Урок обучения грамоте

Разделы: Начальная школа


Цель урока: знакомить учащихся с новыми согласными звуками [д’] , [д ] , учить различать эти звуки в словах; записывать слоги и слова со строчной буквой д; развивать мелкую моторику рук, фонематический слух; воспитывать культуру общения, умение оценивать свою работу и работу коллектива.

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок
Начинается урок.

Сейчас у нас урок обучения грамоте.

А нужен ли нам этот урок?

(Да, мы учим звуки, буквы; учимся писать слова, предложения.)

Чтобы хорошо читать, четко произносить слова, проведем игровую разминку:

* вдох носом, выдох через рот
* самолеты взлетают: у-у-у
машины едут: ж-ж-ж
лошадки поскакали: цок-цок-цок
рядом ползет змея: ш-ш-ш
муха бьется в окно: з-з-з

* Чистоговорки.

Ша-ша-ша – мама моет малыша.
Шу-шу-шу – я письмо пишу.
Аш-аш-аш – у Марины карандаш.

* Чтение изученных гласных, согласных звуков.

Вот сколько букв мы уже знаем, умеем читать, писать слова с ними. Мы стали грамотными?

(Нет, мы изучили не все буквы.)

Совместное целеполагание.

К нам в гости пришел “звуковичок”.

(На доске – схема “человечка” без буквы в середине, в белых ботиночках.)

Как вы думаете, чем мы будем заниматься, если у нас такой гость?

(Изучать новые звуки, познакомимся с новой буквой; научимся писать слова с новой буквой.)

Сегодня мы познакомимся с новыми звуками и буквой, научимся читать и писать не только ее, но и слова, предложения, где эта буква будет встречаться.

2. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания.

Знакомство с новыми звуками и буквой.

1) Выделение новых звуков в словах.

А вот с какими новыми звуками и буквой нам предстоит познакомиться, вы определите сами.

Поиграем в игру “Наоборот”.

Злой – добрый,
дикий – домашний,
короткий – длинный,
городской – деревенский,
мальчик – девочка,
бабушка – дедушка,
враг – друг.

Какие первые звуки услышали в этих словах? [д'] , [д ]

Произнесите их еще раз. [д’] , [д]

Что вы можете о них сказать?

(Согласные, так как их нельзя петь, воздух встречает во рту препятствие; звонкие, так как чувствуем дрожь в горле, когда кладем пальцы на горло; [ д’] [д] – значит они могут быть твердыми и мягкими.)

Давайте проверим и убедимся, что звуки [д ‘]. [д ] бывают твердыми и мягкими.

Как нам это сделать?

(Надо составить схему слова.)

2) Фонетический разбор.

Составим схему слова ДОЖДИК.

Сколько слогов? (2)

Какой слог ударный? Давайте позовем слово. (1)

Обозначим звуки.

Сколько звуков, букв? (6, 6).

Мы убедились, что звуки [д’] , [ д ] бывают твердыми и мягкими? (Да.)

3) Знакомство с новой буквой.

Звуки [д ‘] , [д] обозначаются буквой Д д.

На что похожа печатная буква Д д? (Труба, домик.)

Дайте чемоданчик , детки !
Где же он ? -– На табуретке! (Рисунок.)

Посмотрите, где находится буква Д в алфавите. (Между Г и Е.)

Давайте подружим букву Д с гласными. Смотрим только на точку и читаем.

Согласный звук [д] звучал одинаково?

(Нет, [д] – [д ‘] так как гласный [и] смягчил cогласный звук.)

Давайте укрепим дружбу гласных и согласного.

(Точку – магнит передвигаю.)

4) Работа по учебнику.

Откройте “ Букварь” с. 92 и “оживите” нашего “ звуковичка”(схему – “человечка”).

Как мы это сделаем?

Ученики раскрашивают “звуковичка” в “Букваре” .

(Учитель на доске или дети.)

Физкультминутка для глаз.

Божья коровка летела,
На кончик указки села.
Глазками ее поймай
И за не понаблюдай.

3. Работа в прописи.

1) Совместное планирование.

Мы познакомились с печатной буквой Д д.

Мы выполнили задачу урока?

(Нет, нужно научиться писать строчную букву д в “ПРОПИСИ”.)

Открыли “ПРОПИСИ”. Рассмотрите задания на с.14. Чему они вас научат?

