Формирование речи дошкольников старшего возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


1. Занятие “Путешествие на зимнюю полянку” по обогащению словаря детей.

Задачи:
развивающие: обогащение, закрепление, активизация словаря детей, систематизация имеющегося у детей опыта; называть предмет, его признаки, качества, действия, обогащать речь прилагательными и глаголами, подбирать слова, близкие по значению, упражнять в подборе определений и сравнений к названному слову; упражнять в отчетливом, выразительном чтении стихов, передавая настроение и чувства, развивать слуховое внимание детей; развивать общую и мелкую моторику; уточнять и обогащать словарь в процессе формирования семантического поля слова “зима”, “снег” функции словоизменения;
воспитательные:
воспитывать потребность ребенка в общении.

Планируемые результаты: активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками, умеет поддержать беседу, высказать свою точку зрения, эмоционален при рассказывании стихотворения, сопровождает творческо-познавательные игры эмоциональной речью, может подобрать нужные слова и выражения, интересуется предлагаемой деятельностью, активно участвует в играх

Содержание организованной деятельности детей.

1. Организационный момент. Педагог читает стихотворение М.Щеловановой “Утро”-Какое сегодня утро?

– Сегодня плохое утро,
Сегодня скучное утро,
И, кажется, будет дождь.
– Почему же плохое утро?
– Сегодня не будет солнца,
Сегодня не будет солнца,
Сегодня будет хмурый
Серый, пасмурный день.
– Почему же не будет солнца?
Сегодня хорошее утро,
Сегодня веселое утро,
И тучи уходят прочь.
Наверное, будет солнце,
Обязательно будет солнце!
И прохладная синяя тень.

– О чем говорится в этом стихотворении? (О солнечном и пасмурном утре.) Как сказано про первый день в стихотворении, какой он? (Хмурый, серый). Как сказать другими словами об этом дне?

Подберите слова, близкие по смыслу к слову хмурый (дождливый, грустный, скучный, неприветливый). А если утро солнечное, как можно еще сказать какое оно? Подберите слова, близкие по смыслу к слову “солнечное”. (Веселое, радостное, голубое, безоблачное.)

Что еще может быть хмурым? (Настроение, погода, небо, человек.) Что может быть солнечным?

– Если человек хмурится, как об этом можно сказать по-другому? (Грустит, печалится, расстроился рассердился.)

Как вы думаете, о каком времени года говорится в стихотворении? А какое сейчас время года?

2. Педагог “заколдовывает” детей, дотрагиваясь до них “волшебной палочкой” и говорит, что они попали на зимнюю лесную полянку. Загадывает загадки о зиме: Снег на полях, лед на реках.

Вьюга гуляет. Когда это бывает? (Зима.) Какой это мастер на стекла нанес И листья, и травы, и заросли роз? (Мороз.) Без досок, без топоров через реку мост готов. Мост как синее стекло -скользко, весело, светло! (Лед.)

Предлагает детям вспомнить, какие красивые пейзажи они наблюдали во время прогулок вокруг детского сада, и просит детей почитать стихи о зиме.

3. Дети читают стихи. (Спросить детей с низким уровнем развития речи.)

Чародейкою зимоюОколдован лес стоитИ под снежной бахромоюНаподвижною,немою

Чудной жизнью он блестит.

Ф.И.Тютчев.

Заколдован невидимкой,Дремлет лес под сказку сна,Словно белою косынкой,

Подвязалося сосна…

4. Педагог: Как поэты в стихах называют зиму? (Волшебница, Зима, матушка, чародейка)Какими словами можно описать зиму? Зима какая? (белая, снежная, холодная, морозная.)

Педагог: Подставьте мне ладошки и представьте, что на них падают снежинки. Медленно-медленно кружат снежинки, Падают ровным ковром. Блестят и искрятся хрустальные льдинки. Тихо звенят за окном. Они какие? (Белые, маленькие, ажурные, резные, красивые.)

Снег идет и идет. Земля вся покрылась снегом, словно одеялом. Как можно сказать про снег?

Утром выглянем в окно
– Все на улице бело!
На дорожке снег,
Под окошком снег,
Вот на елке снег.
И под елкой снег.
На скамейке снег.
Под скамейкой снег,
Всюду, всюду белый снег.

Снег какой? (Белый, пушистый, холодный, мягкий, колючий.)

5. Динамическая пауза“ Снегопад.

