий, предлагать обобщения, выявлять противоречия в данных, делать индуктивные и дедуктивные умозаключения, решать логические задачи.
Одновременно занятия логикой направлены на преодоление одного из основных противоречий нашего времени – все более возрастающим потоком информации и неумением работать с ней.
В настоящее время одним из наиболее часто применяемых методов оценки знаний учащихся является тестирование. Не умаляя удобства и эффективности этого метода в частных случаях, все-таки невозможно не признать тот факт, что школьники теряют навыки монологической речи, привыкают к коротким односложным ответам, зачастую не могут корректно изложить свои мысли, даже правильно задать вопрос. А ведь не зря считается, что верно сформулированный вопрос - часто уже половина ответа на него. Кроме того, технический прогресс отодвинул на второй план книгу, как источник информации. Как следствие – скудность словарного запаса многих молодых людей, неправильное использование слов, неграмотное построение предложений.
Поэтому представляется важным не оставлять задачи развития речи учащихся только на откуп предметам гуманитарного цикла. Уроки информатики вообще, и уроки логики в частности тоже могут быть направлены на эти цели, так как культура речи, культура мысли является неотъемлемой частью общей информационной культуры.
До знакомства с алгеброй логики шестиклассникам еще довольно далеко, а пока мы изучаем основные формы мышления и проводим их анализ с опорой на чувственный и интеллектуальный опыт, который уже сформирован к этому возрасту.
Введение сложных логических терминов может с самого начала вызвать у ребят негативную реакцию и чувство отторжения, поэтому стараемся этого избегать. Изучение логики в 6 классе не должно быть скучным. Оно должно быть связано с постоянными маленькими открытиями, стимулирующими процесс познания. Использование интерактивного практического пособия “Логика для начинающих”, выполненного в форме презентации, с разнообразными проблемными заданиями, иллюстрированными яркими картинками, помогает постигать даже не очень простые истины в легкой, почти игровой форме. Использование названного пособия отнюдь не исключает альтернативных форм и методов работы на уроках, однако данная статья является комментарием именно к пособию.
На уроках стараемся как можно меньше писать, чаще рисовать или чертить схемы, и при этом много говорить, обращая максимум внимания на правильные и четкие формулировки.
Простые упражнения сменяются более сложными, и дети получают возможность продвигаться к главным вопросам постепенно, обращая внимание на тонкости русского языка, развивая речевые навыки и вспоминая факты, известные из курса других предметов, или просто из жизненных наблюдений.
Весь курс делится на три раздела, включающих в себя по несколько подразделов. В итоге структура курса такова:
Раздел 1. Понятие как форма мышления.
- Противоположные понятия;
- Сходные понятия;
- Сравнительные понятия;
- Объем и содержание понятий;
Раздел 2. Суждение как форма мышления.
- Истинные и ложные суждения;
- Общие и частные суждения;
- Утвердительные и отрицательные суждения;
- Простые и сложные суждения;
Раздел 3. Умозаключение и доказательство.
- Умозаключение как форма мышления;
- Способы доказательства;
Изучение раздела 1 начинаем с самых простых заданий – составления пар противоположных понятий (что такое антонимы дети к этому времени уже хорошо знают). Вначале выбираем из предложенных вариантов, затем учащимся предлагается самостоятельно подобрать понятия, противоположные заданным.
Здесь в задания целенаправленно включаются понятия, которые будут активно использоваться в последующих разделах. Это понятия “истинный – ложный”, “общий - частный”, “утвердительный – отрицательный” и пр. На них необходимо обратить особое внимание, чтобы далее уже работал “эффект узнавания”.
На этом этапе заводим “копилку”. Закладываем один из листов в тетради треугольником и выписываем туда понятия, к которым не удалось подобрать пару на уроке. Это задание остается на дом: пусть ребята спросят у взрослых, полистают словари, поищут информацию в Интернете.
Аналогично работаем со сходными понятиями. Здесь важно обратить внимание, что бывают слова, которые обозначают абсолютно одинаковые (тождественные) понятия, а бывают такие, которые имеют различные смысловые и стилистические оттенки. Переход в раздел “Заморочки из бочки” и выполнение соответствующего задания помогает вспомнить о наличии в языке многозначных слов и омонимов, которые могут обозначать различные понятия, суть которых осознается только в контексте.
При выполнении вышеописанных заданий учащиеся сами обращают внимание, а затем могут сделать вывод о том, что в языке понятия выражаются словами и словосочетаниями. А далее следует тема, которая помогает, опять же на практических примерах, рассмотреть вопросы, связанные с основными характеристиками понятий и их отношениями. В конце изучения данного подраздела необходимо не только обратить внимание, что отношения между понятиями могут иллюстрироваться кругами Эйлера-Венна (термина лучше не называть или назвать вскользь), но и провести несколько тренировочных заданий на самостоятельное составление подобных схем.
Последняя тема первого раздела посвящена формулировкам. При определении расположения объектов друг относительно друга учащиеся развивают наблюдательность, учатся правильно слышать и понимать задание, а также выстраивать четкие и полные ответы на заданные вопросы. Здесь же обращается внимание на пары противоположных понятий, одно из которых образовано посредством частицы “не” и их отличие от противоположных понятий без частицы (например, не правее – это левее или на том же уровне). Требуем от школьников при формулировке ответа повторять данные вопроса.
