Урок окружающего мира по теме "Грибы"

Разделы: Начальная школа


Цель: расширить знания учащихся о грибах, познакомить с видами грибов, умения распознавать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы; правилами сбора грибов; развивать устную речь, способствовать расширению словарного запаса учащихся; воспитывать учебную активность и умение работать в коллективе, прививать любовь к природе.

Оборудование: презентация к уроку; муляжи грибов, раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный момент.

Уч.:

Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Слушаем запоминаем,
Ни минутки не теряем.

II. Определение к деятельности.

Уч.: – Определите тему и цель урока, отгадав загадку:

Под сосною у дорожки
Кто растет на тонкой ножке?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть – нет головы.

Д.: – Это гриб. (Приложение. Слайд 1). Сегодня на уроке мы будем говорить о грибах, научимся различать съедобные и несъедобные грибы.

III. Работа по теме.

1. Понятие о грибах.

Уч.: – Ребята, сегодня мы отправляемся в Царство грибов. Мы постараемся вспомнить известные грибы, познакомимся с различными видами грибов. Узнаем много интересного об их жизни. Для этого вам нужно быть внимательными, наблюдательными. Нужно взять с собой в путь смекалку и сообразительность.

Как вы думаете, грибы – это живая или неживая природа?

Д.: – Это живая природа, потому что грибы появляются, растут, умирают…

Уч.: – А к какому миру живой природы можно отнести грибы?

Д.: – Грибы можно отнести к миру растений, потому что они растут на земле.

Уч.: – А какие части растений вам известны?

Д.: – Корень, стебель, листья, цветы и плоды.

Уч.: – И все это есть у грибов?

Д.: – У грибов нет всего этого.

Уч.: – В таком случае, можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений?

Д.: – Нет.

Уч.: – А к миру животных?

Д.: – Нет.

Уч.: – Так что же это такое – грибы?

Д.: – Наверное, это особенный мир природы: ни растения, ни животные.

Уч.: – Совершенно верно. Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных. Грибы – это особая группа живых организмов. (Слайд 2).На Земле насчитывается более 100 000 видов грибов. Каждый гриб занимает определенное место в природе. Одни грибы превращают органические вещества в минеральные, которые необходимы и доступны растениям, другие перерабатывают остатки живых организмов в гумус (перегной), Третьи помогают бороться с вредными растениями, четвертые – лекарство для животных и человека. Помните об этом, и не топчите, и не сбивайте грибы, которые попадутся на пути.

2. Игра “ Угадай, кто я”.

Уч.: – А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру “ Угадай, кто я”. (Дети отгадывают загадки и находят муляжи названных грибов.)

Растут на опушке рыжие подружки.
А зовут их … (волнушки). (Слайд 3).

Волнушка похожа на рыжик, но она розовато – красного цвета. Шляпка у нее с пушистым краем. Млечный сок у волнушки белый.

Стоял на крепкой ножке,
А теперь лежит в лукошке. (Белый гриб.) (Слайд 4).

Этот гриб получил свое название из – за своей мякоти: она у него белая, остается такой и у высушенного и у вареного гриба. Шляпка у белого гриба бывает разной – от темно – коричневой до светлой, почти белой.

Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я … (подосиновик). (Слайд 5).

Этот гриб примечателен своей ярко – красной или оранжевой шляпкой. Встречаются подосиновики и с желто – бурой и даже белой шляпкой. Эти грибы обычно встречаются в тех местах, где растет осина, за что и получил свое название.

Зашел мужик в сосняк, нашел слизняк.
Бросить – жалко, съесть – сыро. (Груздь.) (Слайд 6).

Груздь весь белый. Отломив, увидим белую мякоть и белый млечный сок, который быстро желтеет. На Руси этот гриб с давних пор очень ценят. Млечный сок груздя очень едкий, из – за чего перед приготовлением его вымачивают в воде.

Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай!
Это … (сыроежки). (Слайд 7).

Сыроежки очень разнообразные по окраске шляпок грибы. Настоящая разноцветная семейка! Название они получили, вероятно, из – за того, что некоторые из них можно есть в сыром виде.

Что за гриб, растет кручинясь,
Ни ворчунья, ни стручок?
Лишь родился – весь в морщинах,
Как столетний старичок. (Сморчок.) (Слайд 8).

Сморчок появляется ранней весной. Встречается в лесах, среди кустарников, на вырубках.

Этот гриб красив, хорош,
На опавший лист похож.
Как березка ножка,
Виден он с дорожки. (Подберезовик.) (Слайд 9).

Подберезовик немного похож на белый гриб, но шляпка у него более мягкая, ножка тоньше и длиннее. Цвет шляпки бывает разным: от темно – коричневого до белого.

Стоит мальчонка – рыжая шапчонка. (Рыжик.) (Слайд 10).

Рыжик получил свое название за свой цвет. Рыжик растет в хвойных лесах. Встречается с конца июля до октября. Это один из самых вкусных грибов.

Мы веселые ребята, тонконогие… (опята).
Притаились возле пня и кричат: “ Ищи меня!” (Слайд 11).

Опенок растет на пнях, на стволах живых и погибших деревьев. Появляется в конце лета и осенью, нередко в таком количестве, что грибники собирают эти грибы мешками.

А вот кто – то важный
На беленькой ножке.
Он с красною шляпкой,
На шляпке горошки. (Мухомор.) (Слайд 12).

Мухомор красный встречается в лиственных и хвойных лесах с июля по октябрь. Интересно, что этот гриб знают не только в России, но и в других странах. Он растет, например, в Южной Америке. Есть и другие виды мухомора, например, мухомор пантерный и мухомор вонючий.

3. Ядовитые грибы.

