Тип проекта: творческий.
Участники: учащиеся 10 «А» класса.
Предметная область: английский язык.
Время выполнения проекта: 1,5 месяца.
1. Обоснование выбора проекта как метода обучения в данном случае
- Дидактические цели проекта:
- развитие коммуникативной (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной) компетентности учащихся на английском языке;
- приобретение навыков самостоятельной работы и работы в команде;
- развитие умения пользоваться современными информационными технологиями;
- развитие умений и навыков работы с информацией;
- развитие навыков самоанализа;
- развитие критического мышления;
- развитие творческой активности.
- Методические задачи проекта
- развитие навыков различных видов речевой деятельности: аудирования, чтения, говорения, письма;
- увеличение активного словарного запаса учащихся;
- развитие навыков использования двуязычного словаря и других справочников.
2. Ожидаемые приращения в компетентностях учащихся
Исходный уровень подготовленности учащихся (что они знают и умеют по проблеме проекта на начало работы): достаточно продвинутый уровень речевых компетентностей: аудирования, чтения (различные виды: ознакомительное, просмотровое, поисковое, с полным пониманием), говорения (монологическая и диалогическая речь), письма, умения работать с различными источниками информации, словарями и другими справочными материалами.
Дефицит в уровне подготовленности учащихся, который должен быть преодолен в результате работы (чего они ещё не знают и не умеют по проблеме проекта и чему должны научиться):
- недостаточно развиты навыки отбора наиболее значимого материала и выражения своего собственного мнения на английском языке;
- недостаточно развиты навыки и умения логической систематизации отобранного материала;
- недостаточно развиты навыки и умения перевода необходимой информации с русского языка на английский.
Таким образом, данный проект направлен на приращение в этих компетентностях учащихся.
Где и как учащиеся смогут получить необходимую помощь, найти недостаточную информацию и другие ресурсы:
- у учителя английского языка;
- воспользоваться ресурсами школьной библиотеки, кабинета английского языка, на сайтах гимназии и РМО, а также использовать другие интернет ресурсы.
Какова предполагаемая степень вашего участия в работе над проектом: помощь при планировании, для промежуточной оценки хода работы, при логической организации материала.
3. Проект какого типа вы выбрали для достижения дидактических целей, решения методических задач, формирования необходимых компетентностей учащихся
Тип проекта – творческий проект, так как он предоставляет наибольший простор для развития творческих способостей. Этот тип проекта позволяет учащимся проявить себя. Проекты данного типа предоставляют возможность кардинальным образом изменить представление окружающих об авторах проекта, снизить тревожность, повысить самооценку. А это чрезвычайно важно для учащихся данного возраста.
Проект является групповым, а это позволяет эффективно решать не только учебные, но и воспитательные задачи. В ходе работы над групповым проектом учащиеся учатся толерантности, умению работать в команде, проявлять гибкость или принципиальность, видеть точку зрения другого и убедительно отстаивать собственную позицию, идти на компромисс для достижения общей цели.
4. Как была представлена учащимся проблема проекта, какую неявно сформулированную цель она в себе заключала основополагающий вопрос. В наше время огромное значение имеет интеграция в мировое образовательное пространство. Что могло бы стать нашим первым шагом в этом направлении?
Цель – научить учащихся представлять своё учебное заведение, его достижения на международном уровне.
5. Опишите процесс проблематизации: как учащиеся «присвоили» проблему проекта, каким личностным смыслом наделили её; что стало первичным мотивом учащихся в работе над проектом?
Учащиеся с интересов отнеслись к данной проблеме: мотивацией во многом послужило то, что многие в летние каникулы выезжают за границу на отдых и на обучение английскому языку, общаются со своими сверстниками по Интернету, и для них важно уметь рассказать о своём учебном заведении на английском языке.
6. Опишите процесс целеполагания:
– как была сформулирована учащимися цель
проекта;
– как было доказано, что достижение данной цели
решит исходную проблему проекта;
– какой ожидаемый результат работы, какой
проектный продукт предполагалось создать;
– соответствует ли данный проектный продукт
цели проекта;
– является ли данный проектный продукт
оптимальным способом решения проекта
Учащиеся сформулировали цель проекта следующим образом: создать проектный продукт, который бы должным образом мог бы давать полную информацию об их учебном заведении людям, незнакомым с ним. Было определено название проекта “Focus on our Gymnasia” («Визитная карточка гимназии»). В ходе анализа предстоящей деятельности было доказано, что достижение данной цели решит исходную проблему продукта. Было решено создать печатный буклет ( и его электронную версию), содержащий наиболее важный материал о гимназии. Данный проектный продукт соответствовал цели проекта и являлся оптимальным способом решения проблемы проекта.
