I. Организационный момент.
(Слушание звукозаписи: “Пение птиц”)
- Пение каких птиц вы услышали?
- Скажите, какой месяц по календарю начался? (Март)
24 марта — День птиц.
И наш урок открывают голоса птиц.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
- Минутка чистописания:
// ач оро // оч чк // ал гл // ха рь //
II. Проверка домашнего задания.
1) Что было задано? (Повторить слова на тему: “Птицы”.)
Сейчас мы с вами будем отгадывать загадки. Вы запишите отгадки в тетрадь и выделите окончание, определите род и склонение.
- Что за весенняя птица любит за плугом ходить и кормиться?
Грач (м.р., 2 скл.)
- Эта птица устраивает гнездо-нору в крутых берегах. Обычно мы их видим в воздухе недалеко от воды.
Ласточка (ж.р., 1 скл.)
- У обских угров (народов ханты, манси, лесные ненцы) прилёт этой птицы связывается с приходом весны и тепла. Именно эти птицы первыми прилетают, начинают вить гнёзда, как бы пробуждая природу.
Ворона (ж.р., 1 скл.) (Анализ и синтез):
- Название этой птицы рассыпалось из букв, а вам необходимо составить слово.
У Г Ь Х А Л Р
Глухарь (м.р., 2 скл.)
Звуковой анализ:
- Произнесите название последней птицы.
- Произнесите последний звук и дайте характеристику звуку:
[р`] - согласный, звонкий, мягкий.
- Где живёт эта птица?
- Чем питается? (Хвоинками, кусочками коры деревьев, листочками, тонкими прутиками)
- А как по-другому называют охотники глухаря-самку? (Капалуха, ж.р, 1 скл.)
- А ещё глухаря называют таёжным соловьём или лесным петухом.
- А почему “Глухарь”? (Во время токования (пения) птица на несколько секунд теряет слух…)
1) - Сейчас проговорим слова: (капалуха, глухарь), разделим хором слова по слогам, запишем в тетрадь (учитель на доске).
III. Физкульминтука.
IV. Введение нового материала:
1) Сообщение темы и цели:
Загадка. О какой части речи идёт речь?
- Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам. (Имя существительное)
Будем письменно отвечать на вопросы:
- Где живёт глухарь? (Глухарь живёт в лесу).
- Чем служит лес для глухаря? (Лес служит домом для глухаря).
Анализ предложений:
- В первом предложении существительное глухарь на какой вопрос отвечает? (Кто?)
- Выделите окончание
- Каким членом предложения является? (Главным)
- А во втором предложении существительное глухарь на какой вопрос отвечает? (Для кого?)
- Каким членом предложения является? (Второстепенным)
Микроитог:
- Как связаны слова между собой? (По смыслу)
- Как изменяется имя существительное в зависимости от предлога? (Изменяется окончание)
- Чем сходны предлог и окончание? (Служат для связи слов в предложении)
Мы проанализировали (рассмотрели) предложения (учитель показывает указкой ещё раз на эти предложения)
- Скажите, чему мы будем учиться сегодня на уроке? (Будем учиться определять падеж имён существительных по вопросу и предлогу).
- Назовите тему урока. (Определение падежа имён существительных по вопросу и предлогу).
- Вспомним, сколько падежей в русском языке? (6)
- Давайте повторим на какие вопросы отвечает каждый падеж?
- Эти вопросы нам сегодня пригодятся на уроке.
- Отгадайте загадку:
Он рыжий зверь
Он мягкий зверь
Это знаю, мне поверь
Хвост пушистый
Чёрный нос
По лесу он прыгает
Ветки хвои дрыгает
В тёмных дебрях он живёт
Кто же это? Кот? (Белка)
А сейчас мы с вами просклоняем существительное белка.
(На доске записаны названия падежей, вопросы к ним, рядом с которыми перевёрнутые карточки со словом белка с выделенными падежными окончаниями и обозначенными ударениями. После того как, обучающийся назовёт слово белка с соответствующим вопрос падежа, учитель переворачивает карточку).
Микроитог:
- Обратите внимание, какая часть слова изменяется? (Окончание)
- А почему изменяется окончание? (Потому что изменяются вопросы)
2) Работа в парах.
Учитель раздаёт карточки с предложениями.
Задание: выделить окончание имени существительного белка и рядом стоящий предлог. По вопросу и предлогу определить падеж имени существительного белка.
- За белкой охотится куница.
- О белке я сочинил загадку.
- Охотники приблизились к белке.
- Белка закапывает шишки в землю.
- Мы знаем много сказок про белку..
- У белки рыжий пушистый хвост.
- А сейчас проверим. (Ключ к заданию, учитель выводит на экране предложения).
- Посмотрите ещё раз на предложения и скажите, что нам помогает определить падеж имени существительного белка (предлоги и вопросы).
- Что происходит с окончаниями? (Они изменяются)
- С помощью чего связаны эти слова? (С помощью предлога и окончания).
Микроитог:
- В нашей речи для связи слов служат окончания и предлоги.
V. Вторичное закрепление.
Работа по учебнику: стр. 168 упр. 445, 5 словосочетаний.
(Консультанты проверяют) по рядам.
Варенье (из чего?) из вишни – Р.п., коробка (из чего?) из бумаги — …, письмо (от кого?) от брата.—…, приехал (к кому?) к брату—…, ходил (где? по чему?) по тропинке — …
VI. Итог урока:
- Чему учились? (Учились определять падеж по вопросу и предлогу)
VII. Оценивание.
VIII. Рефлексия.
(Смайлики)
- Выберите из данных вам наборов смайлик, который показывает ваше настроение после проведённого урока. Выберите смайлик соответствующий вашему настроению.
IX. Д/з:
1) Уровень А.
Задание: определить падеж имён существительных; выделить окончание существительных, подчеркнуть предлоги.
Ходим (где? по чему?) по тропинке; приехал (к кому?) к брату; жил (у кого?) у сестры; вспомнил (про кого?) про отца; свисали (над чем?) над крышей.
2) Уровень Б.
Задание: списать предложения, определить падеж у существительных с предлогами, выделить окончания существительных, подчеркнуть предлоги.
Полосы света на речке лежат, в золоте тучки за лесом горят. (И.Никитин)
Сколько алых ягод у лесной рябинки! Выросли волнушками прямо у тропинки! (Е. Трутнева)
Мартышка к старости слаба глазами стала. (И. Крылов)
Доктор ходит по палате от кровати до кровати. Возле Кати сел на стул и в лицо ей заглянул. (А. Кардашева)
3) Уровень В.
Задание: определить падеж выделенных существительных с предлогами и без предлогов. Каким членом предложения является существительное лисица в первом предложении? Каким членом предложения является существительное плутовка в шестом предложении? Почему?
За лисицей гнались собаки. Она устала, бежит, еле дышит. А собаки вот-вот схватят лисицу. Лиса вдруг прилегла к земле. Собаки пронеслись мимо. А плутовка спряталась за кустом. Только её и видели!