”Белых хлопьев белый пух плавно и спокойно \Вращают кисти рук\
Над деревнею кружит и над колокольней \ Руки вверх.\
Каждый дом и каждый куст греют, одевают\ Показывают крышу дома\
Снеговая шубка и шапка снеговая \Показывают шубку и шапку\
Белых хлопьев белый пух с неба валом валит\ Показывают как падает снег\
Укрывая белый снег белым одеялом,\ Поглаживают одну ладонь о другую\
Чтобы слева, впереди, позади и справа \Показывают направления\
Сладко спали до весны дерева и травы \Показывают, как спят\
Это сколько ж наметет снега за ночь-то \ Покачивают головой\
Это как же полетят с горки саночки!\ Левой ладонью проводят сверху вниз по правой руке.\

6. Педагог: давайте, поиграем в игру “Это правда или нет?” Вы должны заметить чего на свете не бывает. Я читаю вам строки стихотворения Л Станчева, а вы должны подумать и сказать – правда это или нет? “Теплая весна сейчас Виноград созрел у нас”

Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
“га-га-га!” – пел соловей.

К каждой фразе задается вопрос – Дайте быстро мне ответ-это правда или нет?

7. Педагог предлагает выполнить движения, соответствующие тексту: Один – играем мы в снежки, Два – встаем мы на коньки, Три – на лыжах быстро мчимся, Так зимой мы веселимся!

8. Педагог: Помогите мне найти слова, противоположные по смыслу, в стихотворении Д.Чиарди “Прощальная игра”:

Скажу я слово высоко, А ты ответишь … (низко)
Скажу я слово далеко А ты ответишь…(близко)
Скажу тебе я слово трус,Ответишь ты…(храбрец).
Теперь начало я скажу – Ответишь ты…(конец).

– Теперь сами придумайте пары слов, противоположных по значению.

9. Итог занятия, рефлексия.

2. Занятие “Сундучок Деда Мороза”. По связной речи, составлению рассказа по картине “Зимние развлечения”

Задачи:
развивающие: развивать связную речь детей; называть предмет, его признаки, качества, действия, обогащать речь прилагательными и глаголами, подбирать слова, близкие по значению называть предмет, его признаки, качества, действия. учить составлять отдельные предложения и общий сюжетный рассказ по картинке; развивать способность самостоятельно придумывать сюжет, не повторяющий рассказ товарища; развивать память, внимание, логическое мышление; развивать общую и мелкую моторику;
воспитательные:
воспитывать любовь и умение видеть красоту зимней природы;

Планируемые результаты: активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками, умеет поддержать беседу о признаках зимы, высказать свою точку зрения, определять признаки зимнего времени года, сравнивать и давать необходимые пояснения, Может самостоятельно придумать и эмоционально рассказать небольшой рассказ по картинке. Умеет подобрать нужные слова и выражения, интересуется предлагаемой деятельностью, активно участвует в играх

Содержание организованной деятельности детей.

1. Организационный момент.

Педагог: Снеговик прислал нам волшебный сундучок, а там лежит письмо для своего друга и для нас.

– Послушайте, какое письмо написал нам Снеговик: Снеговик письмо шлет другу:“Я желаю тебе вьюгу…Чтоб метель вес год мела…,Льда, сугробов, снежных горок, И морозов “минус сорок”…И душевного тепла!” А Усачев

– Что желает Снеговик другу?

– Что означает выражение “душевное тепло”? (Надо быть добрым и внимательным к своим друзьям.)

2. Послушайте, что нам пишет Снеговик.“Дорогие ребята, здравствуйте!

Пишет вам Снеговик из зимнего леса. У нас случилась беда. Пока Дед Мороз проверял свои владения, в лесу разгулялись и налетели сильные метели. Они открыли волшебный сундучок Деда Мороза, где находились волшебные слова о зиме и унесли их с собой. Помогите Деду Морозу собрать эти слова” Снеговик.

Педагог: поможем, дети Деду Морозу собрать слова о зиме, сундучок мы оставим открытым и слова о зиме будем в него складывать.

– Какое у нас сейчас время года?

– Что бывает зимой?

–Чем покрыта земля зимой?

– Какие бывают ветра зимой?

– Какое солнце зимой?

– Что происходит зимой на реке?

– Какие стоят деревья?

– Что бывает только зимой?

– Какой бывает снег? (Легкий, белый, искристый, колючий, пушистый.)

Что снег делает? (Идет, падает, ложится, кружится, летит.)

3. Педагог: Мы говорим, что снег белый, рыхлый, непрозрачный. Назовите предметы, похожие на снег, чтобы они были белые, рыхлые и непрозрачные.( мука, соль, манная крупа, сахар, стиральный порошок)

4. Педагог: Давайте положим в сундучок и слова, родственные слову зима: зимушка, зимний, зимняя, зимовье, зимовать, зимующие).К слову снег: снежок, снежная, снеговик, снежинка, снегурочка, подснежник, заснеженный.

