Игровые технологии: "Школа мяча"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Конфуций писал: «Учитель и ученик растут вместе».

На основе Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательные учреждения самостоятельно с учетом своих уставов, местных условий и интересов обучающихся определяют формы занятий  физической культурой и средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности на основе федеральных государственных образовательных стандартов  нормативов физической подготовленности.

Одной из особенностей программы образовательной области «физическая культура» является введение третьего дополнительного часа физической культуры в  общеобразовательных учреждениях, что создало условия для изыскания новых форм проведения уроков.

Урок, проводимый в игровой форме,  является как метод обучения для освоения темы, понятия и даже раздела учебного предмета. Понятие «игровые педагогические технологии» включает обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий  происходит по следующим основным направлениям:

– дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
– учебная деятельность подчиняется правилам игры;
– учебный материал используется в качестве ее средства;
– в учебную деятельность  вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
– успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Элементы баскетбола в программе физического воспитания младших школьников

Баскетбол – это один из видов спорта, включенный в программу физической культуры для школ, который содействует разностороннему физическому развитию школьников.

Естественность и разнообразность движений, составляющих основу баскетбола – бег, прыжки, передача, ловля и броски мяча, а также спортивная борьба делает эту игру важным средством физического и нравственного воспитания. Бег и прыжки, например, активизируют рост тела в длину, броски в высоко расположенную цель способствуют формированию правильной осанки, длинные передачи и борьба за мяч у щита развивают силу мышц. Планомерное выполнение программы по баскетболу требует соблюдение ряда методических требований:

– на начальном этапе максимально облегчить условия выполнения приема;
– как только усвоено основное звено движений, вводить дополнительные усложнения;
– изучаемые приемы игры закрепить в различных вариантах сочетаний с ранее основными приемами.

Применительно к обучению игре в баскетбол игровые технологии рекомендуется применять на стадии закрепления и совершенствования игрового навыка. Так, совершенствовать технику передвижений можно, используя различные соревновательные эстафеты. Технику владения мячом можно успешно отрабатывать как в эстафетах, так и в подвижных играх. Для овладения техникой перемещения рекомендуются разновидности бега с остановкой по сигналу, эстафеты и подвижные игры.

Игровые технологии на уроках физической культуры с элементами баскетбола для учащихся 2-3 классах (6 уроков и 12 вариантов игровых заданий)

Урок №1.

Тема: «Игры с детьми»

Задачи учителя:

– освоить с детьми игры;
– разобрать с детьми замысел и содержание программы, определить сюжетно-занимательную цель;
– развивать двигательную и познавательную инициативу детей.

Игровое название урока: «Кто не играет, тот не выигрывает»

Игровая цель детей: распределить задания для знатоков футбола и баскетбола.

Содержание.

Беседа с детьми.

«Физическая культура нужна всем детям и взрослым. Те кто, не расстается с физической культурой, чувствует себя прекрасно, у них много сил, они здоровы и могут заниматься интересными и полезными делами. Это значит, что у них хорошая физическая подготовка. Каждый может найти для занятий то, что ему нравится.
Некоторые люди увлекаются бегом и прыжками. Находятся смельчаки, готовые покорять горные вершины, а есть и любители подводного плавания. А какие упражнения нравятся всем на свете? Известно, что людей больше привлекают игры. Сейчас в мире множество различных игр и их трудно сосчитать. Среди них выделяются спортивные игры, в которые играют большинство стран, и по которым проводятся соревнования.
Есть в нашем календаре День физкультурника, День знаний. Почему бы не подарить страницу нашего календаря играм. Какой же день выбрать?  Для этого нужно развивать свои физические способности. Овладеть техникой спортивных игр, приобрести новые знания и умения. Но сначала нужно отгадать загадки и узнать, о каких спортивных играх идет речь».

