Определение падежа имен существительных с помощью вопроса и предлога

Разделы: Начальная школа


I. Организационный момент.

(Слушание звукозаписи: “Пение птиц”)

- Пение каких птиц вы услышали?

- Скажите, какой месяц по календарю начался? (Март)

24 марта — День птиц.

И наш урок открывают голоса птиц.

  1. Откройте тетради, запишите число, классная работа.
  2. Минутка чистописания:

// ач оро // оч чк // ал гл // ха рь //

II. Проверка домашнего задания.

1) Что было задано? (Повторить слова на тему: “Птицы”.)

Сейчас мы с вами будем отгадывать загадки. Вы запишите отгадки в тетрадь и выделите окончание, определите род и склонение.

- Что за весенняя птица любит за плугом ходить и кормиться?

Грач (м.р., 2 скл.)

- Эта птица устраивает гнездо-нору в крутых берегах. Обычно мы их видим в воздухе недалеко от воды.

Ласточка (ж.р., 1 скл.)

- У обских угров (народов ханты, манси, лесные ненцы) прилёт этой птицы связывается с приходом весны и тепла. Именно эти птицы первыми прилетают, начинают вить гнёзда, как бы пробуждая природу.

Ворона (ж.р., 1 скл.) (Анализ и синтез):

- Название этой птицы рассыпалось из букв, а вам необходимо составить слово.

У Г Ь Х А Л Р

Глухарь (м.р., 2 скл.)

Звуковой анализ:

- Произнесите название последней птицы.

- Произнесите последний звук и дайте характеристику звуку:

[р`] - согласный, звонкий, мягкий.

- Где живёт эта птица?

- Чем питается? (Хвоинками, кусочками коры деревьев, листочками, тонкими прутиками)

- А как по-другому называют охотники глухаря-самку? (Капалуха, ж.р, 1 скл.)

- А ещё глухаря называют таёжным соловьём или лесным петухом.

- А почему “Глухарь”? (Во время токования (пения) птица на несколько секунд теряет слух…)

1) - Сейчас проговорим слова: (капалуха, глухарь), разделим хором слова по слогам, запишем в тетрадь (учитель на доске).

III. Физкульминтука.

IV. Введение нового материала:

1) Сообщение темы и цели:

Загадка. О какой части речи идёт речь?

- Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам. (Имя существительное)

Будем письменно отвечать на вопросы:

- Где живёт глухарь? (Глухарь живёт в лесу).

- Чем служит лес для глухаря? (Лес служит домом для глухаря).

Анализ предложений:

- В первом предложении существительное глухарь на какой вопрос отвечает? (Кто?)

- Выделите окончание

- Каким членом предложения является? (Главным)

- А во втором предложении существительное глухарь на какой вопрос отвечает? (Для кого?)

- Каким членом предложения является? (Второстепенным)

Микроитог:

- Как связаны слова между собой? (По смыслу)

- Как изменяется имя существительное в зависимости от предлога? (Изменяется окончание)

- Чем сходны предлог и окончание? (Служат для связи слов в предложении)

Мы проанализировали (рассмотрели) предложения (учитель показывает указкой ещё раз на эти предложения)

- Скажите, чему мы будем учиться сегодня на уроке? (Будем учиться определять падеж имён существительных по вопросу и предлогу).

- Назовите тему урока. (Определение падежа имён существительных по вопросу и предлогу).

- Вспомним, сколько падежей в русском языке? (6)

- Давайте повторим на какие вопросы отвечает каждый падеж?

- Эти вопросы нам сегодня пригодятся на уроке.

- Отгадайте загадку:

Он рыжий зверь
Он мягкий зверь
Это знаю, мне поверь
Хвост пушистый
Чёрный нос
По лесу он прыгает
Ветки хвои дрыгает
В тёмных дебрях он живёт
Кто же это? Кот? (Белка)

А сейчас мы с вами просклоняем существительное белка.

(На доске записаны названия падежей, вопросы к ним, рядом с которыми перевёрнутые карточки со словом белка с выделенными падежными окончаниями и обозначенными ударениями. После того как, обучающийся назовёт слово белка с соответствующим вопрос падежа, учитель переворачивает карточку).

Микроитог:

- Обратите внимание, какая часть слова изменяется? (Окончание)

- А почему изменяется окончание? (Потому что изменяются вопросы)

2) Работа в парах.

Учитель раздаёт карточки с предложениями.

Задание: выделить окончание имени существительного белка и рядом стоящий предлог. По вопросу и предлогу определить падеж имени существительного белка.

  1. За белкой охотится куница.
  2. О белке я сочинил загадку.
  3. Охотники приблизились к белке.
  4. Белка закапывает шишки в землю.
  5. Мы знаем много сказок про белку..
  6. У белки рыжий пушистый хвост.

- А сейчас проверим. (Ключ к заданию, учитель выводит на экране предложения).

- Посмотрите ещё раз на предложения и скажите, что нам помогает определить падеж имени существительного белка (предлоги и вопросы).

- Что происходит с окончаниями? (Они изменяются)

- С помощью чего связаны эти слова? (С помощью предлога и окончания).

Микроитог:

- В нашей речи для связи слов служат окончания и предлоги.

V. Вторичное закрепление.

Работа по учебнику: стр. 168 упр. 445, 5 словосочетаний.

(Консультанты проверяют) по рядам.

Варенье (из чего?) из вишни – Р.п., коробка (из чего?) из бумаги — …, письмо (от кого?) от брата.—…, приехал (к кому?) к брату—…, ходил (где? по чему?) по тропинке — …

VI. Итог урока:

- Чему учились? (Учились определять падеж по вопросу и предлогу)

VII. Оценивание.

VIII. Рефлексия.

(Смайлики)

- Выберите из данных вам наборов смайлик, который показывает ваше настроение после проведённого урока. Выберите смайлик соответствующий вашему настроению.

IX. Д/з:

1) Уровень А.

Задание: определить падеж имён существительных; выделить окончание существительных, подчеркнуть предлоги.

Ходим (где? по чему?) по тропинке; приехал (к кому?) к брату; жил (у кого?) у сестры; вспомнил (про кого?) про отца; свисали (над чем?) над крышей.

2) Уровень Б.

Задание: списать предложения, определить падеж у существительных с предлогами, выделить окончания существительных, подчеркнуть предлоги.

Полосы света на речке лежат, в золоте тучки за лесом горят. (И.Никитин)

Сколько алых ягод у лесной рябинки! Выросли волнушками прямо у тропинки! (Е. Трутнева)

Мартышка к старости слаба глазами стала. (И. Крылов)

Доктор ходит по палате от кровати до кровати. Возле Кати сел на стул и в лицо ей заглянул. (А. Кардашева)

3) Уровень В.

Задание: определить падеж выделенных существительных с предлогами и без предлогов. Каким членом предложения является существительное лисица в первом предложении? Каким членом предложения является существительное плутовка в шестом предложении? Почему?

За лисицей гнались собаки. Она устала, бежит, еле дышит. А собаки вот-вот схватят лисицу. Лиса вдруг прилегла к земле. Собаки пронеслись мимо. А плутовка спряталась за кустом. Только её и видели!