Комплексный проект "Русский костюм от поля до бала"

Разделы: Технология, Внеклассная работа, МХК и ИЗО


История одежды с древнейших времен до наших дней является зеркалом, в котором отражается вся история человечества. В высшем своем проявлении костюм – это эстетическое, философское и религиозное выражение эпохи. Базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, культуре важны также и для формирования чувства патриотизма. Но сами по себе знания являются пищей для ума, а патриотизма «от ума» не бывает, он бывает только от «сердца». Было решено, итогом выполнения проекта сделать открытое мероприятие в духе «Театра моды» как симбиоза двух искусств, который оказывает серьезное эмоциональное воздействие не только на участников, но и на зрителей. В процессе работы над проектом учащиеся были разделены на несколько групп. Каждая группа занималась подготовкой теоретической части проекта и выполнением практической части: все костюмы сшиты на уроках Технологии по собственным эскизам.

Весь проект делится на 5 частей, каждую из которых можно использовать как самостоятельную: «Русь изначальная» – народный костюм; «Люблю тебя, Петра творенье» – костюм 18 века, балы; «Рожденная революцией» – костюм 20-30 годов ХХ века; «Мой дом – мой закон» – костюмы по мотивам русского народного костюма; «Вторая жизнь вещей» – костюмы-инсталляции.

Тип проекта: интегрированный (технология, МХК, ИЗО); комплексный; творческий; межпредметный; групповой; исследовательский; музыкальный; практико-ориентированный.

Цель проекта:

  1. Сформировать представление о народной культуре.
  2. Пробудить интерес к народному творчеству.
  3. Приобщить к миру пластических искусств, как неотъемлемой части духовной и материальной части культуры общества.
  4. Приобщить детей разных национальностей к русской культуре
  5. Воспитать патриотическое отношение к Родине.

Проблема:

  1. Повышение интереса к истории нашей Родины, к культуре народа, к обычаям и традициям.
  2. Создание современных моделей одежды на основе традиционного русского народного костюма.

Задачи:

  • Развитие познавательных интересов и навыков.
  • Развитие индивидуальных творческих способностей.
  • Развитие интереса к народному искусству.
  • Развитие художественного вкуса.
  • Трудовое и нравственное воспитание.
  • Этнохудожественное воспитание.

Ход мероприятия

«РУСЬ ИЗНАЧАЛЬНАЯ»

(Звучит русская народная инструментальная музыка. Читается текст.)

Древние славяне считали Землю и Небо двумя живыми существами, более того супружеской парой, чья любовь и породила все живое на свете. Десятого мая справлялись именины Земли: в этот день нельзя было ее беспокоить – нельзя пахать, нельзя вскапывать. Земля была свидетельницей торжественных клятв, при этом ее касались ладонью или возлагали себе на голову, мистическим образом делая ложь невозможной: считалось, что Земля не станет носить обманщика.

Мать – Земля. Женщина – Мать.

Женщина, ждущая ребенка. Она считалась любимицей Богов, способной приносить счастье.

(Выходят дети первого и второго класса в национальных рубахах, с атрибутами быта)

И вот дитя родилось.

Первой пеленкой сыну служила отцовская рубаха, а дочери – материнская.

Детская одежда в Древней Руси, как у девочек, так и у мальчиков состояла из одной рубашонки, притом, сшитой не из нового полотна, а обязательно из старой одежды родителей. И дело здесь не в скупости и не в бедности. Просто считалось, что ребенок еще не окреп и телом и душою – так пусть же родительская одежда его защитит и убережет от порчи и сглаза.

Любящие матери всегда старались украсить детскую одежду. Ворот, рукава, подол рубахи покрывала обильная вышивка, которая, считалось, обладала магическим свойством. По мнению древних славян, следовало «обезопасить» все отверстия в одежде, особенно ворот, ведь именно через него в случае смерти «вылетала душа», и именно так могли проникнуть к ребенку темные силы. Часто одежду детей подпоясывали, а на концы пояса привешивали бубенчики из меди или серебра таким образом, чтобы при каждом движении слышался звон. Звон бубенца должен был отпугивать нечисть да это был и дополнительный способ присмотреть за ребенком. Маленькие девочки носили на голове матерчатые тесемки или венки.