Мяч в корзине дяде Степе
Бросить будет нелегко,
Хоть находится корзина
Для него не высоко. (Баскетбол)

Мяч по полю покатился
И в ворота угодил,
Нам, болельщикам, все видно,
Вратарю сейчас обидно. (Футбол)

Ходьба и бег в колонне по одному с выполнением заданий по свистку. ОРУ в движении.
«Проведем игры-тесты, в которых нужно проявить способности, необходимые спортсменам».

«Всегда начеку»  игра-тест

Команды строятся в шеренги. Под руководством учителя ученики маршируют на месте. Учитель часто и неожиданно прерывает счет и тогда нельзя сделать ни одного лишнего шага, то это еще не ошибка, но если опустил на пол, то должен выйти из шеренги.

«На больших скоростях» игра-тест

(быстрота, согласованность действий)

Две команды строятся в колонны по одному. По сигналу 1и2 номера каждой команды, взявшись за руки бегут за линию. 1номера остаются на новом месте. А вторые возвращаются, берутся за руки с 3-ми игроками и опять бегут до линии, остаются вторые ит.д. Побеждает команда, все игроки которой окажутся первыми за линией

«Классная команда» игра-тест

(взаимодействие игроков, хорошая реакция)

 Одна команда стоит напротив другой. Участники каждой команды крепко берутся за руки. По сигналу первый игрок одной команды стремится свалить игрока другой команды. Касание считается правильным, если игроки не расцепили руки. За правильное касание начисляется очко.
«Чтобы стать хорошим игроком, нужно регулярно укреплять и развивать свое тело. Для этого можно использовать специальные упражнения-тесты. Из них каждому ученику нужно выбрать по три упражнения, чтобы составить свою программу для занятий дома».

Тесты-упражнения

  1. Переход из упора присев  в упор лежа и обратно.
  2. Приседание на одной ноге с поддержкой об опору.
  3. Наклоны туловища, и.п.– стоя или сидя.
  4. Отжимание в упоре.
  5. Поднимание туловища из положения лежа.
  6. Поднимание ног из положения лежа.
  7. Прыжки через скакалку.

Опрос учащихся, какие упражнения выбраны для самостоятельных занятий.

Игра-шутка «Головокружение от успеха»

Две команды строятся в шеренги. Одна команда – футболисты, другая – баскетболисты. Перед футболистами кладут мяч, по сигналу ученик закрывает глаза, делает поворот на 360 градусов, идет к мячу и старается ударить по нему ногой. Перед баскетболистами кладут обруч, по сигналу ученик закрывает глаза, делает поворот и старается попасть в обруч.

Урок №2.

Тема: «Обращение с мячом»

Задачи учителя:

– ознакомить детей со свойствами мяча;
– воспитывать доброжелательное отношение учащихся друг к другу;
– обучать детей организовывать и творчески обогащать упражнения.

Игровое название урока: «Мяч на все времена»

Игровая цель детей: составить характеристику мяча.

Содержание:

«Считается, что мяч создан древними людьми по образу и подобию солнца, которому они поклонялись. Из чего только мяч не делали – из глины, из травы, тряпок. Сейчас мячи делают из современных материалов, они разные по размеру и по качеству.
Есть мячи – лилипуты, которыми играют в настольный теннис, есть мячи-гиганты.

Комплекс упражнений с мячом:

«Все,  поняли, что мяч не просто круглый, бездушный шар. Мяч – это наш друг. С ним можно повеселится  и  отдохнуть, можно потренироваться и посоревноваться, а можно улучшить здоровье и сделать красивей фигуру».

  1. «Упругий мяч» – надавливать на мяч кистями рук, коленями.
  2. «Прыгучий мяч» – броски мяча в пол, отбивание мяча об пол одной рукой.
  3. «Увертливый мяч» – броски мяча под ногой , под рукой, из-за спины.
  4. «Заботливый мяч» – в положении сидя, мяч на полу за спиной , наклон туловища назад; перекаты мяча по туловищу.
  5. «Озорной мяч» – в стойке ноги врозь наклониться с мячом и перебросить его под ногами через спину, чтобы он упал впереди; прыжки через мяч, отскочивший от стены, прыжки вместе с мячом.
  6. «Связной мяч» – перебрасывание мяча в парах, тройках.