Например:
- Какие цветы расположены правее и выше тюльпана? – Правее и выше тюльпана расположены астра и колокольчик;
- Какое животное расположено не выше львенка, не левее слоненка и не ниже жеребенка? - Не выше львенка, не левее слоненка и не ниже жеребенка расположен цыпленок;
- Какие города расположены северо-западнее Москвы и юго-западнее Петрозаводска? – Северо-западнее Москвы и юго-западнее Петрозаводска расположен Санкт-Петербург;
- и т.п.
Решению тех же задач посвящаем начало изучения второго раздела “Суждение как форма мышления”. Здесь учащиеся увидят уже знакомые им картинки, но задания постепенно усложняются, и учитель поощряет наиболее полные и точные ответы. На данном этапе учащиеся должны формулировать их самостоятельно, без опоры на заданный вопрос.
Далее, при знакомстве с новыми для учащихся категориями, правилами и законами, мы полностью отказываемся от схемы “объяснение —> иллюстрация”, применяя схему “иллюстрация —> вопрос (задание) —> выводы”. Шестиклассники самостоятельно, только при направляющей роли учителя, приходят к пониманию того, что такое “общие и частные”, “утвердительные и отрицательные” суждения, а также разбирают взаимоотношения между ними.
Приведу фрагмент урока с использованием заданий из пособия и выводами по теме:
Учитель: С понятиями “общий” и “частный” мы уже знакомы. Вспомните содержание данных понятий (общий – принадлежащий всем, относящийся ко всем объектам, группам; частный – принадлежащий части, относящийся к части объекта, группы). Что можно сказать об этих понятиях? (они противоположны). Пока я не буду объяснять вам, что такое общие и частные суждения. В следующем упражнении мы попробуем определить, какие из суждений являются общими, а какие частными интуитивно, так, как вы это понимаете, исходя из содержания понятий. Но в процессе выполнения задания выпишите в тетрадь те слова, которые помогут вам принять решение, к какой группе отнести суждение. Выписывайте в левый столбик понятия, которые, на ваш взгляд, указывают на то, что суждение общее, а в правый столбик – слова, которые указывают на то, что суждение частное.
Задание:
Все зайцы зимой белеют (общее суждение). Некоторые деревья зимой остаются зелеными (частное суждение). Ни один живой слон не бывает розовым (общее суждение). Большинство животных, живущих в воде – рыбы (частное суждение). Всякий волк готов задрать овечку (общее суждение). Часть котов полосаты (частное суждение). Каждый охотник желает знать, где сидит фазан (общее суждение). И лягушки порой становятся царевнами (частное суждение).
Результат правильного выполнения задания:
все некоторые ни один большинство каждый часть всякий порой
Вопрос учителя | Ожидаемые ответы |
Какие слова можно добавить в левый столбик? | всегда, никогда, любой, никто |
Какие слова можно добавить в правый столбик? | иногда, кое-кто, многие |
Какие из приведенных слов используются в суждениях тогда, когда что-то утверждается о предметах или явлениях? | все, каждый, некоторые, часть, порой, всегда, всякий, любой, иногда, многие, кое-кто |
Какие из приведенных слов используются в суждениях, тогда, когда что-то отрицается о предметах или явлениях? | ни один, никогда, никто |
Предложите формулировку утвердительного и отрицательного суждения | Утвердительное суждение – это суждение, в котором что-либо утверждается о предметах или явлениях. Отрицательное суждение – это суждение, в котором что-либо отрицается о предметах или явлениях. |
Что можно сказать об отношениях утвердительных и отрицательных суждений? | Они противоположны |
Вспомните частицу (в некоторых случаях приставку), которая помогала нам формулировать противоположные понятия | Частица “не” |
Эта частица тоже участвует в формировании отрицательных суждений. Рассмотрим подобные примеры в последующих заданиях |
Далее учащимся предлагаются задания, в ходе выполнения которых они сами “создают” логический квадрат из предложенных суждений, определяя их истинность или ложность. А потом составляют сложные суждения из предложенных простых с использованием связок и также самостоятельно делают выводы относительно их истинности.
В 6 классе нет необходимости использовать сложные термины “конъюнкция”, “дизъюнкция”, “импликация”, а также не обязательно уточнять разновидности “противоположности” суждений (противность, подчиненность, противоречие), но провести логические операции самостоятельно с опорой на имеющиеся знания и практический опыт, установить взаимосвязи между суждениями разного типа вполне возможно.
Забавные задачки (материал взят с сайта http://www.hr-portal.ru/pages/hu/logika.php) вызывают в классе оживление и служат задачам формирования навыков логического мышления.
Простые умозаключения (раздел 3 - “Умозаключение и доказательство”) на основе одной или нескольких посылок обычно не вызывают затруднений, но очередной раз способствуют развитию умения грамотно формулировать свои мысли.
А вот термины “дедуктивные и индуктивные умозаключения”, “тезис” и “аргумент” в ходе доказательства, вполне возможно использовать при изучении последнего раздела логики, учитывая уже достаточную “натренированность” класса в выполнении заданий подобного типа. Количество практических упражнений в этом направлении определяется лишь вопросами времени, оставшегося на изучение всей темы “Логика”. Желательно в заданиях приводить как можно больше разнообразных примеров из различных областей знания, не ограничиваясь теми, которые предложены в пособии-презентации.
При наличии интереса к теме, можно вынести на дополнительные кружковые занятия вопросы выдвижения, подтверждения и опровержения гипотез, парадоксы логики, элементы теории множеств, задания, связанные с аналогиями разного вида.
В заключение хочу отметить, что занятия логикой, обращая внимание школьников на то, как формируется процесс познания, призваны, в частности, ненавязчиво сформировать интерес к самому этому процессу, не прибегая к методам навязывания убеждений.