(Научимся писать букву, слоги-слияния.)

2) Подготовка руки к письму.

Рассмотрите букву на табло. Из каких элементов она состоит?

(Овал и прямая наклонная с петлей внизу.)

Найдите на картинке предметы, которые похожи на элементы буквы Д и обведите их.

(Дупло – овал, цветы – петли.)

3) Моделирование буквы.

Кто из вас пойдет к доске и смоделирует из элементов букву д?

В каких еще буквах встречаются эти 2 элемента? (О, А, У, З.)

Обратной стороной ручки напишем букву д на своих ладошках.

А теперь пробуем обвести элементы буквы д и саму букву в “ ПРОПИСИ”.

(5–6 раз.)

Научились писать букву?

(Нет, мы только обводили, а надо – самостоятельно.)

4) Игра: “Найдем красавицу”.

(В парах обменяйтесь прописями, найдите “красавицу” (лучшую букву) и поставьте под ней точку. Самую “послушную”, красивую букву превратите в “солнышко”.)

Физкультминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся, взвился вверх и улетел.
Солнце утром лишь проснется, бабочка кружит и вьется.

Массаж для профилактики гриппа.

Посмотрите на картинку.

Что нарисовано на картинке?

– Кто нарисован на картинке?
– Давайте составим текст по этой картинке.

Работа в парах.

Дети составляют текст и рассказывают его друг другу. (Одного – двоих учеников можно попросить озвучить текст.)

– Озаглавьте этот текст.
– Что мы сейчас с вами делали?

5) – Обведите линии на рисунке.

– Чему мы сейчас научились? (Познакомились с печатной и письменной буквой Д.)
Что теперь мы сумеем сделать? (Прочитать слоги.)

Письмо соединений с буквой д.

4. Применение нового знания.

1. Работа в “Букваре”.

Чтение слогов (с. 92).

– Подготовимся к чтению слогов:
а) чтение про себя;
б) девочки читают слоги с буквой Д, а мальчики – слоги с буквой Т;
в) поменялись ролями;
г) чтение вместе: с буквой Д – громко, а с буквой Т – тихо.

– Что мы сейчас делали? (Читали слоги, составляли рассказ.)
– Мы прочитали слова. Как вы думаете, что мы будем делать дальше? (Писать слоги.)
– Давайте попробуем написать слоги.

2. Работа в прописи.

Написание слогов с буквой Д, отработка соединений. Подчеркивание самых красивых букв.

– Чем отличаются соединения в написании до и од? (До – о пишется сверху, в од – о начинаем писать снизу.)

3. Работа в “Букваре”.

– Что читать легче: слоги или слова?
– Почему?
– Подготовимся к чтению 1-го столбика.
– Прочитайте слово, похожее по значению на слово мысль. (Дума.)
– Слово, обозначающее женщину. (Дама.)
– Действие, которое производят наши легкие, нос.
– Какой вопрос можно задать к слову душа?
– Подготовьтесь к чтению 2-го столбика.
– Найдите слова, близкие по смыслу. (Дол и долина.)
– Чем отличаются слова дом и домик? (Значением, по составу.)
– Подготовьтесь к чтению 3-го столбика.
– Можно ли объединить слова этого столбика в группы?
– В какие? (По каким признакам?)
– Прочитайте эти группы.
– Что общего в словах 4-го столбика?
– А что приятнее: дарить или получать в дар?
– Можно ли сказать, что слова 5-го столбика тоже имеют что-то общее, похожее?
– Прочитайте слова, где все согласные звуки звонкие.
– Прочитайте слова с приставками.
– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией, понимать речь.)

4. Работа в прописи.

Списывание с письменного образца (с. 15).

1) Прочитайте слова (дом, дым).

– Чем они отличаются? Обведите.

2) Обведение по образцу слов с комментированием (по выбору учителя): доска, дракон, Родина, род, родник, друг, подруга.

– Какие соединения с буквой Д встретились в этих словах?

Учитель показывает на доске соединения букв в словах с буквой Д.

3) Образование и запись однокоренных слов по картинкам (дома, домик, домики, домишко), выделение корня и суффикса, беседа о лексическом значении слов.

4) Знакомство со словарными словами город – огород. (По происхождению это однокоренные слова.)

