Обоснование проблемы. Анализ ее исходного состояния
Особенности развития России в последние десятилетия привели к реальной необходимости качественного улучшения и модернизации российского образования. Назрела необходимость перехода от установки запоминания большого количества информации к усвоению новых видов деятельности – проектных, творческих, исследовательских и формированию базовых компетентностей современного молодого человека (информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразования).
От того, как будет устроена школьная действительность, система отношений школы и общества, завит не только успешность в получении профессионального образования, но и вся система гражданских отношений. От подготовленности, целевых установок российских школьников зависит общее образование, благосостояние страны и всех будущих поколений. Поэтому важной задачей является усиление воспитательного потенциала школы, особенного патриотического воспитания молодого поколения российских граждан.
В настоящее время проблемы патриотического воспитания находят отражение в нормативных документах Министерства образования и науки РФ, в региональных и краевых межведомственных программах, обращая внимание на формирование у учащихся гражданской ответственности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности.
Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. В связи с этим проблема патриотического воспитания становится одной из актуальнейших.
Родной, родимый, Родина, патриотизм… в последнее время мы все чаще слышим эти слова. Главным условием сегодня является сохранение преемственности поколений, развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России.
К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: “Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями” Приведенное определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма. С каждым годом интерес к краеведению растет.
В свое время Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал: “Краеведение – прекрасная школа воспитания гражданственности”. Любить и знать свой край, свой город, в котором живешь, свой дом, свою родную школу, свою улицу, свою семью – это и есть проявление патриотизма и гражданственности. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.
Краеведческие знания сегодня необходимы школьникам, и получить эти знания возможно через урочную и внеурочную деятельность в школе, она дает возможность обратиться, прежде всего, к истории повседневности. Это значит – к близкой обучающимся российской истории, той, что заключена в судьбах рядом живущих людей, семей, зданий, учреждений, предприятий, города. Так как любая судьба неразрывно связана с судьбой страны. Это придает инновационный характер данной программе по патриотическому воспитанию.
Актуальность
Актуальность программы заключается в том, что в Новгородской области нет единой программы и ее методического обеспечения по изучению родного края. Данная программа способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей малой Родины.
На основе учебного плана МАОУ СОШ № 8 Великого Новгорода с 1998 года, был введен курс “Краеведения” для апробации примерной программы “Человек и природа” регионального компонента “Новгородский край”.
В 2003 году городской экспертный совет утвердил ОЭР “Создание учебно-методического комплекса к блоку “Человек и природа” регионального компонента “Новгородский край. (Городской приказ № 377 от 06.06.2003 года).
В 2009-2010 учебном году на базе школы работала областная лаборатория инновационного опыта “Формирование ключевых компетентностей школьников, через использование потенциала регионального компонента государственного образовательного стандарта “новгородский край” (Областной приказ № 947 от 21.10 2009 года).
Цель программы:
Задачи программы:
- побудить школьников самостоятельно заняться научно-исследовательскими работами по краеведению;
- развивать у обучающихся чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
- воспитывать уважительное отношение и гордость к историческому прошлому Малой Родины, ее традициям;
- формировать гражданские чувства;
- выявлять задатки исследовательской одаренности у обучающихся и оказывать помощь в развитии данных способностей посредством участия в научно-практических конференциям и конкурсах разного уровня по краеведению.
Категории граждан, на которых направлены мероприятия программы: обучающиеся школы 5–11 классы.
Сроки реализации программы: 2008-2012 год.
Механизм оценки эффективности и результатов реализации Программы:
- вовлечение обучающихся в сбор краеведческого материала, написание научно-исследовательских работ в направлении “краеведение”;
- написание рефератов, исследований учащимися по краеведческой тематике в результате работы научного общества школьников;
- факт участия обучающихся в конкурсах, конференциях школьного, муниципального, областного, всероссийского уровней.
