Цель: расширить знания учащихся о грибах, познакомить с видами грибов, умения распознавать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы; правилами сбора грибов; развивать устную речь, способствовать расширению словарного запаса учащихся; воспитывать учебную активность и умение работать в коллективе, прививать любовь к природе.
Оборудование: презентация к уроку; муляжи грибов, раздаточный материал.
Ход урока
I. Организационный момент.
Уч.:
Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Слушаем запоминаем,
Ни минутки не теряем.
II. Определение к деятельности.
Уч.: – Определите тему и цель урока, отгадав загадку:
Под сосною у дорожки
Кто растет на тонкой ножке?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть – нет головы.
Д.: – Это гриб. (Приложение. Слайд 1). Сегодня на уроке мы будем говорить о грибах, научимся различать съедобные и несъедобные грибы.
III. Работа по теме.
1. Понятие о грибах.
Уч.: – Ребята, сегодня мы отправляемся в Царство грибов. Мы постараемся вспомнить известные грибы, познакомимся с различными видами грибов. Узнаем много интересного об их жизни. Для этого вам нужно быть внимательными, наблюдательными. Нужно взять с собой в путь смекалку и сообразительность.
Как вы думаете, грибы – это живая или неживая природа?
Д.: – Это живая природа, потому что грибы появляются, растут, умирают…
Уч.: – А к какому миру живой природы можно отнести грибы?
Д.: – Грибы можно отнести к миру растений, потому что они растут на земле.
Уч.: – А какие части растений вам известны?
Д.: – Корень, стебель, листья, цветы и плоды.
Уч.: – И все это есть у грибов?
Д.: – У грибов нет всего этого.
Уч.: – В таком случае, можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений?
Д.: – Нет.
Уч.: – А к миру животных?
Д.: – Нет.
Уч.: – Так что же это такое – грибы?
Д.: – Наверное, это особенный мир природы: ни растения, ни животные.
Уч.: – Совершенно верно. Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных. Грибы – это особая группа живых организмов. (Слайд 2).На Земле насчитывается более 100 000 видов грибов. Каждый гриб занимает определенное место в природе. Одни грибы превращают органические вещества в минеральные, которые необходимы и доступны растениям, другие перерабатывают остатки живых организмов в гумус (перегной), Третьи помогают бороться с вредными растениями, четвертые – лекарство для животных и человека. Помните об этом, и не топчите, и не сбивайте грибы, которые попадутся на пути.
2. Игра “ Угадай, кто я”.
Уч.: – А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру “ Угадай, кто я”. (Дети отгадывают загадки и находят муляжи названных грибов.)
Растут на опушке рыжие подружки.
А зовут их … (волнушки). (Слайд 3).
Волнушка похожа на рыжик, но она розовато – красного цвета. Шляпка у нее с пушистым краем. Млечный сок у волнушки белый.
Стоял на крепкой ножке,
А теперь лежит в лукошке. (Белый гриб.) (Слайд 4).
Этот гриб получил свое название из – за своей мякоти: она у него белая, остается такой и у высушенного и у вареного гриба. Шляпка у белого гриба бывает разной – от темно – коричневой до светлой, почти белой.
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я … (подосиновик). (Слайд 5).
Этот гриб примечателен своей ярко – красной или оранжевой шляпкой. Встречаются подосиновики и с желто – бурой и даже белой шляпкой. Эти грибы обычно встречаются в тех местах, где растет осина, за что и получил свое название.
Зашел мужик в сосняк, нашел слизняк.
Бросить – жалко, съесть – сыро. (Груздь.) (Слайд 6).
Груздь весь белый. Отломив, увидим белую мякоть и белый млечный сок, который быстро желтеет. На Руси этот гриб с давних пор очень ценят. Млечный сок груздя очень едкий, из – за чего перед приготовлением его вымачивают в воде.
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай!
Это … (сыроежки). (Слайд 7).
Сыроежки очень разнообразные по окраске шляпок грибы. Настоящая разноцветная семейка! Название они получили, вероятно, из – за того, что некоторые из них можно есть в сыром виде.
Что за гриб, растет кручинясь,
Ни ворчунья, ни стручок?
Лишь родился – весь в морщинах,
Как столетний старичок. (Сморчок.) (Слайд 8).
Сморчок появляется ранней весной. Встречается в лесах, среди кустарников, на вырубках.
Этот гриб красив, хорош,
На опавший лист похож.
Как березка ножка,
Виден он с дорожки. (Подберезовик.) (Слайд 9).
Подберезовик немного похож на белый гриб, но шляпка у него более мягкая, ножка тоньше и длиннее. Цвет шляпки бывает разным: от темно – коричневого до белого.
Стоит мальчонка – рыжая шапчонка. (Рыжик.) (Слайд 10).
Рыжик получил свое название за свой цвет. Рыжик растет в хвойных лесах. Встречается с конца июля до октября. Это один из самых вкусных грибов.
Мы веселые ребята, тонконогие… (опята).
Притаились возле пня и кричат: “ Ищи меня!” (Слайд 11).
Опенок растет на пнях, на стволах живых и погибших деревьев. Появляется в конце лета и осенью, нередко в таком количестве, что грибники собирают эти грибы мешками.
А вот кто – то важный
На беленькой ножке.
Он с красною шляпкой,
На шляпке горошки. (Мухомор.) (Слайд 12).
Мухомор красный встречается в лиственных и хвойных лесах с июля по октябрь. Интересно, что этот гриб знают не только в России, но и в других странах. Он растет, например, в Южной Америке. Есть и другие виды мухомора, например, мухомор пантерный и мухомор вонючий.
3. Ядовитые грибы.