5. Педагог: вспомним еще пословицы о зиме.

– “Мороз не велик, а стоять не велит”.

– “Зима не лето, в шубу одета”.

– “Спасибо мороз, что снега принес”.

– “Зима снежная, лето дождливое”.

– “Много снега, много хлеба”.

6. Динамическая пауза. Подвижная игра “Карусель”.

Завертелась вьюга,
Словно карусель
Медленно сначала.
А потом быстрей.
Ничего не видно.
Все белым-бело.
Наконец-то стихло.
Землю замело.

7. Игра “Хорошо – плохо”Педагог делит детей на две команды. Одна команда говорит: “Зима-это плохо, потому что….”.Другая команда “Зима-это хорошо, потому что…”.

8. На столах у детей лежат сюжетные картинки о зимних развлечениях.

Педагог: Посмотрите внимательно на картинки и составьте по ним предложения. (вначале спросить детей с низким уровнем речи)

9. Теперь посмотрите на картину на мольберте “Зимние развлечения. Скажите, как еще мы можем ее назвать? Много детей вышло гулять в зимний солнечный день. Вы можете выбрать понравившийся сюжет, дать имена детям. Рассказ должен быть коротким и законченным. Предлагается детям модель рассказа в виде круга, разделенного на три части – Зеленую (начало ), красную (середина), синюю (конец).

Примерные рассказы детей: Саша,6 лет.

Наступила холодная, снежная зима. Солнце светит, но не греет. Небо синее, низкое. Земля покрыта белым, пушистым снегом .Дети вышли на прогулку. Дети одеты тепло, по-зимнему. На них пальто, шубы, шарфы, варежки.

Таня, 6 лет. Был зимний, солнечный день. Дети вышли на улицу. Они слепили снеговика. Ваня одел ведро на снеговика. Аня принесла морковку для носа. Детям весело. Очень красивый получился снеговик. У него вместо глаз пуговицы. Река замерзла, дети катаются на коньках по льду. Они все смеются.

Даниил, 5лет. Здесь дети катаются на санках. Лена и Максим быстро съезжают с горы. Саша и Алеша съехали с горы и упали в сугроб. Они не плачут, им весело.

10. Итог занятия, рефлексия.

3. Занятие по грамматическому строю речи. “Волшебство пришло в леса”

Задачи:
 коррекционные: практическое усвоение грамматических средств языка; расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубленного представления об окружающем развитие у детей способности применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;
развивающие: формировать у детей языковые обобщения; обучать детей грамматическим формам, вызывающим трудности: согласованию прилагательных и существительных, образованию трудных форм глагола; ориентировать детей в типичных способах словоизменения и словообразования; развивать память, внимание, логическое мышление; развивать общую и мелкую моторику;
воспитательные: воспитывать языковое чутье, внимательное отношение к языку, критическое отношение к своей и чужой речи, желание говорить правильно, любовь и умение видеть красоту зимней природы;

Планируемые результаты: активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками, умеет поддержать беседу о признаках зимы, может употреблять необходимые грамматические формы ,ориентируется в согласовании прилагательных и существительных, образовании различных форм глаголов, ориентируется в типичных способах словообразования, имеет языковое чутье. Умеет подобрать нужные слова и выражения, интересуется предлагаемой деятельностью, активно участвует в играх.

Содержание организованной деятельности детей.

1. Организационный момент.

Педагог: встаньте, пожалуйста. А сейчас может сесть тот, кто скажет, на чем могут дети кататься зимой. (на санках, лыжах, на сноуборде, на ледянке, на картонке, на коньках и т.д.). Спасибо, молодцы.

2. Игра “Найди похожее слово”.

Педагог: Я называю слово, а вы говорите слово, похожее на мое, например:

1) Веселый – весело;
– быстрый – (быстро);
– громкий – (громко);
– звонкий – ( звонко);
– шумный – (шумно).

2) Веселый – веселье;
грустный – (грусть);
заботливый – (забота);
добрый – (доброта);
злой – (злость).

3) Дом – домок;
зуб – (зубок);
нос – (носок);
рот – (роток);
глаз – (глазок);
кот – (коток);
ком – (комок);
горок – (городок).

4) Кот – котик;
нос – (носик);
рот – (ротик);
дом – ( домик);
зуб – (зубик).

3. Дидактическая игра “Кто как зимует”: (по прочитанному отрывку угадать животное, птицу, найти его картинку, подобрать жилище и корм (для зверей)).

Птицы.