Право на взрослую одежду мальчики и девочки получали не просто достигнув определенного возраста, а только тогда, когда могли делом доказать свою «взрослость»… Надо было выдержать испытание – «инициацию» – ритуал «временной смерти и воскрешения». Это была не игра.

Итак, прежние дети «умирали», а вместо них «рождались» новые «взрослые».

(Выходит девушка в косоклинном сарафане, в кокошнике и епанечке.)

Вручали им взрослую одежду: юношам – штаны, а девушкам – юбку – поневу, которая носилась поверх рубахи на пояске. С момента надевания взрослой одежды девушку можно было сватать.

Наряд девушки ХIII века

Он состоял из белой рубахи и сарафана из шелковой набивной ткани. Сверху надевалась епанечка. Сарафан украшался вышивкой и полосками парчи с фальшивыми петлями и декоративными пуговицами.

Голову девушки украшала повязка, венец или кокошник, расшитые как можно богаче жемчугом и бисером.

Височные украшения, серьги, перстни, браслеты, бусы, обереги использовали девушки на Руси в своем наряде. И это не только для красоты, они «магически защищали» руки, шею, и уши. Хотя во все времена люди понимали, что самая лучшая защита против враждебного колдовства – это чистота помыслов и духовное совершенство.

Обувь

(Звучит русская плясовая. дети исполняют танец, демонстрируя свою обувь.)

Женская и мужская обувь имела приблизительно одинаковый фасон. Это онучи, которые наматывались на ногу. Сверху надевались лапти из бересты и лыка. Лапти крепились к ноге при помощи длинных завязок «поворозов».

Зимой лапти снашивали за 10 дней, а летом за 3-4 дня, поэтому лапти берегли: летом ходили босыми, а собираясь в дорогу, их брали с собой несколько пар.

В городах носили еще и кожаную обувь – поршни. Крепились поршни к ноге так же, как и лапти. Такую обувь легко было приспособить на любой размер: затянул веревочку потуже – и готово.

«ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, ПЕТРА ТВОРЕНЬЕ»

(Звучит музыка Вивальди “Времена года”. Девушки в платьях 18 века).

16 мая 1703 года в устье реки Невы на месте, только что отвоеванном у шведов, началось строительство Петропавловской крепости. Так было положено начало городу Петербургу. А в начале ХIХ века Петербург превратился в город парадных ансамблей.

В допетровской России женщины вели замкнутый образ жизни. Без разрешения мужа жена и дочери не могли показываться перед чужими людьми.

И вот 25 ноября 1719 года Петром 1 был обнародован «Указ об ассамблеях», в котором говорилось: «Ассамблея – слово французское, которое на русском языке одним словом выразить невозможно, это собрание не только для забавы, но и для дела.

  1. В котором доме ассамблее быть надлежит письмом или другим знаком объявить людям.
  2. Ранее пяти или четырех часов не начинать и долее десяти полуночи не продолжать.
  3. Не зван, не приглашен – в гости не ходи.
  4. Когда говоришь с людьми, будь благочинен, немного говори, а слушай».

Эти правила хорошо бы было соблюдать и на наших дискотеках.

На ассамблеях играл духовой оркестр. Русская публика училась танцевать. Петр лично присматривал за проведением ассамблей – первых русских балов. Бал имел свои правила, свою последовательность танцев, свой этикет. В залах горели тысячи свечей, лестницы были устланы дорогими коврами, душистая вода струилась из специально устроенных диковинных фонтанов. Самый большой зал отводился под танцы. Несколько комнат для тихой беседы. Несколько для игры в карты и специальная комната для курения.

ХVIII век. Одежда для балов была пышно-дорогой. Платья же танцующих, правда, делались несколько короче. Бальные наряды девушек, впервые выезжавших в свет, а их тогда называли дебютантками, готовились особенно тщательно. Традиционно они были светлыми, отделывались лентами и искусственными цветами. Букетики таких же цветов прикалывались в волосы. Девушка из хорошего общества не должна была носить драгоценности, кроме скромной нитки жемчуга ил цепочки с подвеской. Молодые девушки не могли приезжать на бал самостоятельно, а только в сопровождении родителей, родственников или старших знакомых.