7. Опишите процесс планирования:
– перечислите все этапы работы, которые
учащийся выделили самостоятельно;
– как (с помощью каких вопросов) вам удалось
помочь учащимся разработать подробный план и
график работы над проектом
Подготовительный этап перед началом работы над проектом:
– представление родителям краткой информации
о проектном методе обучения;
– анкетирование родителей и получение их
согласия на работу детей в Интернете, публикацию
их работ и фотографий – руководитель проекта;
– составление списка необходимого
оборудования (фотокамера, принтер, сканер,
ксерокс, диктофон и пр.) – выделен учащимся
самостоятельно;
2 урока
– определение необходимых источников
информации (администрация гимназии,
педагогический состав, выпускники гимназии, сайт
гимназии, сайт РМО, библиотечный фонд, Интернет)
– выделен учащимися самостоятельно;
2 урока
– определение и подготовка необходимого
справочного материала– выделен учащимися
самостоятельно;
1 урок
– формирование групп, каждая из которых отвечает
за определенный вид деятельности и подготовку
определенного материала – выделен учащимися
самостоятельно;
1 урок
– определение порядка хранения файлов
учащихся в компьютере кабинета иностранного
языка – руководитель проекта;
1 урок
– выбор формы представления результатов проекта
– определен учащимися самостоятельно.
1 урок
Основной этап проекта
в течение месяца
1) организовать выполнение учащимися
заданий проекта – руководитель проекта;
2) предварительно просмотреть собранный
учащимися материал, дать рекомендации по
дальнейшей работе – руководитель проекта;
3) создание буклета (и его электронной версии) –
определен учащимися самостоятельно;
4) оценить проведенную работу – руководитель
проекта, педагогический коллектив гимназии,
родители, сами учащиеся, представители
общественности.
Заключительный этап:
Наградить отличившихся участников грамотами – руководитель проекта.
Удалось помочь учащимся разработать подробный план проекта и график работы над проектом на основе того, что они уже имели определенный опыт работы над проектами, пришлось также ещё раз подчеркнуть, что проект должен иметь подготовительный, основной и заключительный этапы.
8. Опишите процесс реализации:
– какие этапы не вызвали затруднений у
учащихся;
– с какими трудностями столкнулись учащиеся;
– как колебался у учащихся мотив деятельности;
– как вы стимулировали работу учащихся на
различных этапах
В основном этапы работы над проектом не вызвали затруднений у учащихся. Некоторые трудности были на этапе компоновки собранного материала в логической последовательности. Данные трудности были преодолены в ходе совместных дискуссий. Была оказана помощь в виде консультаций, советов, и показа учащимся итоговых продуктов других проектов с иной тематикой. Мотивация учащихся (они постоянно участвуют в конкурсах различного уровня) оставалась высокой на протяжении всей работы над проектом.
9. Опишите процесс рефлексии и самооценки учащимися своей проектной работы с опорой на критерии оценивания:
– какие трудности возникли у учащихся при
анализе своей работы;
– смогли ли учащиеся самостоятельно найти
допущенные ошибки, выявить их причины и обдумать
способы преодоления подобных ошибок в будущем;
– какую помощь вы оказали учащимся в ходе
анализа работы;
– как учащиеся оценили результат своей работы с
опорой на критерии оценивания, совпал ли этот
результат с вашей оценкой и оценкой независимых
экспертов;
– как были преодолены разногласия в оценке с
опорой на критерии оценивания
У учащихся возникли определенные трудности в оценке качества проектного продукта – присутствовала определенная доля субъективизма. Учащиеся смогли самостоятельно найти допущенные ошибки – было отобрано слишком много источников информации. В ходе рефлексии было решено при работе над следующими проектами более тщательно составлять список наиболее главных источников информации. В ходе анализа работы приходилось просить, чтобы учащиеся давали более точные формулировки оценки качества своей деятельности.
Учащиеся оценили результат своей работы как не полностью соответствующий требованиям качества, что совпало с моей оценкой и оценкой независимых экспертов. Разногласий в оценке с опорой на критерии не возникло.
10. Какие трудности возникли у учащихся при написании отчёта о проектной деятельности, как они были преодолены
Так как писался коллективный отчёт о проектной деятельности, то возникали небольшие разногласия в отношении формулировок. Однако, они преодолевались в ходе конструктивной дискуссии.
11. Как учащиеся показали результат своей работы и собственную компетентность, какие эмоции испытали в ходе презентации проекта
Учащиеся представили презентацию и макет буклета “Focus on our Gymnasia”(«Визитная карточка гимназии»).
Устное сопровождение презентации и рекламирование буклета были проведены на высоком уровне (фонетические, лексические ошибки практически отсутствовали). Учащиеся испытали положительные эмоции от того, что достигли поставленной цели – создали конечный продукт проекта, научились лучше понимать друг друга и сотрудничать, повысили собственную самооценку и оценку со стороны других, проявив лидерские, творческие, организационные и другие качества.
12. Докажите обоснованность применения проектного метода обучения в данном конкретном случае:
– достигнуты ли запланированные дидактические
цели, если нет, то почему;
– решены ли запланированные методические
задачи, если нет, то почему;
– возник ли запланированный воспитательный
эффект, если нет, то почему.
Запланированные дидактические цели достигнуты, запланированные методические задачи решены, возник запланированный воспитательный эффект.