Содержание программы
Перечень мероприятий по выполнению
программы
“Моя школа. Мой город. Моя страна” на 2008-2012 гг.
Направление | Содержание | Сроки | Год |
историческое краеведение (военно-историческое, историко-культурное, историко-архивное, археологическое и др.) | Игра “Зарница. Школа безопасности” | сентябрь | ежегодно |
Смотр строя и песни | февраль | ежегодно | |
Смотр-конкурс патриотической песни | апрель | ежегодно | |
Конкурс “Отечество” | сентябрь | ежегодно | |
Занятия по археологии, организованные студентами НовГУ им. Ярослава Мудрого для учащихся 5, 7 классов | учебный год | с 2010 года | |
Турнир памяти воина интернационалиста Александра Филиппова | апрель | ежегодно | |
Акция, посвященная памяти воинов интернационалистов и участников, локальных воин “Прикоснись к подвигу сердцем”; | апрель | ежегодно | |
Митинг, посвященный дню освобождения Новгорода от немецко-фашистских захватчиков (у обелиска А.Панкратову) | январь | ежегодно | |
Праздничная программа для Вас ветераны “Мы здесь не, потому что дата” | май | ежегодно | |
Игра “Ярославово дворище” | май, июнь | с 2010 года | |
Победный день России день; | апрель | ежегодно | |
Игра по станциям “Мы новгородцы”; | январь | ежегодно | |
Конкурс литературно-музыкальной композиции “Мы новгородцы”; | апрель | ежегодно | |
Военно-полевые сборы для старшеклассников | май | ежегодно | |
Лыжный пробег по линии оборы Новгорода | январь | ежегодно | |
Фестиваль военно-спортивных игр “Русская сила” | май | ежегодно | |
естественнонаучное краеведение (географическое, экологическое, биологическое, геологическое и др.) | Исследовательские работы учащихся (в соответствии с планом работы НОУ | учебный год | ежегодно |
Творческие работы учащихся | учебный год | ежегодно | |
Акция “Чистый берег” | сентябрь, май | ежегодно | |
Дни наблюдения за птицами | осень, весна | ежегодно | |
Неделя защиты животных | октябрь | ежегодно | |
Операция “Кормушка” | ноябрь-февраль | ежегодно | |
Марш парков | весна-лето | ежегодно | |
Акция “Первоцветы” | апрель | ежегодно | |
Операция “Ель” | декабрь | ежегодно | |
Восстановление дубрав Новгородчины, | учебный год | 2008,2009 | |
Акция “Скворечник” | март | ежегодно | |
Всемирный День птиц, | 1 апреля | ежегодно | |
Всемирной акции “Живая природа вокруг одного дерева”, | сезоны года | ежегодно | |
Школьная акция “Сохрани дерево” (паспортизация), | осень, весна | ежегодно | |
Школьная акция “Сохрани дерево” (сбор макулатур) | 1 раз в четверть | ежегодно | |
Выпуск наглядной информации для населения по различным экологическим проблемам | учебный год | ежегодно | |
Всероссийский конкурс рисунков “Дикие животные в естественных условиях” | октябрь | 2009 | |
Городская и областная экологическая конференция “Изучаем свой край” | осень | ежегодно | |
Конкурс исследовательских и творческих работ юных натуралистов и любителей природы городской Недели изучения творчества писателя натуралиста В.В.Бианки “Путешествие в страну Див” | январь-февраль | ежегодно | |
Городская конференция “Юные исследователи окружающей среды” | осень | ежегодно | |
Городской и областной конкурс “Лес в творчестве юных” | осень весна | ежегодно | |
Всероссийский Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио”. | учебный год | ежегодно | |
Всероссийский дистанционный конкурс “Моя малая Родина” | май | с 2010 | |
Седьмая Международная олимпиада по основным наукам | Осень -зима | с 2010 | |
Детское экологическое движение “Зеленая планета” | учебный год | ежегодно | |
Весенняя комплексная полевая практика | май | ежегодно | |