«Иногда в играх мяч случайно может ударить игрока. Возникает неприятное ощущение  и боль. Нужно обязательно сказать об этом учителю и осмотреть место ушиба, приложить холод, примочку. Но чтобы этого не случилось игрок, должен быстро реагировать на мяч: или увернуться от мяча, или поймать мяч, или отбить его. Подготовиться к этому помогут подвижные игры».

Игра «Перестрелка»

Игра проводиться на волейбольной площадке.
Учитель подбрасывает мяч в центре между капитанами, и те стараются отбить его своим игрокам. Задача каждой команды – получив мяч, попасть им в противника, не заходя за среднюю линию. Противник увертывается от мяча,  в свою очередь пытается осалить мячом игрока противоположной команды. Осаленные игроки идут за линию на противоположную площадку. Играют 10-15 мин, после чего подсчитывают игроков в каждой команде. Игра заканчивается досрочно, если все игроки одной из команд оказались в плену.

Игра «Передал – садись!»

Игроки стоят в двух-трех колоннах. Расстояние между игроками – длина рук, положенных на плечи. Выходят по одному представителю владеющие передачами мяча (капитаны).
По сигналу учителя игроки передают мяч (двумя руками от груди или другим способом мяч) первому, который ловит его, возвращает обратно и сразу принимает положение упора присев. Капитан перебрасывается мячом со вторым, третьим и другими игроками команды. Каждый игрок, сделавший ответную передачу, приседает. Когда последний в колонне игрок отдаст мяч капитану, и вся команда встает. Команда считается победительницей, если закончила передачи раньше остальных и без нарушений правил.

Эстафета с мячом

Команды строятся в колонны по одному. По сигналу первые номера с мячом в руках должны преодолевать разные препятствия, например, пробежать по гимнастической скамейке, перепрыгнуть через какой-либо предмет, проползти по «мышеловкой» , затем бегом вернуться к своей команде и передать мяч следующему игроку.
«Все знают, что основное правило игр – это проявлять уважение  и доброжелательное отношение друг к другу».

Игровое упражнение «С уважением к партнеру»

Учащиеся встают в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии 3 м. Учитель предлагает учащимся посмотреть «через сердце» друг на друга и вспомнить положительные черты характера своего партнера, выражая взглядом и улыбкой уважение.
Домашнее задание: Подготовить мяч для занятий дома, придумать три упражнения с мячом, составить рассказ о своем друге мяче.   

Урок № 3.

Тема: «Азы баскетбола»

Задачи учителя:

– ознакомить учащихся с баскетболом, развивать их способности к игре;
– формировать у детей осмысленное отношение к двигательным действиям;
– воспитывать интерес детей к формированию правильной осанки.

Игровое название урока: «Тропинка в баскет-класс»

Игровая цель детей: составить комплекс упражнений для разминки баскетболиста.

Содержание:

«Баскетбол – самая популярная и интересная игра в мяч руками для взрослых и детей. Баскетбол развивает физические способности человека и укрепляет его здоровье. Кто видел настоящий баскетбол, тот знает, что это игра гигантов. С чем связано, что в баскетбол играют высокие люди? Главная цель игры – наибольшее количество раз забросить мяч в кольцо соперников, которое находится достаточно высоко. Считается, что чем выше спортсмен, тем  легче ему попасть в корзину. Однако в баскетбол любят играть не только высокие люди, но и все те, кому нравится быть в команде, бороться за мяч, проявлять смелость и смекалку».

Разминка баскетболиста:

«Все спортсмены знают, что прежде чем начать тренировку, нужно сделать разминку. Зачем спортсмену нужна разминка? Она помогает разогреть мышцы, суставы и весь организм, та чтобы не было травм и чтобы было легче выполнить сложное упражнение»

– Сгибание и разгибание рук с подниманием на носки;
– Круговые движения кистью, предплечьем, руками;
– Выпады и приседания, наклоны туловища;
– Прыжки, бег, ходьба на месте;
– Прыжки на скакалке.