* С наступлением зимы эти птицы улетают из родных лесов в сады и парки, поближе к человеку. Здесь они находят себе корм: ягоды рябины, калины, семена трав, деревьев. (Снегирь.)

* Эту птицу называют мудрой. У нее отличное зрение, замечательный слух. Она слышит, как по дереву ползет жук или как под снегом бегают мыши. Днем она спит, ночью охотится (Сова).

* Зимой эти птицы прилетают к нашим домам. Покормите их, если увидите их возле дома. Они будут клевать все, что вы дадите: зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки сала и мяса (Синицы).

Животные.

* У нее острый слух. Чуть пискнет мышь под снегом, она ее тут же схватит. Зимуют в одиночестве, бродя по лесу. Зимой у нее под любым кустиком дом: свернется клубочком в снегу, прикроет своим пушистым хвостом нос и спит (Лисица).

* Осенью, нагуляв жир, она подыскивает себе жилище на зиму. Всю зиму спит, сосет лапу. В конце зимы у нее появляются детишки, совсем крошечные, величиной с рукавичку (Медведица).

* Любит хорошо поесть, надо накопить жир на зиму, чтобы было чем питаться во время зимней спячки. На зиму устраивается в сухих листьях и траве: свернется клубочком и спит до весны (Еж).

* Гнездо ее круглое, построено из прутьев, стены изнутри выстланы мягким мхом, лишайником, шерстью , иногда устраивает свое жилище в дуплах деревьев. Бывает, что в сильные морозы несколько их спят в одном гнезде, согревая друг друга (Белка).

* Ближе к осени он начинает готовиться к зиме и приносит в свою кладовую запасы семена, желуди, коренья. Зиму он проводит в спячке. Это удивительные чистюли: подстилку из норы – сухие листья, мох, траву – они несколько раз за лето выносят проветрить и посушить. Днем спит в своей глубокой норе, а ночью выходит покормиться личинками насекомых, лягушками, ящерицами, мышами, корешками растений (Барсук).

* Кто в теплых хлевах сено жуют, теплое пойло пьют? (Домашние животные.)

4. Пальчиковая гимнастика:

У лисы в лесу глухом
Есть нора – надежный дом.
Не страшны зимой метели.
Белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий.
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры.
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый.
До весны сосет он лапу.
Есть у каждого свой дом.
Всем тепло, уютно в нем.

5. Д/И “Доскажи слово”.

Тихо, тихо как во сне падает на землю… (снег).
С неба все скользят пушинки – серебристые… (снежинки)
Кружатся над головою каруселью… (снеговою)
На поселок, на лужок тихо падает… (снежок)
Землю белой, чистой, нежной застелил постелью… (снежной).
Словно белый пуховик нарядился…(снеговик)
Рядом – снежная фигурка – это девочка… (снегурка).
На снегу – то, посмотри – с красной грудкой… (снегири)

6. Педагог обращается к детям: Что это за время года, когда деревья укутаны снегом, как шубой, речка и пруд замерзли, а дети катаются на коньках и лыжах? (Выслушиваются ответы детей). Как вы догадались, что это зима? Как вы думаете, что значит “укутаны снегом, как шубой”? (Свободные высказывания детей. Да, зимой много снега. Снег укутывает, покрывает деревья, и им не холодно, как будто они в шубе. Зимой, когда падает снег, рождаются странные белые фигурки из снега, на что-то очень похожие: то на человечка, то на белочку, то на зайчика. а подует ветер – и фигурки исчезают. Видели вы такие фигурки из снега? Какие фигурки вы лепили сами? (Высказывания детей.)

Педагог внятно, с таинственной интонацией произносит чистоговорку:

Чудо, чудо, чудеса:
волшебство пришло в леса.

Дети разбиваются на команды и читают эту чистоговорку в умеренном темпе негромко, копируя интонацию педагога. Расскажите, что вам нравится зимой больше всего? (Высказывания детей).

А вот что понравилось больше всего зимой мальчику Мите: Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: “Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы все зима была!”(Цитируется по книге: УшинскийК.Д. “Четыре желания”.М.: Детская литература, 1987, с. 5.)

Кто хотел бы рассказать про мальчика Митю, как он катался на санках, на коньках и хотел,чтобы все зима была? (Выслушивают всех желающих)

7. Педагог спрашивает: “Может быть лес волшебным? А если в нем есть чудеса, он чудесный? А если в нем много снега, он заснеженный? Заколдованный? Зимний? Дремучий?”.) Педагог обобщает ответы: – вот какой лес: волшебный, чудесный, заколдованный, зимний, заснеженный, дремучий.

8. Итог занятия, рефлексия.