"Экзаменационные материалы по информатике". 9-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 9


Экзаменационный материал подготовлен для проведения итоговой аттестации учащихся по информатике в 9 классе, осуществляемой в форме экзамена по выбору в соответствии с Приказом Минобрнауки РФ от 03.12.1999 года №1075 “Об утверждении Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации (в ред. приказов Минобразования России от 16.03.2001 №1022, от 25.06.2002 №2398, от 21.01.2003 №135); Приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31.01.2012 года №55 “О проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, в том числе с участием Региональной экзаменационной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2011-2012 учебном году”.

Представленный экзаменационный материал по информатике для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся IX классов в 2012 году составлен на основе примерных экзаменационных билетов (в соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 18 марта 2007 г. №01-14/08-01 “О примерных билетах для сдачи экзамена по выбору выпускниками IX классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, осуществивших переход на новый государственный образовательный стандарт основного общего образования”), разработанных с учетом рекомендаций Министерства образования и науки России и федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования (Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089) и опубликованных в журнале “Вестник образования” № 6, 2007г. (Издательство “ПРО-ПРЕСС”).

Предлагаемые экзаменационные материалы охватывают содержание курса с 5-го по 9 классы общеобразовательной школы. Вопросы и ответы ориентированы на базовые знания и умения учащихся. Материалы предназначены для использования в рамках государственной (итоговой) аттестации для учащихся, обучавшихся информатике по 1 часу в неделю во 2-8-х классах и 2 часа в неделю в 9-х классах (согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312 “Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования”) по учебно-методическим комплектам, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации для использования в 5–9 классах общеобразовательных учреждений:

  • Босова Л. Информатика. Учебник для 5 класса.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  • Босова Л. Информатика. Учебник для 6 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
  • Босова Л. Информатика. Учебник для 7 класса, – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  • Семакин И. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 классов/ Л. Залогова, С. Русаков, Л. Шестакова, под редакцией И. Семакина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  • Семакин И. Информатика. Учебник для 9 классов/ Л. Залогова, С. Русаков, Л. Шестакова, под редакцией И. Семакина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  • Семакина И.Г., Е.К. Хеннера. Задачник-практикум. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2001.

Представленный комплект из 20 билетов включает также некоторые устоявшиеся в курсе информатики темы, имеющие свое продолжение в старшей школе и впоследствии присутствующие в экзаменационных материалах на вступительных экзаменах в вузы. Практическая часть экзаменационного материала предполагает проверку уровня компетентности в сфере информационно-коммуникационных технологий. Это подразумевает, что при решении конкретной задачи курса информатики или из любой смежной области знаний необходимо опираться на теоретические знания и практические умения в области информационно-коммуникационных технологий.

Содержание заданий экзаменационных билетов разработано по основным темам курса информатики и информационных технологий, объединенных в соответствии с государственным образовательным стандартом по предмету в разделы “Информационные процессы” и “Информационные технологии”. Содержание раздела “Информационные процессы” подразделяется на следующие темы: “Представление информации”, “Передача информации”, “Обработка информации. Алгоритмы”, “Компьютер”, “Информационные процессы в обществе”. Содержание раздела “Информационные технологии” состоит из следующих тем: “Технология обработки текста”, “Технология обработки графики”, “Технология обработки числовой информации”, “Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных”, “Телекоммуникационные технологии”.

Комплект билетов по информатике имеет следующую структуру: каждый билет содержит две части – теоретическую и практическую. Теоретическая часть предполагает устный ответ учащихся с возможной демонстрацией на компьютере необходимой для ответа иллюстративной части. Это может быть описание объектов изучения, их существенных признаков, свойств, связей между ними, т.е. раскрытие сущности изученного объекта.

В содержательной части экзаменационных билетов внесены изменения в связи с тем, что при обучении школьников по программе базового курса “Информатика и ИКТ” для основной школы (авторы И.Г. Семакин, Л,А. Залогова, СВ. Русаков, Л.В. Шестакова), более углублённо были изучены темы “Обработка информации. Алгоритмы”, “Информационные процессы в обществе” и, напротив, не изучались темы “Дискретное представление информации”.

Изменения касаются вопроса № 1 в следующих билетах:

  • Билет № 2: Общая схема компьютера. Основные устройства компьютера и их функции.
  • Билет № 3: Характеристики процессора и внутренней памяти компьютера (быстродействие, разрядность, объем памяти и др.).
  • Билет № 4: Внешняя память компьютера. Носители информации (гибкие диски, жесткие диски, CD-ROM диски, магнитооптические диски и пр.) и их основные характеристики.
  • Билет № 5: Операционная система компьютера (назначение, состав, способ организации диалога с пользователем). Загрузка компьютера.

Критерии оценивания результатов обучения учащихся в теоретической части экзамена: проверяются качественные характеристики усвоения обучавшимися изученного материала – полнота и системность сформированных знаний, прочность знаний учащихся, или степень самостоятельного и оперативного применения знаний учащимися.

Практическая часть содержит задание, которое обязательно выполняется на компьютере. Основная цель данной части экзамена – проверить у выпускника уровень компетентности в сфере ИКТ, т.е. сформированность умений оперировать теоретическими знаниями и изученным программным обеспечением, умение применять изученное для решения практических задач.

Каждое из заданий ориентировано на проверку умения выполнять определенный комплекс операций с конкретным программным пакетом, но при этом демонстрируются также общие знания и умения в области “Информатики и ИКТ”: запуск программ на исполнение, чтение и запись файлов данных, выбор оптимального формата хранения и представления объектов. Задание такого формата позволяет выявить степень освоения информационных и коммуникационных технологий, достаточную для продолжения образования.