«Наибольших успехов в баскетболе добиваются те спортсмены, у которых сильные, быстрые и прыгучие ноги»

Игра «Найти виноватого»

Несколько человек выполняют прыжки со скакалкой, остальные наблюдают за ними и определяют причину остановки в прыжках, например: скакалка задела за ноги – виноваты ноги: упражнения для ног – приседание и т.д.

Соревнования баскетболистов «Отгадай, выполни и победи»

Участники проходят в игре три этапа. На каждом этапе нужно отгадать, как называются действия с мячом, выполнить эти действия в игре и принести пользу своей команде.

1 этап – Игра «Передал – садись»
2 этап – Игра «Метко в цель»
3 этап – Эстафета «Тук-тук»

Первые номера в командах с мячом в руках добегают до лежащих на полу обручей, выполняют 5 ударов об пол, бегом возвращают мяч следующему игроку.

Комплекс упражнений для формирования правильной осанки

«Хочешь подрасти – улучшай осанку» (обсудить с детьми, что такое осанка, почему человек, принявший правильную осанку, становиться выше ростом).

1.Лежа на животе, руки вверх – потянуться.
2. Лежа на животе лицом друг к другу – потянуться, коснуться пальцами рук ученика, лежащего напротив.
3. В упоре лежа поднять таз, выгнуть спину, затем опустить таз как можно ниже, поднять голову.
4. В положении сед скрестив ноги, медленно втягивать живот и сводить лопатки.

Домашнее задание: Выполнять разминку баскетболиста, прыжки через скакалку. Измерить свой рост и членов своей семьи, сделать отметки для наблюдений за измерением роста.

Урок № 4.

Игровое название урока «Баскетбол»

Задачи учителя:

– обучать передаче и ловле мяча в игровой форме;
– развивать у детей эстетическое отношение к двигательным действиям.

Игровая цель детей: придумать игру с передачей мяча.

Содержание:

«Многие классные баскетболисты искусно владеют мячом, поэтому их движения очень красивы и приводят в восхищение зрителей. Зрители с восторгом оценивают мастерски выполненные приемы в баскетболе. Технический прием, с помощью которого игроки приближают мяч в кольцо соперника, передавая его друг другу, называется передача мяча. А игроки называют этот прием  – «пас». Но успех в игре зависит не только от передачи мяча, но и от его ловли. Почему?

Разминка баскетболиста (повторить урок№3):

  • прыжки со скакалкой;
  • игра «самая ловкая пара» (определяют сумму прыжков в паре)

Передача и ловля мяча

  • Упражнение для отработки положения рук во время ловли мяча (удержание мяча в положении, из которого выполнить передачу, имитируя упражнение).
  • Передача и ловля мяча в  парах, тройках.

«Придумать игру с ловлей и передачей мяча?».

Игра «Держись в стойке баскетболиста»

 Участники встают в пары, стоя  лицом взявшись за руки. По сигналу учителя первые пары из каждой команды передвигаются боком приставными шагами к ориентиру и обратно. Затем по сигналу это задание выполняет следующая пара.

Игра «Тяжело в ученье, легко в бою»

Команды строятся в колонны по два. Каждая пара должна пробежать в обруче до контрольной отметки и затем передать обруч следующей паре.

Комплекс упражнений формирование правильной осанки:

  1. Поднять плечи как можно выше и плавно отводить их назад, а затем вперед.
  2. Вис стоя, вис присев.
  3. Вис, расслабляя и напрягая туловище.
  4. В стойке ноги врозь, руки расслаблены, повороты туловища вправо и влево, стараясь заглянуть через плечо как можно дальше.

Домашнее задание:

Выполнить упражнение формирования правильной осанки. Научится прыгать через скакалку.

