Урок биологии "Индивидуальное развитие организмов ‒ онтогенез". 11-й класс

Разделы: Биология

Класс: 11


Цели:

– углубить и расширить знания обучающихся о стадиях онтогенеза; подготовка к ЕГЭ;
– обеспечить развитие у школьников умения самостоятельного поиска, отбора и систематизации учебного материала, вычленения главного;
– продолжить формировать умение работать в группах, делать самооценку, работать с интернет ресурсами.

Оборудование:

  • презентация;
  • проектор, ноутбуки “мобильного класса”, подключенные к интернету.

Ход урока

Организационный момент.

Актуализация знаний (использование презентации к уроку, приложение № 1 – определение гамет, схема оплодотворения).

Вопросы к обучающимся:

Что такое “гаметы”? Как происходит оплодотворение? Что образуется в результате? Что происходит дальше? (Этапы онтогенеза.)
Приложение 1

Изучение нового материала (использование презентации к уроку, приложение 1).

Онтогенез – это индивидуальное развитие организма.

Стадии онтогенеза :

  • Эмбриональное (зародышевое) развитие;
  • Постэмбриональное развитие.

Эмбриональное развитие

  • Стадии бластулы (показ из презентации без определения);
  • Стадии гаструлы (показ из презентации без определения);
  • Стадия нейрулы (показ из презентации без определения).

Приложение – фото.

Постановка цели урока совместно с обучающимися.

Я знаю (стадии эмбрионального развития организма).

Я узнаю (характеристику каждой стадии эмбрионального развития организма).

Организация работы с интернет ресурсами по группам.

(На выполнение 10 мин.)

Учитель дает несколько интернет ресурсов, делит обучающихся по группам и дает задание:

Группа 1: дать характеристику стадии бластулы.
Группа 2: дать характеристику стадии гаструлы.
Группа 3: дать характеристику стадии нейрулы.

Проверка выполненных заданий по группам и корректировка ответов обучающихся.

Систематизация знаний.

Оформление и заполнение таблицы в тетрадях: 1 колонка-название стадии, 2 колонка – характеристика стадии эмбрионального развития. (Использование презентации, приложение № 1 – характеристика этапов для правильного заполнения в таблице.)

Рефлексия.

Что нового узнали на уроке?

Что было сложно?

Что понравилось?

Закрепление материала темы (задания уровня А ЕГЭ).

1. Индивидуальное развитие организма от зитогы до смерти называют:
а) эмбриогенезом,
б) филогенезом,
в) онтогенезом.
г) ароморфозом.

2. В ходе эмбрионального развития органогенез приводит к образованию:
а) зародышевых листков,
а) трехслойного зародыша,
в) двухслойного зародыша,
г) систем органов зародыша.

3. Гаструла – это стадия развития зародыша:
а) однослойного,
б) двухслойного,
в) многослойного,
г) четырехслойного.

4. Бластула состоит из полостей и:
а) двух слоев клетки,
б) энтодермы,
в) одного слоя клеток,
в) эпителиальной ткани.

5. Поверхностный слой гаструлы образован клетками:
а) эктодермы,
б) энтодермы,
в) мезодермы.
г) эпителия.