Таблица сочетаний теоретической и практической частей билетов по “Информатике и ИКТ” для основной школы

№ билета Содержание теоретической части Содержание практической части
1 Понятие информатизации. Критерии информатизации общества. Основные этапы развития ЭВМ. Создание и редактирование текстового документа. Умение сохранять и распечатывать текст в среде текстового редактора.
2 Структурная схема компьютера. Основные компоненты компьютера.

Понятие системная шина и системная плата.

Работа с электронной таблицей. Решение задач с использование математических функции.
3 Понятие процессор. Характеристика процессора (АЛУ и УУ). Понятие памяти компьютера и виды памяти. Определите результат выполнения программы написанной на языке программирования.
4 Понятие внешняя память компьютера. Виды носителей информации и их характеристики. Определение результата выполнения алгоритма по его блок – схеме.
5 Понятие операционная система. Состав операционной системы. Установка операционной системы. Создание и преобразование графических объектов в среде графического редактора.
6 Понятие файл и файловая система. Понятие папка и путь доступа к папке. Работа с электронной таблицей. Построение графика функции по табличным данным.
7 Понятие информации. Виды информации. Роль информации в природе, обществе, технике. Информационная деятельность человека. Создание и упорядочивание данных в электронных таблицах при помощи решения задач.
8 Понятие информационный процесс. Критерии для описания процесса. Обратная связь Работа с архиваторами. Создание архива. Разархивация архива.
9 Текстовые редакторы и процессоры: назначение и возможности. Основные структурные элементы текстового документа. Создание и редактирование математических формул в текстовом документе.
10 Графический редактор. Растровая и векторная графика. Основные инструменты и режимы работы. Построение алгоритма для решения задач на повторение цикла (оператор цикл).
11 Структура электронной таблицы. Типы данных: числа, формулы, текст. Ссылка. Виды ссылок. Построение алгоритма для решения задач содержащих команду ветвление (оператор ветвление).
12 Базы данных: основные понятия, типы данных. Виды баз данных. Основные функции СУБД. Поиск информации в глобальной компьютерной сети Интернет.
13 Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Виды исполнителей. Работа с файловой системой. Работа с файлами ( переименование, копирование, удаление , поиск).
14 Понятие линейный алгоритм. Величины. Правила записи выражения на языке Паскаль. Команда присваивания. Построение алгоритма для перемещений и действий учебным исполнителем типа ГРИС.
15 Понятие разветвляющий алгоритм. Условные операторы if и case. Блок-схемы изображающие форму алгоритма. Решение задач на языке программирования Pascal с применение команды ветвления.
16 Алгоритмическая структура – цикл. Оператор цикла – for, while,repeat. Виды циклов. Построение алгоритма для обработки величин с реализацией на языке программирования ( ветвление, цикл). Отладка программы, получение результата.
17 Понятие исполнитель. Виды исполнителей. Понятие программа, компьютер. Действия компьютера. Создание простейшей базы данных при помощи MS Access.
18 Понятие модель, моделирование. Классификация моделей. Основные этапы моделирования. Решение задач на измерение объема информации. Преобразование информации.
19 Признаки классификации процессов. Виды сетей. Схемы сетей. Понятие модем. Решение задач на тему “Система счисления”. Уметь переводить числа в двоичную и десятичную.
20 Понятие глобальной сети. Информационные ресурсы общества. Основы информационной безопасности, этики и права. Работа с электронной почтой (в локальной или глобальной сети) и умение пользоваться Интернетом.

Рекомендации по подготовке и проведению экзамена и оцениванию ответов.

Примерное время подготовки учащихся к ответу по билетам может быть в диапазоне от 10 до 30 минут. Время ответа на билет в целом не должно превышать 15 минут.

Оценивание ответа экзаменуемого экспертное, т.е. складывается из нескольких мнений членов экзаменационной комиссии. При оценке ответа используется традиционная форма оценивания по пятибалльной шкале каждого вопроса, в итоге за экзамен выставляется среднее значение. Такой принцип оценивания подчеркивает значимость всех видов деятельности, которым обучен выпускник по предмету.

Для объективного оценивания знаний учащихся при устном опросе и выполнении практических заданий следует учитывать следующие факторы:

  • грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение, понятие, определение;
  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечётком представлении рассматриваемого объекта;
  • недочёт – неправильное представление об объекте, не влияющее кардинально на знания, определённые программой обучения;
  • мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Исходя из норм (пятибалльной системы, заложенных во всех предметных областях) выставляется отметка:

отметка “5” – при условии безупречного ответа, либо при наличии 1-2 мелких погрешностей, если учащийся при ответе на теоретическую часть билета продемонстрировал системные полные знания и умения по поставленному вопросу, содержание вопроса изложил связно, в краткой форме, раскрыл последовательно суть изученного материала, демонстрируя прочность и прикладную направленность полученных знаний и умений;

отметка “4” – при наличии 1-2 недочётов, если учащийся при ответе на теоретическую часть билета продемонстрировал системные полные знания и умения по поставленному вопросу, содержание вопроса изложил связно, в краткой форме, раскрыл последовательно суть изученного материала, демонстрируя прочность и прикладную направленность полученных знаний и умений, но при ответе на теоретическую часть билета были допущены незначительные ошибки, иногда нарушалась последовательность изложения или отсутствовали некоторые несущественные элементы содержания;

отметка “3”при наличии 1-2 грубых ошибок, если учащийся при ответе на теоретическую часть билета допустил много недочётов, мелких погрешностей, недостаточно раскрыл тему;

отметка “2”при незнании основного программного материала, отсутствии навыков практической работы на компьютере.

Приложение 1, Приложение 2