Цели:
– углубить и расширить знания обучающихся о стадиях онтогенеза; подготовка к
ЕГЭ;
– обеспечить развитие у школьников умения самостоятельного поиска, отбора и
систематизации учебного материала, вычленения главного;
– продолжить формировать умение работать в группах, делать самооценку, работать
с интернет ресурсами.
Оборудование:
- презентация;
- проектор, ноутбуки “мобильного класса”, подключенные к интернету.
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация знаний (использование презентации к уроку, приложение № 1 – определение гамет, схема оплодотворения).
Вопросы к обучающимся:
Что такое “гаметы”? Как происходит оплодотворение? Что образуется в
результате? Что происходит дальше? (Этапы онтогенеза.)
Приложение 1
Изучение нового материала (использование презентации к уроку, приложение 1).
Онтогенез – это индивидуальное развитие организма.
Стадии онтогенеза :
- Эмбриональное (зародышевое) развитие;
- Постэмбриональное развитие.
Эмбриональное развитие
- Стадии бластулы (показ из презентации без определения);
- Стадии гаструлы (показ из презентации без определения);
- Стадия нейрулы (показ из презентации без определения).
Приложение – фото.
Постановка цели урока совместно с обучающимися.
Я знаю (стадии эмбрионального развития организма).
Я узнаю (характеристику каждой стадии эмбрионального развития организма).
Организация работы с интернет ресурсами по группам.
(На выполнение 10 мин.)
Учитель дает несколько интернет ресурсов, делит обучающихся по группам и дает задание:
Группа 1: дать характеристику стадии бластулы.
Группа 2: дать характеристику стадии гаструлы.
Группа 3: дать характеристику стадии нейрулы.
Проверка выполненных заданий по группам и корректировка ответов обучающихся.
Систематизация знаний.
Оформление и заполнение таблицы в тетрадях: 1 колонка-название стадии, 2 колонка – характеристика стадии эмбрионального развития. (Использование презентации, приложение № 1 – характеристика этапов для правильного заполнения в таблице.)
Рефлексия.
Что нового узнали на уроке?
Что было сложно?
Что понравилось?
Закрепление материала темы (задания уровня А ЕГЭ).
1. Индивидуальное развитие организма от зитогы до смерти называют:
а) эмбриогенезом,
б) филогенезом,
в) онтогенезом.
г) ароморфозом.
2. В ходе эмбрионального развития органогенез приводит к образованию:
а) зародышевых листков,
а) трехслойного зародыша,
в) двухслойного зародыша,
г) систем органов зародыша.
3. Гаструла – это стадия развития зародыша:
а) однослойного,
б) двухслойного,
в) многослойного,
г) четырехслойного.
4. Бластула состоит из полостей и:
а) двух слоев клетки,
б) энтодермы,
в) одного слоя клеток,
в) эпителиальной ткани.
5. Поверхностный слой гаструлы образован клетками:
а) эктодермы,
б) энтодермы,
в) мезодермы.
г) эпителия.