Экзаменационный материал подготовлен для проведения итоговой аттестации учащихся по информатике в 9 классе, осуществляемой в форме экзамена по выбору в соответствии с Приказом Минобрнауки РФ от 03.12.1999 года №1075 “Об утверждении Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации (в ред. приказов Минобразования России от 16.03.2001 №1022, от 25.06.2002 №2398, от 21.01.2003 №135); Приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31.01.2012 года №55 “О проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, в том числе с участием Региональной экзаменационной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2011-2012 учебном году”.
Представленный экзаменационный материал по информатике для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся IX классов в 2012 году составлен на основе примерных экзаменационных билетов (в соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 18 марта 2007 г. №01-14/08-01 “О примерных билетах для сдачи экзамена по выбору выпускниками IX классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, осуществивших переход на новый государственный образовательный стандарт основного общего образования”), разработанных с учетом рекомендаций Министерства образования и науки России и федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования (Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089) и опубликованных в журнале “Вестник образования” № 6, 2007г. (Издательство “ПРО-ПРЕСС”).
Предлагаемые экзаменационные материалы охватывают содержание курса с 5-го по 9 классы общеобразовательной школы. Вопросы и ответы ориентированы на базовые знания и умения учащихся. Материалы предназначены для использования в рамках государственной (итоговой) аттестации для учащихся, обучавшихся информатике по 1 часу в неделю во 2-8-х классах и 2 часа в неделю в 9-х классах (согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312 “Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования”) по учебно-методическим комплектам, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации для использования в 5–9 классах общеобразовательных учреждений:
- Босова Л. Информатика. Учебник для 5 класса.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Босова Л. Информатика. Учебник для 6 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
- Босова Л. Информатика. Учебник для 7 класса, – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Семакин И. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 классов/ Л. Залогова, С. Русаков, Л. Шестакова, под редакцией И. Семакина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Семакин И. Информатика. Учебник для 9 классов/ Л. Залогова, С. Русаков, Л. Шестакова, под редакцией И. Семакина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Семакина И.Г., Е.К. Хеннера. Задачник-практикум. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2001.
Представленный комплект из 20 билетов включает также некоторые устоявшиеся в курсе информатики темы, имеющие свое продолжение в старшей школе и впоследствии присутствующие в экзаменационных материалах на вступительных экзаменах в вузы. Практическая часть экзаменационного материала предполагает проверку уровня компетентности в сфере информационно-коммуникационных технологий. Это подразумевает, что при решении конкретной задачи курса информатики или из любой смежной области знаний необходимо опираться на теоретические знания и практические умения в области информационно-коммуникационных технологий.
Содержание заданий экзаменационных билетов разработано по основным темам курса информатики и информационных технологий, объединенных в соответствии с государственным образовательным стандартом по предмету в разделы “Информационные процессы” и “Информационные технологии”. Содержание раздела “Информационные процессы” подразделяется на следующие темы: “Представление информации”, “Передача информации”, “Обработка информации. Алгоритмы”, “Компьютер”, “Информационные процессы в обществе”. Содержание раздела “Информационные технологии” состоит из следующих тем: “Технология обработки текста”, “Технология обработки графики”, “Технология обработки числовой информации”, “Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных”, “Телекоммуникационные технологии”.
Комплект билетов по информатике имеет следующую структуру: каждый билет содержит две части – теоретическую и практическую. Теоретическая часть предполагает устный ответ учащихся с возможной демонстрацией на компьютере необходимой для ответа иллюстративной части. Это может быть описание объектов изучения, их существенных признаков, свойств, связей между ними, т.е. раскрытие сущности изученного объекта.
В содержательной части экзаменационных билетов внесены изменения в связи с тем, что при обучении школьников по программе базового курса “Информатика и ИКТ” для основной школы (авторы И.Г. Семакин, Л,А. Залогова, СВ. Русаков, Л.В. Шестакова), более углублённо были изучены темы “Обработка информации. Алгоритмы”, “Информационные процессы в обществе” и, напротив, не изучались темы “Дискретное представление информации”.
Изменения касаются вопроса № 1 в следующих билетах:
- Билет № 2: Общая схема компьютера. Основные устройства компьютера и их функции.
- Билет № 3: Характеристики процессора и внутренней памяти компьютера (быстродействие, разрядность, объем памяти и др.).
- Билет № 4: Внешняя память компьютера. Носители информации (гибкие диски, жесткие диски, CD-ROM диски, магнитооптические диски и пр.) и их основные характеристики.
- Билет № 5: Операционная система компьютера (назначение, состав, способ организации диалога с пользователем). Загрузка компьютера.
Критерии оценивания результатов обучения учащихся в теоретической части экзамена: проверяются качественные характеристики усвоения обучавшимися изученного материала – полнота и системность сформированных знаний, прочность знаний учащихся, или степень самостоятельного и оперативного применения знаний учащимися.
Практическая часть содержит задание, которое обязательно выполняется на компьютере. Основная цель данной части экзамена – проверить у выпускника уровень компетентности в сфере ИКТ, т.е. сформированность умений оперировать теоретическими знаниями и изученным программным обеспечением, умение применять изученное для решения практических задач.
Каждое из заданий ориентировано на проверку умения выполнять определенный комплекс операций с конкретным программным пакетом, но при этом демонстрируются также общие знания и умения в области “Информатики и ИКТ”: запуск программ на исполнение, чтение и запись файлов данных, выбор оптимального формата хранения и представления объектов. Задание такого формата позволяет выявить степень освоения информационных и коммуникационных технологий, достаточную для продолжения образования.