этнокультурное и социолого-демографuческое краеведение (фольклорное, художественное, литературное и др.) | Изучение народных игр | учебный год | с 2009 |
Изучение обычаев и традиций новгородчины | учебный год | ежегодно | |
Знакомство с творчеством писателей на новгородской земле с посещением музеев в Старой Руссе, Чудове | учебный год | ежегодно | |
Участие в Бианковских чтениях | февраль | ежегодно | |
Конкурс сказки (постановка сказки) | декабрь | ежегодно | |
Культурно-исторический проект “ВОИ Великие” | декабрь | с 2010 | |
Конкурс стихов о Родине | ноябрь | ежегодно | |
Конкурс “Краски Новгородчины” | ноябрь-февраль | ежегодно | |
Конкурс “Новгородские традиции” | май | ежегодно | |
Конкурс социальных проектов “Великий Новгород – древний и современный” | учебный год | 2008 | |
Межрайонный фестиваль военно-спортивных игр “Русская сила” | весна | с 2010 | |
Городской конкурс “Из Ганзы в Великий Новгород” | декабрь | с 2010 | |
турuстско - краеведческая деятельность (эколого-краеведческие исследования во время туристических походов) | Организация проведение походов выходного дня | учебный год | ежегодно |
Организация многодневных походов | май - июнь | ежегодно | |
Исследование географических и культурных объектов на территории области | учебный год | ежегодно | |
экскурсионное краеведение (изучение родного края во время проведения самодеятельных экскурсий или участия в плановых) | Новгородский музей-заповедник и
детский музейный центр: разовые экскурсии; абонементы, которые знакомя учащихся с историей и культурой родного края |
учебный год | ежегодно |
Составление самодеятельных экскурсия учащимися в курсе краеведения и проведение их для учащихся школы (экскурсии “Улицы города”, “Сердце Новгорода”, “Башни Кремля”, “Растительность пришкольного участка”, “Удивительное рядом”, “История школы” и др.) | учебный год | ежегодно |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы:
программа призвана способствовать:
- созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
- создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через изучении истории Малой родины, сбор краеведческого материала, занятие исследовательскими работами по краеведению;
- участию школьников в научно-практических конференциях в направлении “Краеведение”;
- вовлечению обучающихся в проведение краеведческих вечеров, посещению учащихся краеведческих музеев школ, города, района;
- продолжить оформление щкольного музея;
- развитие дополнительного образования на базе учебного учреждения.
Рекомендуемая литература
- Авдеев А.Н. В лесах Новгородчины. Краткий очерк развития лесных отношений и науки о лесе на Новгородской земле. 1998.
- Барышева А.А. Местные климаты и ландшафты Новгородской области. - Великий Новгород: НРЦРО, 1999.
- Барышева А.А., Жикулин В.С., Серова В.Н. География Новгородской области
- Браун В.Настольная книга для любителей природы. – Л., Гидрометеоиздат, 1985.
- География Новгородской области в вопросах и ответах: Учебно-методическое пособие/ коллектив авторов.- Великий Новгород: НовГУ им. Я.Мудрого, 2004.
- География и геология Новгородской области: учеб. пособие/ НовГУ им. Я.Мудрого. – Великий Новгород, 2002.
- Ермолаева Л.А. Охотничий домик Н.А.Некрасова в Чудове. – Л., Лениздат, 1987.
- Жекулин В.С., Нехайчик В.П. Озеро Ильмень. - Л, Лениздат. 1979.
- Зайцев И.А.,Кушнир И.И. Улицы Новгорода. - 2-е изд.; перераб. и доп. - Л.:Лениздат, 1980.
- Запольская О.В., Моисеева С.В. Улицы Великого Новгорода. -2010.
- Ильина Л., Грахов А. Волхов. – Л., Гидрометеоиздат. 1980.