И дамы, и мужчины танцевали обязательно в перчатках, так как считалось, что прикасаться во время танца друг к другу влажными руками неприлично и неприятно. Едущие на бал дамы брали с собой агенду – букет цветов в специальной ручке и веер.

Веер. Кроме навивания прохлады он имел немало других обязанностей. Сложился даже язык веера, которому учились перед зеркалом. Перемены положения веера способны были сообщить целые фразы. Разговор, конечно, шел о любви.

Обувь для танцев была без каблуков и с лентами.

Чрезвычайно любимы в России ХVIII века были костюмированные балы – маскарады. Маска на таких празднествах была обязательна, костюм желателен, но его мог заменить длинный плащ-домино. И, конечно же, иллюминация и фейерверки на улицах. О русских балах можно рассказывать бесконечно.

Устраивались даже балы для детей и подростков от 13 до 15 лет. Обычно это происходило по праздникам. Детские балы начинались и заканчивались пораньше, так что мамы и папы могли потом поехать на свой бал.

И главным на всех балах были, конечно же, танцы: полонез, мазурка, котильон, менуэт. Ну, а молодежь была без ума от вальса! Наконец в Европе признали: «русские настоящие мастера вальса и танцуют его с такой быстротой, ловкостью, почти воздушностью, каких не выдержат ни англичанин, ни немец, ни француз».

«РОЖДЕНАЯ РЕВОЛЮЦИЕЙ»

(Раскаты грома. Маршируют дети в красных пилотках и пионерских галстуках и девушка в гимнастерке и красной косынке).

Тебе,
Освистанная,
Осмеянная батареями,
Тебе,
Изъязвленная злословием штыков,
Восторженно возношу
Над руганью реемой
Оды торжественное
«О!»
О, звериная!
О, детская!
О, копеечная!
О, великая!
Каким названьем тебя еще звали?
Как обернешься еще, двуликая?
Стройной постройкой
Иль грудой развалин?

Великая Октябрьская революция, ликвидировав классовое неравенство, изменила и взгляд на облик человека в целом, а тем самым и на его костюм. Новый костюм был продиктован появлением новых жизненных условий. На внешнем облике человека не могло не отразиться: разрушенное, потрясенное войной хозяйство, страшный голод, нехватка самых необходимых товаров. В этот период формируется образ нового человека – человека – борца, человека – романтика, отрекшегося от старого мира. Костюм характеризует предельная строгость и скромность.

Основная одежда: сатиновая темная косоворотка или солдатская гимнастерка, опоясанная широким ремнем; платье из холста или солдатского сукна; ситцевые блузки и юбки; кожанки. Цвета темные и серые. Яркие цвета считались враждебными духу нового коммунистического быта. Головной убор у женщин: платок или красная косынка – символ женщины-активистки.

Разделения обуви на мужскую и женскую не было: носили тапочки, ботинки и сапоги.

Были недопустимы и даже расценивались как буржуазные элементы одежды: галстуки, кружева, броши, шляпы, сумки.

(Звучит танго. Выходит девушка в платье в духе Парижской моды.)

Ну, а вторая половина женского общества начала активно восстанавливать прерванные связи с парижской модой. В нашей стране снова появляются журналы мод из Франции. Их страницы пестрят дорогими модными туалетами.

Силуэт одежды этого времени: узкий, удлиненный сзади. Его называли «птичий». Сходство с птицей усиливалось благодаря шапочке, плотно облегающей голову, а иногда закрывающей лоб и один глаз.

Ткани использовались дорогие: шелк, парча, мех.

Искусственные цветы на платьях, искусственные цветы на головных уборах, искусственные броши и колье.

Волосы коротко стрижены.

Обувь узкая, остроносая, с перепонками – застежками.

