Урок литературного чтения: Л.Н. Толстой "Лев и собачка"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: создать условия для формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся.

Задачи урока.

1. Углубить знания о творчестве Л.Н.Толстого; расширить представления о жизни животных.

2. Развивать речь и логическое мышление учащихся; продолжить работу над выразительным чтением.

3. Воспитывать доброе отношение к животным, учить понимать чужую боль.

Ход урока

1. Организационный момент

- Мне приятно вас видеть. Пусть этот день несёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.

2. Разминка

- Правильно, осознанно и выразительно читать – это целое искусство и поэтому мы с вами осваиваем это искусство. Для красивого чтения нужно хорошее дыхание. Сядьте правильно, плечи расправьте, животик подтяните.

Упражнение “Свеча”.

Глубоко вдохнуть, задержать дыхание и медленно подуть на воображаемое пламя свечи (одной, двух, трех).

Упражнение “Ароматный цветок”

- Представьте, что вы нюхаете ароматный цветок. Сделать медленный глубокий вдох носом при плотно сжатых губах. Задержать дыхание. На выдохе произнести фразу: “Какой ароматный цветок”.

Зарядка для язычка

(тренировка артикуляционного аппарата)

Погулять язык собрался
Он умылся,  причесался, 
На прохожих оглянулся, 
Вправо, влево повернулся
Вниз упал, наверх полез, 
Раз - и в ротике исчез.

3. Проверка домашнего задания

Л.Н.Толстой “Прыжок”:

- пересказ,

- задать один вопрос по тексту.

4. Актуализация опорных знаний, умений и навыков учащихся

- Работа со стихотворением (работа в парах).

Бедная собака – бросили её
Старая собака – где её жильё?
Злой хозяин, вредный,
Выгнал за порог!
Перед ней, бедной,
Нет уже дорог.

- Ребята, как вы думаете, каким тоном будем читать стихотворение? (Грустно, печально) Почему? (Ответы детей)

- Чтение стихотворения вслух

5. Вступительная беседа

В последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки. Бездомная собака – брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния. Дети, а у кого из вас есть собаки? Как вы заботитесь о них? (Рассказы детей)

- А знаете ли вы, что собака шесть тысячелетий живёт рядом с человеком? Это первое прирученное им животное. А кто из вас был в зоопарке? Кто видел льва? Что вы о нем можете рассказать.

Рассказы детей: лев – это хищное животное из семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и длинной гривой у самцов. Длина тела достигает 2 м 40 см, вес более 230 кг.

Учитель (добавляет): Лев обладает отличным зрением и слухом, очень осторожен. Голос у него необычной силы. Страх и сильное смятение овладевают дикими и домашними животными, когда они слышат это могучее рычание. В зоопарке они доживают до 50 лет.

– А видел кто-нибудь, как кормят этих зверей?

Так вот, раньше хищников кормили нередко бездомными животными. И сегодня на уроке мы узнаем, что произошло в одном из таких зоопарков.

6. Знакомство с новым произведением

Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Л.Н.Толстого, потому я вновь говорю “Здравствуй, замечательный русский писатель Л.Н.Толстой”.

- Прочитайте, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся?

- О чём нам может рассказать заголовок? (о хищном льве и маленькой собачке).

- Прочитайте слово под заголовком. Что оно обозначает? Прочитайте.

- История, о которой рассказывает Толстой, произошла очень давно в далеком от берегов России городе Лондоне. Может быть, об этой истории ему рассказал какой-нибудь моряк, который там бывал. Кто знает.

7. Первичное чтение (чтение рассказа детьми вслух).

8. Словарная работа

Ощетинитьсяподнять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.

Баринземлевладелец в царской России, человек, избегающий грязной, тяжёлой работы.

9. Беседа после первичного прослушивания

- Какое впечатление осталось у вас после прослушивания этого рассказа?

- Какой момент был самым тревожным?

10. Анализ прочитанного

1) Какие чувства у вас возникли при чтении этого рассказа?

- Грустный рассказ, собачку жаль, льва тоже жалко

2) В какие моменты они возникли?

- Когда собачка попала в клетку, когда умерла

11. Чтение рассказа “цепочкой”

- Расскажите, как собачка попала в клетку ко льву?

- Как вы думаете, собачке было страшно оказаться в клетке вместе со львом?

- Какие словосочетания использует писатель, чтобы показать страх собачки? (Поджала хвост, прижалась в угол, легла на спину, подняла лапки, встала на задние лапки)

- Как вы думаете, почему лев не тронул собачку?

- Ему стало её жалко, она ему понравилась. Собачка ласковая, приветливая, сумела поменять настроение льва.

- В чём проявилась забота льва по отношению к собачке? (Оставлял ей еду. Спал рядом с собачкой. Никого к ней не подпускал. Играл с ней)

12. Работа по содержанию текста

Работа в парах (обсуждение ответов на вопросы).

- Как вы думаете, что потом связало двух животных? (Они оба одиноки)

13. Работа по иллюстрации

Как выглядят животные?

- Лев на всех смотрит гордо. Не зря говорят, что он царь зверей. А собачка рада, что она в клетке у льва. Ей одной было плохо, её часто обижали. Теперь она ничего не боится, лев её защитит.

- А что бы вы подписали под этой иллюстрацией?

- Дружба животных. Нам вместе очень весело.

- Как царь зверей отреагировал на попытку хозяина зверинца вернуть собачку её владельцу?

- Сколько прожили лев и собачка вместе?

- Что потом произошло с собачкой?

- Как лев воспринял смерть собачки? (Горюет, не выдерживает разлуки, преданный)

- Почему лев не принял другую собачку?

- Как смерть друга повлияла на льва? (Как вёл себя лев после смерти собачки? Подтвердите словами из текста)

Отчего лев умер?

- Он не хотел оставаться один, так как потерял друга.

- Можно ли сказать, что лев был предан собачке?

- Что же такое преданность?

- Как вы думаете, для чего писатель рассказал нам об этой истории?

- Чтобы мы были добрее к животным и заботились о них.

14. Творческое задание

Учитель: Сейчас вы будете работать в парах. Подумайте, если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече?

Выслушиваются ответы детей.

15. Домашнее задание

- Пересказ текста.

- Нарисовать плакат, посвященный защите животных.

16. Итог урока

Что нам открыл автор в этом рассказе? Какова была цель писателя? (Ответы детей)

Наш урок хочется закончить словами: “Всё доброе на Земле – от солнца, всё хорошее – от человека”.