Уч.: – Разделите все грибы на две группы. Почему вы положили мухомор отдельно?
Д.: – Мухомор – это ядовитый гриб. А остальные грибы – съедобные.
Уч.: – А какие еще ядовитые грибы вы знаете?
Д.: – Ядовитые грибы это мухомор, поганки, ложные опята… (Слайд 13).
Уч.: – Бледная поганка – это очень ядовитый гриб. (Слайд 14). Берегитесь ее! В ней содержится самый сильный из грибных ядов. Съеденный кусочек бледной поганки – сильнее уса змеи. Он смертелен. Редко кто выздоравливает, отравившись этим грибом. По счастью, узнать бледную поганку нетрудно. От всех съедобных грибов она отличается тем, что ножка у нее будто вылезает из горлышка широкого горшка. На шляпке у нее белые обрывочки, а на ножке воротничок.
Наш друг Мухомор – гриб честный. (Слайд 15). Он своей окраской предупреждает: “Не ешь меня!” Не вздумай пинать мухомор ногой! Это тебе мухомор ни к чему – а в лесу он очень даже нужен. Лоси им, например, лечатся от своих лосиных насморков. Красными мухоморами в давние времена лечили ревматизм, даже туберкулез. Настойку из сушеных мухоморов употребляли при болях в мышцах и позвоночнике.
4. Правила сбора грибов.
Уч.: – А если вы пошли с родителями в лес за грибами, обязательно надо знать не только грибы, но и правила их сбора. (Слайд 16).
- Грибы не надо рвать, их надо аккуратно срезать ножом. Грибница остается неповрежденной и вырастет новый гриб.
- Когда ищешь грибы, нельзя разрывать и раскидывать лесную подстилку, то есть старые листья, травинки, веточки (грибница оказывается под лучами солнца, может высохнуть и погибнуть).
- Не надо брать старые грибы (в них может накопиться опасный для человека яд).
- Не уничтожай несъедобные грибы (они нужны лесу, ими лечатся животные).
- Не собирай грибы возле автомобильных дорог. Автомобильный транспорт выбрасывает в воздух много вредных веществ. Они распространяются вокруг и накапливаются в растущих грибах. Такие грибы становятся опасными для здоровья.
- Никогда и нигде не бери неизвестные тебе грибы, и те, в которых ты сомневаешься. Такой гриб может оказаться несъедобным и даже ядовитым.
Физкультминутка.
Витя шел, шел, шел,
Белый гриб нашел.
Раз грибок, два грибок
Положил он в кузовок.
5. Работа в парах.
Уч.: – Мы научились собирать грибы, отличать съедобные грибы от ядовитых. А кто из вас собирал грибы? Как называют сбор грибов?
Д.: – Сбор грибов называют “ тихой охотой”, которая требует внимания, чуткости, осторожности.
Уч.: – Я предлагаю вам отправится на “тихую охоту”. Игра “ Собери грибы в лукошко” (дети раздаются карточки, они подписывают названия грибов и с помощью стрелок отправляют съедобные грибы в корзинку.) (Слайд 17).
6. Строение гриба.
Уч.: – Все грибы, о которых мы говорили – это шляпочные грибы. (Слайд 18).У всех у них есть шляпки и они имеют одинаковые части. Подземная часть гриба называется грибница (мицелий). Грибница может делиться, разрастаться, захватывать новые территории и давать новое потомство. Плодовое тело – это то, что мы называем грибом. Плодовое тело состоит из ножки и шляпки.
7. Понятие о плесневых грибах.
Уч.: – А есть грибы похожие на продолговатые белые камни, на цветы. И растут они не только на земле, но и на деревьях, камнях, старых пнях и стенах погребов. Зеленоватая плесень на старом куске хлеба, варенье, овощах – тоже грибы (мукор), (слайд 19). и круглые рыжие пятна на листьях смородины – тоже грибы, и твердые наросты на деревьях – тоже грибы (трутовик), на березе растет березовый гриб (чага) – это твердый нарост крупных размеров. Гриб проникает вглубь стволов и разрушает древесину, вызывает гниение. Чайный гриб завезен из Японии. Напоминает медузу. Сохраняется дома в банке с сахарным раствором с добавлением заварки. А что это такое на блюдце? (дрожжи)
Дети дают предположительные ответы.
Уч.: – Это дрожжи. Для чего нужны дрожжи?
Дети (обсуждают значение дрожжей) – Они нужны, чтобы поднималось тесто.
Уч.: – А вы знаете, что дрожжи, которые применяют в хлебопечении и пивоварении, это тоже один из видов грибов.
Многие любят сыр, но вряд ли кто из вас знает, что если бы не один из видов плесневых грибов, то никакого сыра мы с вами не получили бы.
А есть и грибы невидимки – это возбудители заболеваний человека; лишай, грибок стоп, ногтей.
IV. Рефлексия.
Уч.: – Чтобы закрепить полученные знания проведем тест. Если вы считаете утверждение истинным, ставите +, если ложное – – .
- Гриб – это растение.
- Бледная поганка – это ядовитый гриб.
- Рыжик, лисичка – это съедобные грибы.
- Гриб может вырасти на дереве.
- Самый ядовитый гриб – мухомор.
- При сборе грибов надо пользоваться ножом.
- Ядовитые грибы надо уничтожать.
V. Подведение итогов урока.
– Понравился ли вам урок?
– Что нового вы узнали?
– О чем расскажите родителям дома?
VI. Домашнее задание.
Вырастите плесневелый гриб. Положите влажный кусочек хлеба на блюдце. Накройте прозрачной пленкой. Поставьте в теплое место. Запишите и зарисуйте результаты.
Спасибо за урок! (Слайд 20)