Уч.: – Разделите все грибы на две группы. Почему вы положили мухомор отдельно?

Д.: – Мухомор – это ядовитый гриб. А остальные грибы – съедобные.

Уч.: – А какие еще ядовитые грибы вы знаете?

Д.: – Ядовитые грибы это мухомор, поганки, ложные опята… (Слайд 13).

Уч.: – Бледная поганка – это очень ядовитый гриб. (Слайд 14). Берегитесь ее! В ней содержится самый сильный из грибных ядов. Съеденный кусочек бледной поганки – сильнее уса змеи. Он смертелен. Редко кто выздоравливает, отравившись этим грибом. По счастью, узнать бледную поганку нетрудно. От всех съедобных грибов она отличается тем, что ножка у нее будто вылезает из горлышка широкого горшка. На шляпке у нее белые обрывочки, а на ножке воротничок.

Наш друг Мухомор – гриб честный. (Слайд 15). Он своей окраской предупреждает: “Не ешь меня!” Не вздумай пинать мухомор ногой! Это тебе мухомор ни к чему – а в лесу он очень даже нужен. Лоси им, например, лечатся от своих лосиных насморков. Красными мухоморами в давние времена лечили ревматизм, даже туберкулез. Настойку из сушеных мухоморов употребляли при болях в мышцах и позвоночнике.

4. Правила сбора грибов.

Уч.: – А если вы пошли с родителями в лес за грибами, обязательно надо знать не только грибы, но и правила их сбора. (Слайд 16).

  1. Грибы не надо рвать, их надо аккуратно срезать ножом. Грибница остается неповрежденной и вырастет новый гриб.
  2. Когда ищешь грибы, нельзя разрывать и раскидывать лесную подстилку, то есть старые листья, травинки, веточки (грибница оказывается под лучами солнца, может высохнуть и погибнуть).
  3. Не надо брать старые грибы (в них может накопиться опасный для человека яд).
  4. Не уничтожай несъедобные грибы (они нужны лесу, ими лечатся животные).
  5. Не собирай грибы возле автомобильных дорог. Автомобильный транспорт выбрасывает в воздух много вредных веществ. Они распространяются вокруг и накапливаются в растущих грибах. Такие грибы становятся опасными для здоровья.
  6. Никогда и нигде не бери неизвестные тебе грибы, и те, в которых ты сомневаешься. Такой гриб может оказаться несъедобным и даже ядовитым.

Физкультминутка.

Витя шел, шел, шел,
Белый гриб нашел.
Раз грибок, два грибок
Положил он в кузовок.

5. Работа в парах.

Уч.: – Мы научились собирать грибы, отличать съедобные грибы от ядовитых. А кто из вас собирал грибы? Как называют сбор грибов?

Д.: – Сбор грибов называют “ тихой охотой”, которая требует внимания, чуткости, осторожности.

Уч.: – Я предлагаю вам отправится на “тихую охоту”. Игра “ Собери грибы в лукошко” (дети раздаются карточки, они подписывают названия грибов и с помощью стрелок отправляют съедобные грибы в корзинку.) (Слайд 17).

6. Строение гриба.

Уч.: – Все грибы, о которых мы говорили – это шляпочные грибы. (Слайд 18).У всех у них есть шляпки и они имеют одинаковые части. Подземная часть гриба называется грибница (мицелий). Грибница может делиться, разрастаться, захватывать новые территории и давать новое потомство. Плодовое тело – это то, что мы называем грибом. Плодовое тело состоит из ножки и шляпки.

7. Понятие о плесневых грибах.

Уч.: – А есть грибы похожие на продолговатые белые камни, на цветы. И растут они не только на земле, но и на деревьях, камнях, старых пнях и стенах погребов. Зеленоватая плесень на старом куске хлеба, варенье, овощах – тоже грибы (мукор), (слайд 19). и круглые рыжие пятна на листьях смородины – тоже грибы, и твердые наросты на деревьях – тоже грибы (трутовик), на березе растет березовый гриб (чага) – это твердый нарост крупных размеров. Гриб проникает вглубь стволов и разрушает древесину, вызывает гниение. Чайный гриб завезен из Японии. Напоминает медузу. Сохраняется дома в банке с сахарным раствором с добавлением заварки. А что это такое на блюдце? (дрожжи)

Дети дают предположительные ответы.

Уч.: – Это дрожжи. Для чего нужны дрожжи?

Дети (обсуждают значение дрожжей) – Они нужны, чтобы поднималось тесто.

Уч.: – А вы знаете, что дрожжи, которые применяют в хлебопечении и пивоварении, это тоже один из видов грибов.

Многие любят сыр, но вряд ли кто из вас знает, что если бы не один из видов плесневых грибов, то никакого сыра мы с вами не получили бы.

А есть и грибы невидимки – это возбудители заболеваний человека; лишай, грибок стоп, ногтей.

IV. Рефлексия.

Уч.: – Чтобы закрепить полученные знания проведем тест. Если вы считаете утверждение истинным, ставите +, если ложное – – .

  1. Гриб – это растение.
  2. Бледная поганка – это ядовитый гриб.
  3. Рыжик, лисичка – это съедобные грибы.
  4. Гриб может вырасти на дереве.
  5. Самый ядовитый гриб – мухомор.
  6. При сборе грибов надо пользоваться ножом.
  7. Ядовитые грибы надо уничтожать.

V. Подведение итогов урока.

– Понравился ли вам урок?
– Что нового вы узнали?
– О чем расскажите родителям дома?

VI. Домашнее задание.

Вырастите плесневелый гриб. Положите влажный кусочек хлеба на блюдце. Накройте прозрачной пленкой. Поставьте в теплое место. Запишите и зарисуйте результаты.

Спасибо за урок! (Слайд 20)