Урок экологии по теме "Отходы как одна из глобальных экологических проблем человечества"

Разделы: Биология


Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию (проблема загрязнения отходами), описание которой одновременно отражает не только какую-' либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Метод кейсов способствует развитию умению анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и составлять план его осуществления. Для повышения интенсивности работы группа разбивается на подгруппы, т.е. используется прием модерации, дополнительно повышающий эффективность кейсового метода. В целом кейс содержит дозированную информацию, которая позволяет обучающемуся быстро войти в проблему и иметь все необходимые данные для ее решения. Как и при проведении других деловых игр здесь также ставится цель максимально активизировать каждого ученика, вовлечь его в процесс анализа ситуации и принятия решений. Поэтому группа делится на такое число подгрупп, чтобы последние состояли из 3-5 человек. Повышается персональная ответственность за результат. Каждая команда выбирает руководителя (модератора). Роль модератора состоит в том, то на нем лежит ответственность за организацию работы подгруппы, распределение вопросов между участниками и за принимаемые решения. После завершения работы по теме занятий модератор делает доклад в пределах 3-5 минут о результатах работы своей подгруппы. Применение методов модерации имеет цель научить обучающихся работать в одной команде и быстро принимать решения в условиях ограниченной информации и недостатка времени. Продуктивность групповой работы обеспечивается соблюдением алгоритма действия:

  • анализ предъявленной ситуации – целесообразно начинать с выявления и формулировки проблемы;
  • выработка различных способов действия в данной ситуации – альтернатив;
  • выбор лучшего решения (альтернативы) с опорой на анализ положительных и отрицательных последствий каждого, а также на анализ необходимых ресурсов для их осуществления;
  • составление программы деятельности с реальностью их реализации.

Роль учителя на уроке сводится к координации действий учащихся, помощь в выборе правильного решения путем коллективного анализа ситуаций.

Актуальность разработки: развитие критического мышления, познавательного интереса к решению глобальных проблем человечества.

Активизация мыслительной деятельности, развитие коммуникативных навыков общения, развитие критического мышления – это то, чего не хватает порой в традиционной системе образования.

Категория обучающихся: учащиеся 9–11 классов Форма учебной работы: классно-урочная.

Цель урока: дать представление об отходах, как глобальной проблеме человечества и возможных путях решения данной проблемы, через решение научных проблем посредством объединения творческих мыслей учащихся.

Задачи урока:

Образовательные:

  • сформировать у учащихся знания о современных проблемах утилизации отходов;
  • показать необходимость решения данной проблемы для будущего человечества;
  • способствовать развитию понятий “вторичное сырье”, “переработка отходов”, “канцерогены”, “рециклинг”.

Развивающие:

  • развивать экологическое мышление учащихся;
  • развитие критического мышления;
  • продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные:

  • развивать коммуникативные навыки при работе в группах,
  • воспитывать экологическую культуру.

План урока:

1. Организационный момент.
2. Изучение темы:
Отходы как одна из глобальных экологических проблем человечества.

Ознакомительный этап.
2.1 Введение в ситуацию.
2.2 Знакомство с проблемой.
3. Основной (аналитический) этап. Раунды
1) Вступительное слово учителя
2) первый раунд дискуссии – обсуждение проблемных моментов в малых группах,
3) второй раунд дискуссии – представление результатов анализа изученной проблемы
4. Итоговый этап.

  • заключительная презентация результатов аналитической работы;
  • обобщающее слово учителя – анализ ситуации;
  • оценивание учащихся учителем (или учащимися путем самооценки).

5. Домашнее задание.

Этап и название этапа Деятельность учителя Деятельность ученика Оборудование
Подготовительный В соответствии с целями урока готовит кейс, необходимый раздаточный материал и литературу.    
Организационный момент.

Ознакомительный этап (введение в ситуацию).

Обратите внимание на доску. На доске написаны экологические законы американского ученого Барри Коммонера:

1. Все связано со всем.
2. Все должно куда – то деваться.
3. Природа знает лучше.
4. За все надо платить.

