Технология "Модерация" в экономических дисциплинах. Тема: "Себестоимость продукции"

Разделы: Экономика


Аннотация: применение технологии «Модерация» на занятиях по экономическим дисциплинам обеспечивает сочетание разнообразных форм и методов организации познавательной деятельности обучающихся для достижения поставленной дидактической цели. Данная технология позволяет активизировать аналитическую деятельность, способствует развитию коммуникативных способностей и навыков работы в команде. Конкретизация целей и задач каждого этапа занятия способствует созданию деятельностного пространства, как условия повышения эффективности образовательного процесса.

Единственный путь, ведущий к знанию, – деятельность.
Бернард Шоу

Цели урока:

  • Дидактическая: сформулировать основные понятия себестоимости продукции и особенности расчета себестоимости в сельском хозяйстве. Определять себестоимость продукции, распределять затраты на основной, сопряжённый и побочный вид продукции.
  • Развивающая: развивать коммуникативную компетенцию, умения аргументировано высказывать свои суждения, анализировать проблему и находить пути ее решения.
  • Воспитательная: формировать профессиональной грамотности, добросовестности, аккуратности выполнения заданий, чувство ответственности за самостоятельно выполненную работу.

Оснащение рабочего места:

  1. Материальное: мультимедийное оборудование, презентация, фрагменты видеоматериала «Новости Хабаровского края», «Производство свинины».
  2. Методическое: текст, карточки для работы с текстом и тестовыми заданиями

Ход занятия

I. Организационный этап

Здравствуйте, уважаемые студенты. Рада вас видеть. Сегодня нам с вами предстоит сложная, но интересная работа. Готовы? Желаю вам удачи.

II. Этап «Инициация»

На фазе «Инициация» необходимо активизировать студентов к познавательной деятельности. Для этого рекомендуется использовать метод мини-презентации дисциплины. Мини-презентация проходит в форме фронтального опроса по ранее изученному материалу с проекцией на тему, которую предстоит изучить, создавая тем самым проблемную ситуацию, которую им необходимо решить в процессе занятия.

Вопросы для повторения и создания понятийного поля:

  • Как основные средства (здания, сооружения, техника, земельные участки, объекты природопользования и т.д.) переносят свою стоимость на продукцию, в производстве которой они участвуют? (Переносят свою стоимость по частям через амортизацию).
  • Каким образом оборотные средства (корма, семена, удобрения, медикаменты, запасные части, топливо и т.д.) переносят свою стоимость на вновь созданный продукт? (Переносят свою стоимость сразу по мере потребления)
  • Учитывается ли заработная плата, выплачиваемая работникам, при определении стоимости продукции? (Средства, истраченные на производство продукции, должны быть полностью компенсированы покупателями данной продукции, в том числе и заработная плата работников).

В ходе совместного обсуждения определяется проблемное поле: в современных рыночных условиях затраты на производство продукции не восстанавливаются (через дотации, целевые средства), поэтому производителю необходимо самостоятельно найти пути, с помощью которых можно сэкономить затраты.

III. Этап «Погружение в тему»

На данном этапе студентам предлагается просмотр видеоматериала «Вести – Хабаровск. Рекорд зерновых» о ситуации в Хабаровском крае, где из-за засушливого лета резко снизились показатели урожайности зерновых, а затраты на их возделывание полностью освоены, и видеоролика «Себестоимость свинины».

Обсуждение видеоматериалов проходит в режиме «Вопрос – ответ»:

  • Что такое себестоимость? (Средства, потраченные на производство продукции)
  • На какой экономический показатель повлияла урожайность? (На снижение валового сбора, он будет низким)
  • Из каких показателей складывается себестоимость продукции? (Себестоимость продукции растениеводства складывается из заработной платы, стоимости семян, расход ГСМ, запасные части, амортизация оборудования и техники. Себестоимость продукции животноводства складывается из заработной платы, стоимости кормов, амортизации оборудования, медикаментов, электроэнергии)..
  • В предложенных вашему вниманию ситуациях себестоимость продукции будет высокой или низкой? Почему? (Себестоимость продукции будет высокой, так как сделаны большие инвестиции, а валовой сбор низки)..
  • Назовите пути снижения себестоимости? (Снижение затрат и увеличение выхода продукции)

В ходе обсуждения видеоматериалов осуществляется совместная формулировка целей и задач занятия. 

IV. Этап «Формирование ожиданий»

Для мотивации изучения новой темы и создания атмосферы сотрудничества педагогом проводится работа по выявлению ожиданий и опасений обучающихся. В течение двух минут студенты отвечают на вопросы: «Чего вы ожидаете от занятия?», «Чего опасаетесь?». На данном этапе педагог поощряет обучающихся к формулированию вопросов, на которые они хотели бы получить ответы в рамках данного занятия, это помогает и преподавателю и обучающимся спланировать ожидаемый результат и эффекты занятия. Высказывания фиксируются на листе ватмана и сохраняются до конца занятия. Необходимо вернуться к их анализу на этапе проведения рефлексии. Педагог анализирует данные списки, снимает точки напряжения и создает условия для осуществления ожиданий через моделирование ситуаций.