Таблица сочетаний теоретической и практической частей билетов по “Информатике и ИКТ” для основной школы
№ билета | Содержание теоретической части | Содержание практической части |
1 | Понятие информатизации. Критерии информатизации общества. Основные этапы развития ЭВМ. | Создание и редактирование текстового документа. Умение сохранять и распечатывать текст в среде текстового редактора. |
2 | Структурная схема компьютера.
Основные компоненты компьютера. Понятие системная шина и системная плата. |
Работа с электронной таблицей. Решение задач с использование математических функции. |
3 | Понятие процессор. Характеристика процессора (АЛУ и УУ). Понятие памяти компьютера и виды памяти. | Определите результат выполнения программы написанной на языке программирования. |
4 | Понятие внешняя память компьютера. Виды носителей информации и их характеристики. | Определение результата выполнения алгоритма по его блок – схеме. |
5 | Понятие операционная система. Состав операционной системы. Установка операционной системы. | Создание и преобразование графических объектов в среде графического редактора. |
6 | Понятие файл и файловая система. Понятие папка и путь доступа к папке. | Работа с электронной таблицей. Построение графика функции по табличным данным. |
7 | Понятие информации. Виды информации. Роль информации в природе, обществе, технике. Информационная деятельность человека. | Создание и упорядочивание данных в электронных таблицах при помощи решения задач. |
8 | Понятие информационный процесс. Критерии для описания процесса. Обратная связь | Работа с архиваторами. Создание архива. Разархивация архива. |
9 | Текстовые редакторы и процессоры: назначение и возможности. Основные структурные элементы текстового документа. | Создание и редактирование математических формул в текстовом документе. |
10 | Графический редактор. Растровая и векторная графика. Основные инструменты и режимы работы. | Построение алгоритма для решения задач на повторение цикла (оператор цикл). |
11 | Структура электронной таблицы. Типы данных: числа, формулы, текст. Ссылка. Виды ссылок. | Построение алгоритма для решения задач содержащих команду ветвление (оператор ветвление). |
12 | Базы данных: основные понятия, типы данных. Виды баз данных. Основные функции СУБД. | Поиск информации в глобальной компьютерной сети Интернет. |
13 | Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Виды исполнителей. | Работа с файловой системой. Работа с файлами ( переименование, копирование, удаление , поиск). |
14 | Понятие линейный алгоритм. Величины. Правила записи выражения на языке Паскаль. Команда присваивания. | Построение алгоритма для перемещений и действий учебным исполнителем типа ГРИС. |
15 | Понятие разветвляющий алгоритм. Условные операторы if и case. Блок-схемы изображающие форму алгоритма. | Решение задач на языке программирования Pascal с применение команды ветвления. |
16 | Алгоритмическая структура – цикл. Оператор цикла – for, while,repeat. Виды циклов. | Построение алгоритма для обработки величин с реализацией на языке программирования ( ветвление, цикл). Отладка программы, получение результата. |
17 | Понятие исполнитель. Виды исполнителей. Понятие программа, компьютер. Действия компьютера. | Создание простейшей базы данных при помощи MS Access. |
18 | Понятие модель, моделирование. Классификация моделей. Основные этапы моделирования. | Решение задач на измерение объема информации. Преобразование информации. |
19 | Признаки классификации процессов. Виды сетей. Схемы сетей. Понятие модем. | Решение задач на тему “Система счисления”. Уметь переводить числа в двоичную и десятичную. |
20 | Понятие глобальной сети. Информационные ресурсы общества. Основы информационной безопасности, этики и права. | Работа с электронной почтой (в локальной или глобальной сети) и умение пользоваться Интернетом. |
Рекомендации по подготовке и проведению экзамена и оцениванию ответов.
Примерное время подготовки учащихся к ответу по билетам может быть в диапазоне от 10 до 30 минут. Время ответа на билет в целом не должно превышать 15 минут.
Оценивание ответа экзаменуемого экспертное, т.е. складывается из нескольких мнений членов экзаменационной комиссии. При оценке ответа используется традиционная форма оценивания по пятибалльной шкале каждого вопроса, в итоге за экзамен выставляется среднее значение. Такой принцип оценивания подчеркивает значимость всех видов деятельности, которым обучен выпускник по предмету.
Для объективного оценивания знаний учащихся при устном опросе и выполнении практических заданий следует учитывать следующие факторы:
- грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение, понятие, определение;
- погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечётком представлении рассматриваемого объекта;
- недочёт – неправильное представление об объекте, не влияющее кардинально на знания, определённые программой обучения;
- мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Исходя из норм (пятибалльной системы, заложенных во всех предметных областях) выставляется отметка:
отметка “5” – при условии безупречного ответа, либо при наличии 1-2 мелких погрешностей, если учащийся при ответе на теоретическую часть билета продемонстрировал системные полные знания и умения по поставленному вопросу, содержание вопроса изложил связно, в краткой форме, раскрыл последовательно суть изученного материала, демонстрируя прочность и прикладную направленность полученных знаний и умений;
отметка “4” – при наличии 1-2 недочётов, если учащийся при ответе на теоретическую часть билета продемонстрировал системные полные знания и умения по поставленному вопросу, содержание вопроса изложил связно, в краткой форме, раскрыл последовательно суть изученного материала, демонстрируя прочность и прикладную направленность полученных знаний и умений, но при ответе на теоретическую часть билета были допущены незначительные ошибки, иногда нарушалась последовательность изложения или отсутствовали некоторые несущественные элементы содержания;
отметка “3” – при наличии 1-2 грубых ошибок, если учащийся при ответе на теоретическую часть билета допустил много недочётов, мелких погрешностей, недостаточно раскрыл тему;
отметка “2” – при незнании основного программного материала, отсутствии навыков практической работы на компьютере.