Человек часто нарушает эти законы, не задумываясь о последствиях. Проблема роста отходов производства и потребления – одно из следствий несоблюдения закона “Все должно куда-то деваться”. Попробуем сегодня разобраться, почему отходы – это глобальная экологическая проблема и возможно ли решить данную проблему в настоящее время?

На ваших столах разложены кейсы. Вам необходимо:
– ознакомиться с кейсом,
– дать ответы на предложенные вопросы,
– обсудить ответы в микрогруппе, дополнить решение проблемы, оформить в виде схемы (кластера),
– подготовить выступление.

Наиболее активные участники дискуссии получат оценки в соответствии с критериями:
– ответы по существу вопроса;
– аргументированность и доказательность выступления;
– точность ответов;
– активность работы (индивидуальная, в микрогруппах).

Записывает тему урока, слушает учителя.

Знакомятся с содержанием кейсов (один кейс на парту).

Доска, где записаны тема урока и экологические законы Коммонера.

Сопровождение слайдами, где даны изображения основных загрязнений природного ландшафта.

Кейс “Человек и отходы”.

Приложение 1

Ознакомительный этап (знакомство с проблемой). Условно выбирает роль учеников в решении данной проблемы, т. е. делить класс на группы (чаще всего по количеству рядов):

1-й ряд. “Директора промышленных предприятий”. Приложение 2

2-й ряд. “Экологическая организация “Инэкосорб”.

3-й ряд. “Жители города”. Контролирует образование микрогрупп. Наблюдает за ходом обсуждения и работой учащихся в группах.

Озвучивает временные рамки работы.

Комментирует ход работы:

В течение двух-трех минут необходимо каждому на отдельном листочке записать 4 варианта решения проблемы.

Посовещаться с соседом. Из полученных (при объединении) 8 вариантов решения данной проблемы, оставить 4 наиболее правильных. Записать их на отдельный листок.

Повернуться к соседям по ряду. Из полученных (при объединении) 8 вариантов решения данной проблемы, оставить 4 наиболее правильных. Записать их на отдельный листок.

Вновь объединиться с другими группами данного ряда, для выявления наиболее приемлемых 4 вариантов решения. Выбранные решения рассмотреть с опорой на анализ положительных и отрицательных последствий каждого.

Подготовить вопросы для решения данной проблемы.

Самостоятельная работа учащихся в микрогруппах: изучение кейс-задания и методических указаний. Кейс “Человек и отходы”.

Раздаточный материал.

Аналитический: индивидуальная работа с кейсом;
разбор кейсов в малой группе.
  Знакомство с ситуацией, выявление и формулировка проблем.

Запись решения проблем на отдельный листок.

Выбор лучшего решения (альтернативы) с опорой на анализ положительных и отрицательных последствий каждого.

Подготовка вопросов по изучаемой теме для других микрогрупп.

Готовят доклад по изучаемой проблемной ситуацией.

Кейс “Человек и отходы”.

Раздаточный материал.

Итоговый:
дискуссия по заявленной проблеме;
Координирует и ведет дискуссию (может быть оппонентом при необходимости). От каждой группы выступает докладчик, остальные члены в группе являются оппонентами. Раздаточный материал.
Итоги и оценка знаний и умений. Учитель оценивает учащихся в соответствии с заявленными критериями или при оценивании применяется метод самооценки в группах. Оценивают проделанную работу на уроке по заявленным критериям.
Домашнее задание. Подготовить мультимедийную презентацию по изученной проблеме. Записывают домашнее задание.

Приложение 3 – Глоссарий

Список использованной литературы:

  1. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника: Справочное пособие. – Самара: Корпорация “Федоров”, Издательство “Учебная литература”, 2005, с. 17–43.
  2. Вронский В.А. Экология: Словарь-справочник. – Ростов-на-Дону: Феникс,1997 с. 14–52.
  3. Биология для школьников, 2005, № 2, с. 16–18.