– Сравните слова: о-город, город, из-городь, город-ить. Все эти слова образовались от слова город, что означало “обнесенный частоколом”.

Запись слов, постановка ударения, подчеркивание букв безударных гласных звуков.

5) Работа над предложением.

У Лиды подруга Лада.

Чтение и анализ предложения.

Запись с измененным порядком слов.

6) Самостоятельная работа в парах со схемами-“человечками”: завершение и самопроверка схем.

Проверка работы.

Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить работу?
– Ты выполнил все правильно или были недочеты?
– Ты составил все сам или с чьей-то помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

7) Самооценка работы в прописи.

– Что у вас на этой странице получилось лучше всего?
– В чем испытали затруднения?
– В конце страницы справа нарисуйте кружок и обозначьте цветом, как, на ваш взгляд, вы справились с заданиями в прописях на с. 9.
– Как оценили свою работу? Почему?

5. Работа в тетради для печатания (печатание слов на с. 30).

6. Работа в “Букваре”.

1) Чтение текста. Наблюдение за предлогами (с. 92).

– Просмотрите на текст на с. 92.
– Точно ли художник нарисовал картинку к тексту?
– Какие слова выделены?
– Как в русском языке называют такие слова?
– А что будет, если вместо этих предлогов поставить другие?
– Сколько букв потребовалось, чтобы написать эти слова?
– Перечитаем текст, подчеркивая пробелы между предлогом и словом по ходу чтения.
– Озаглавьте текст.

2) Чтение текста В.Хмельницкого “Дымок”.

а) Работа с текстом до чтения.

– Что изобразил художник?
– Что напоминает эта картинка?
– Кто автор текста?
– Прочитайте название текста Виктора Хмельницкого.
– А как вы думаете, это будет сказка или рассказ? (Принимаются все версии детей.) Проверим.

б) Работа с текстом во время чтения.

1) Чтение по предложениям с комментариями. Ключевые слова записаны на доске и подчеркиваются по мере их появления в тексте.

Над трубой появился белый дымок.

– Представьте, какой был дымок. (Автор пишет: белый. Дымок – значит маленький, возможно, только родился. Белый, маленький, симпатичный...)

2-е предложение:

Осмотревшись, он быстро помчался вверх.

– Автор оживил его. Заметили? (Осмотревшись, помчался.)

3-е предложение:

– Постой, не спеши, – стала учить труба.
– Какой вопрос зададим автору? (Почему стала его учить труба? Мудрая, давно живет на крыше дома.)

4-е предложение:

– Каким был дымок? (Любознательным.)
– А как об этом сказано в тексте? (Некогда, я все хочу увидеть.)

5-е предложение:

– Почему так думает труба?
– А что ответит дымок? Попробуйте предположить.

6-е предложение, чтение и подтверждение.

– Каким образом ей ответил дымок? Прочитайте.
– Выпалил – что означает это слово? (Сказал очень громко, быстро.)
– Что произойдет дальше с ним? (Предположения.)
– Читайте 7-е предложение не спеша.

7-е предложение:

И...

– Что хотел при помощи многоточия выразить Виктор Хмельницкий?

8-е предложение.

– Что же случилось с дымком?
– Почему? (Растаял. Не успела предупредить труба.)
– Поразмышляйте, что могла сказать или подумать труба, увидев, что дымок растаял?

9-е предложение.

– А как текст об этом говорит? Размышляем дальше.
– Куда плывут послушные дети? Мог быть с ними наш дымок?

2) Выявление первичного восприятия.

– За какие важные мысли можно автору текста сказать “спасибо”?
– Сказку подарил нам Виктор Хмельницкий или рассказ?
– Задайте друг другу вопросы.

в) Работа с текстом после чтения. Творческое задание.

  • Мы не узнали, какие путешествия и приключения ждали нашего героя. Пофантазируйте. Нарисуйте.
  • Расскажите, о чем вы мечтаете, когда смотрите на облака.

Итог урока.

– Какая была тема урока?
– Что нового мы узнали сегодня о русском языке?
– А что из сегодняшнего урока пригодится нам и на других уроках? Учитель обращается к кружкам, символизирующим УУД.
– Чему научились на уроке?
– Кто или что вам помогало справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– А каким словом вы бы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?
– Отметьте свое настроение в дневнике.