И вот, в 1923 году создается прообраз будущего «Дома моды». Издается журнал мод «Ателье». В его издании принимают участие известные скульпторы и художники: Кустодиев, Петров-Водкин. Мухина, Ламанова. А также известные писатели: Ахматова, Шагинян. А знаменитые живописцы Васнецов и Кустодиев создают первую форму для красноармейцев.

«МОЙ ДОМ – МОЙ ЗАКОН»

Современная мода – это смешение противоречий: не нравятся клешеные брюки – носите классические. Не идут классические – есть зауженные книзу, пижамные облегающие. Аналогично с обувью: каблуки и без них, ботинки на шнурках и на липучках, платформы и изящные лодочки. В моде царит полная свобода, что, несомненно, обладает многими преимуществами, так как позволяет подобрать именно то, что подходит именно Вам, позволяет скрыть недостатки и подчеркнуть достоинства.

Но нельзя забывать, что свободой надо пользоваться умело. Правила хорошего тона, вкуса, элегантности со временем способны изменяться, но основные положения остаются незыблемыми – это чувство меры, аккуратность, простота и уместность.

Полная гармония – это когда костюм соответствует возрасту, фигуре, времени и месту.

Говорят, что счастлив тот человек, который утром с удовольствием идет на работу, а вечером с удовольствием возвращается домой.

Мой дом – мой закон.

(Звуки природы: шум воды, леса, пение птиц. Девушка натягивает бельевую веревку, развешивает белье, а также поварешки, прихватки…)

Модели домашней одежды выполнены по мотивам традиционного русского костюма.

Издревле на Руси девочек с раннего возраста приучали к рукоделию. Прядению, ткачеству, вышивке и шитью начинали обучать примерно с 5 лет. Это требовало большого трудолюбия и вкуса… До своего замужества девушка должна была сама приготовить себе приданое. А в день свадьбы открывались сундуки, и родные жениха, как на выставке, рассматривали скатерти и подзоры, полотенца и фартуки, сделанные руками невесты. Они должны были быть уверены, что в их дом приходит добрая, да рукодельная жена для их сына, хранительница домашнего очага.

В наше время в таком виде девушка приданое себе не готовит, но работящие, да искусницы и сейчас ценятся высоко. Ум, доброта, умение красиво одеваться, создать уют в доме – это главные черты, которые должна воспитать в себе будущая женщина.

« По одежке встречают – по уму провожают».

Итак – русский сарафан.

Девушка в красном сарафане – символ нашей России. В нем и в пир, и в мир, и в добрые люди, и везде красиво и удобно будет.

Практичный и удобный комбинезон. Сверху надевается фартук, выполненный по мотивам юбки – поневы.

Головной убор, сарафан и комбинезон выполнены в стиле старинной русской лоскутной техники.

«ВТОРАЯ ЖИЗНЬ ВЕЩЕЙ»

(Модели выполнены из целлофана, магнитофонной пленки, пластиковых бутылок. И абстрактные композиции из картона. Музыкальное сопровождение: композиция «Love story»).

«Часто о высокой моде ошибочно судят как о некоем воплощении гордыни. Разглагольствуют, что ее цель – демонстрация высокого социального положения и богатства. На самом деле искусство моды – это попытка прорыва в таинство мировоззрения. Для тех, кто стоит у руля моды, она является символом легкости и невесомости.
Людям ужасно недостает красоты.
Наша привилегия в том, что мы способны подарить эту красоту сами себе. Оценить же достоинство зрелища – роскошь, доступная каждому».
(Кристиан Лакруа)

(Заключительное дефиле всех участников проекта. Музыкальное сопровождение: композиция Ванессы Мэй ).

Использованная литература:

  1. «Мы – славяне» М. Семенова
  2. «История костюма» Е.В. Киреева
  3. «Композиция костюма» Ф.М. Пармон
  4. «История костюма» Г. Дудникова
  5. «Трудовое обучение» Н.С. Криволап
  6. «Искусство Древней Руси» Г.К. Вагнер и Т.Ф. Владышевская
  7. «Царство людей» Л. Яковлева
  8. «История в костюмах» А. Блейз
  9. Интернет-ресурсы

Фотоальбом