Цель урока: создать условия для формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся.
Задачи урока.
1. Углубить знания о творчестве Л.Н.Толстого; расширить представления о жизни животных.
2. Развивать речь и логическое мышление учащихся; продолжить работу над выразительным чтением.
3. Воспитывать доброе отношение к животным, учить понимать чужую боль.
Ход урока
1. Организационный момент
- Мне приятно вас видеть. Пусть этот день несёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.
2. Разминка
- Правильно, осознанно и выразительно читать – это целое искусство и поэтому мы с вами осваиваем это искусство. Для красивого чтения нужно хорошее дыхание. Сядьте правильно, плечи расправьте, животик подтяните.
Упражнение “Свеча”.
Глубоко вдохнуть, задержать дыхание и медленно подуть на воображаемое пламя свечи (одной, двух, трех).
Упражнение “Ароматный цветок”
- Представьте, что вы нюхаете ароматный цветок. Сделать медленный глубокий вдох носом при плотно сжатых губах. Задержать дыхание. На выдохе произнести фразу: “Какой ароматный цветок”.
Зарядка для язычка
(тренировка артикуляционного аппарата)
Погулять язык собрался
Он умылся, причесался,
На прохожих оглянулся,
Вправо, влево повернулся
Вниз упал, наверх полез,
Раз - и в ротике исчез.
3. Проверка домашнего задания
Л.Н.Толстой “Прыжок”:
- пересказ,
- задать один вопрос по тексту.
4. Актуализация опорных знаний, умений и навыков учащихся
- Работа со стихотворением (работа в парах).
Бедная собака – бросили её
Старая собака – где её жильё?
Злой хозяин, вредный,
Выгнал за порог!
Перед ней, бедной,
Нет уже дорог.
- Ребята, как вы думаете, каким тоном будем читать стихотворение? (Грустно, печально) Почему? (Ответы детей)
- Чтение стихотворения вслух
5. Вступительная беседа
В последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки. Бездомная собака – брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния. Дети, а у кого из вас есть собаки? Как вы заботитесь о них? (Рассказы детей)
- А знаете ли вы, что собака шесть тысячелетий живёт рядом с человеком? Это первое прирученное им животное. А кто из вас был в зоопарке? Кто видел льва? Что вы о нем можете рассказать.
Рассказы детей: лев – это хищное животное из семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и длинной гривой у самцов. Длина тела достигает 2 м 40 см, вес более 230 кг.
Учитель (добавляет): Лев обладает отличным зрением и слухом, очень осторожен. Голос у него необычной силы. Страх и сильное смятение овладевают дикими и домашними животными, когда они слышат это могучее рычание. В зоопарке они доживают до 50 лет.
– А видел кто-нибудь, как кормят этих зверей?
Так вот, раньше хищников кормили нередко бездомными животными. И сегодня на уроке мы узнаем, что произошло в одном из таких зоопарков.
6. Знакомство с новым произведением
Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Л.Н.Толстого, потому я вновь говорю “Здравствуй, замечательный русский писатель Л.Н.Толстой”.
- Прочитайте, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся?
- О чём нам может рассказать заголовок? (о хищном льве и маленькой собачке).
- Прочитайте слово под заголовком. Что оно обозначает? Прочитайте.
- История, о которой рассказывает Толстой, произошла очень давно в далеком от берегов России городе Лондоне. Может быть, об этой истории ему рассказал какой-нибудь моряк, который там бывал. Кто знает.
7. Первичное чтение (чтение рассказа детьми вслух).
8. Словарная работа
Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.
Барин – землевладелец в царской России, человек, избегающий грязной, тяжёлой работы.
9. Беседа после первичного прослушивания
- Какое впечатление осталось у вас после прослушивания этого рассказа?
- Какой момент был самым тревожным?
10. Анализ прочитанного
1) Какие чувства у вас возникли при чтении этого рассказа?
- Грустный рассказ, собачку жаль, льва тоже жалко
2) В какие моменты они возникли?
- Когда собачка попала в клетку, когда умерла
11. Чтение рассказа “цепочкой”
- Расскажите, как собачка попала в клетку ко льву?
- Как вы думаете, собачке было страшно оказаться в клетке вместе со львом?
- Какие словосочетания использует писатель, чтобы показать страх собачки? (Поджала хвост, прижалась в угол, легла на спину, подняла лапки, встала на задние лапки)
- Как вы думаете, почему лев не тронул собачку?
- Ему стало её жалко, она ему понравилась. Собачка ласковая, приветливая, сумела поменять настроение льва.
- В чём проявилась забота льва по отношению к собачке? (Оставлял ей еду. Спал рядом с собачкой. Никого к ней не подпускал. Играл с ней)
12. Работа по содержанию текста
Работа в парах (обсуждение ответов на вопросы).
- Как вы думаете, что потом связало двух животных? (Они оба одиноки)
13. Работа по иллюстрации
Как выглядят животные?
- Лев на всех смотрит гордо. Не зря говорят, что он царь зверей. А собачка рада, что она в клетке у льва. Ей одной было плохо, её часто обижали. Теперь она ничего не боится, лев её защитит.
- А что бы вы подписали под этой иллюстрацией?
- Дружба животных. Нам вместе очень весело.
- Как царь зверей отреагировал на попытку хозяина зверинца вернуть собачку её владельцу?
- Сколько прожили лев и собачка вместе?
- Что потом произошло с собачкой?
- Как лев воспринял смерть собачки? (Горюет, не выдерживает разлуки, преданный)
- Почему лев не принял другую собачку?
- Как смерть друга повлияла на льва? (Как вёл себя лев после смерти собачки? Подтвердите словами из текста)
Отчего лев умер?
- Он не хотел оставаться один, так как потерял друга.
- Можно ли сказать, что лев был предан собачке?
- Что же такое преданность?
- Как вы думаете, для чего писатель рассказал нам об этой истории?
- Чтобы мы были добрее к животным и заботились о них.
14. Творческое задание
Учитель: Сейчас вы будете работать в парах. Подумайте, если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече?
Выслушиваются ответы детей.
15. Домашнее задание
- Пересказ текста.
- Нарисовать плакат, посвященный защите животных.
16. Итог урока
Что нам открыл автор в этом рассказе? Какова была цель писателя? (Ответы детей)
Наш урок хочется закончить словами: “Всё доброе на Земле – от солнца, всё хорошее – от человека”.