Урок № 5

Тема: «Броски мяча».

Задачи учителя:

– обучать броскам в цель;
– воспитывать у детей самостоятельность в выполнении упражнений.

Игровое название урока: «Баскетбольный снайпер»

Игровая цель детей: определить свои снайперские способности.

Содержание:

Беседа с детьми о результатах игры в баскетбол. Результат – попадание мяча в кольцо.
«Все знают, что не каждый бросок завершается попаданием мяча в кольцо. Это зависит от меткости игрока. Особый восторг зрителей вызывают меткие броски с дальних позиций. Научится попадать в кольцо с дальнего расстояния – мечта каждого баскетболиста. Наша задача – проверить и развить снайперские способности.

Разминка баскетболиста

  1. Прыжки через длинную висящую скакалку.
  2. Прыжки через длинную качающуюся скакалку.
  3. «Из под скакалки» – вбегание под длинную вращающуюся скакалку.
  4. «Перебежчики» – пробегание под длинной вращающейся скакалкой.

Броски мяча.

– в цель различными способами через веревку;
– в цель с различного расстояния;
– игровое упражнение «3-х» – каждый ученик имеет право на 3 броска, в случае удачного выполнения получает 3 выигрышных очка.

Игра «Хочешь сделать бросок потрудись»

Команды строятся в колонны. По сигналу первые номера в колоннах должны прокатить мяч по гимнастической скамейке, с мячом в руках, перепрыгнуть через «ров», затем с определенной отметки попасть в горизонтально расположенную цель. С мячом в руках игрок бегом возвращается к своей команде и передает мяч второму номеру.

Игра «Траектория полета».

Учащиеся делятся на тройки. Двое располагаются друг против друга и перебрасывают мяч между собой. Третий становится между ними и старается поймать мяч или коснуться его рукой. Если это удается, он меняется местами.

Игра «Развиваем глазомер».

Учащиеся делятся на пары. Учитель показывает предмет, используя который как меру длины, нужно определить заданное расстояние.

Урок № 6.

Тема: «Ведение мяча».

Задачи учителя:

– обучать ведению мяча;
– повторить основные положения рук в баскетболе;
– развивать собранность и находчивость учащихся.

Игровое название урока: «Что такое дриблинг»

Игровая цель детей: узнать секреты удержания мяча у ладони.

Содержание.

Беседа о технике игры в баскетбол. Больше всего дружба баскетболиста с мячом проявляется при выполнении такого приема, как ведение мяча – игрок толкает мяч в площадку, не задерживает его. И очень важно толкнуть его так, чтобы он «не обиделся» и «не убежал» от игрока, т.е. нужно постараться не отпускать мяч от себя. Ведение мяча – это основа основ в баскетболе. Это прием во всем мире называется звучным словом «дриблинг». Наша задача – научиться, как можно дольше удерживать мяч у ладони.

Разминка баскетболиста

  1. Прыжки через длинную вращающуюся скакалку.
  2. То же с вбеганием и выбеганием.
  3. Игровое упражнение «Удачный финт».

Учащиеся пробегают под длинной вращающейся скакалкой с мячом в руках.

Ведение мяча правой и левой рукой.

  1. Чередовать высокие и низкие отскоки мяча.
  2. Ведение мяча, чтобы мяч не отскакивал от пола выше пояса.
  3. Стоя на коленях, одной рукой касаться пола, другой вести мяч.
  4. Сидя на полу, выполняя ведение мяча.
  5. Вести мяч, изменяя направление ведения, скорость передвижения.

Игра «Не сбейся со счета»

Команды строятся в колонны по одному. Сбоку от каждой команды стоит капитан с мячом. По сигналу он бросает мяч первому игроку своей команды, который выполняет бросок в цель, поднимает мяч и передает капитану и т.д. Команда, игрок которой первым передал мяч капитану, получает 1 очко и 1 очко, за попадание в цель.

Приложение