V. Этап «Интерактивная лекция»

Студентам предлагается текст по теме «Себестоимость», с которым они в 5 – 7 минут работают индивидуально, отмечая на полях вопросы, которые требует пояснения или объяснения преподавателя. Работа происходит в режиме активного взаимодействия «педагог – обучающийся». На данном этапе обучающиеся должны разобраться в классификации затрат, видах себестоимости и в отличительных особенностях определения себестоимости в молочном животноводстве. Педагог на этом этапе также может использовать разные формы работы в группах по возникшим сходным вопросам или сложностями с пониманием учебного материала, так как главная цель данного этапа формирование понятийного поля и терминологического словаря данного теоретического материала.

VI. Этап «Проработка содержания темы»

Проработка теоретического материала осуществляется через организацию самостоятельной работы студентов. Используя методику решения задач, где представлен алгоритм последовательности решения задачи студенты определяют себестоимость продукции. Преподаватель дает пояснение по расчету себестоимости в молочном производстве. Работа может быть организована индивидуально, а также совместная работа студент-студент, где студент выступает в роли консультанта, если успешно справился со своим заданием.

Особенности определения себестоимости в молочном производстве, так как в сельском хозяйстве параллельно с получением основного вида продукции происходит формирование побочной продукции. Начинаем распределение с побочной продукции – она оценивается в ценах реализации, из обшей суммы затрат вычитается. Оставшаяся сумма затрат по данному стаду распределяется на приплод и молока

Пример решения задачи:

Условия задачи. Затраты по дойному стаду составили 1400 тыс. руб. В стаде 48 голов продуктивность 53 ц./гол. в год, получено 45 голов приплода. Оприходовано навоза на сумму 15100,00 рублей. Рассчитайте себестоимость 1 центнера молока и 1 головы приплода.

Последовательность решение:

  1. Определим валовой надой
  2. Рассчитаем затраты на молоко и приплод
  3. Затраты на молоко рассчитываются как на основной вид продукции , следовательно себестоимость 1 центнера молока составит
  4. Учтем затраты на молоко, которые составили 1246410 руб., рассчитаем затраты на приплод, следовательно себестоимость 1 головы приплода составит

Преподаватель на данном этапе занятия выступает в роли наблюдателя, консультанта, отвечает на вопросы, возникающие в процессе работы по алгоритму решения задачи, создает ситуацию успеха с помощью своевременной коррекции результатов обучения.

Обучающимся предлагается лист с задачами, и он вправе выбрать степень сложности и трудоемкости при решении задачи, но при этом каждый должен прорешать за отведенное время не менее 3 ситуационных задач.

На закрепление приобретенных умений студентам предлагается самостоятельно (без опоры на алгоритм) решить несколько вариантов задач. На завершающем этапе работы анализируются полученные результаты и сравниваются с эталонами решения задач, педагог выявляет типичные ошибки и еще раз проводится анализ и коррекцию допущенных ошибок.

VII. Этап «Разминка»

Для снятия напряжения и усталости проводится энергизатор «Найди свое место». Студентам раздается изображение в большим количеством элементов. Задание: найдите свое место на этой картинке и поясните, почему вы ассоциируете себя с этим элементом.

VIII. Этап «Контроль полученных знаний»

Для контроля уровня усвоения полученных знаний и приобретенных умений обучающиеся выполняют тестовые задания, которые представлены четырьмя вариантами. (Приложение). На выполнение тестовых заданий отводится 5-7 минут. Тестовые задания рассчитаны на проверку понимания изученного материала, на его воспроизводство и применение в конкретной ситуации. Проверка и выставление оценок осуществляется на следующем занятии, с целью реализации дидактических задач направленных на выявление уровня запоминаемости материала и освоения методики решения задач, так как используется прием анализа допущенных ошибок на следующем занятии и опрос по проблемным знаниевым местам обучающегося.

IX. Этап «Подведение итогов»

Преподаватель выставляет оценки за решение задач на определение себестоимости согласно озвученным критериям в начале занятия. За 5-7 минуты до окончания занятия студенты дописывают предложения, с целью получения обратной связи и выявления степени удовлетворения ожиданий от занятия:

Сбылись ли ваши ожидания от работы на занятии 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Сбылись ли ваши опасения ДА НЕТ
Что понравилось или не понравилось на занятии(укажите свои пожелания или замечания)
На этом занятии я научился решать задачи и смогу решить задачу, используя алгоритм решения
уяснил суть методики и способен решить задачу без алгоритма и подсказки педагога

Педагог возвращается к листам или записям на доске, сделанные в начале занятия и анализирует совместно со студентами результаты совместной работы на занятии и предлагает по желанию озвучить предложения, замечания, пожелания, выразить свое отношение к подобной организации данного занятия.

X. Этап «Домашнее задание»

Используя информацию из различных источников о животноводческих хозяйствах Томской области, определите затраты по производству основной, сопряженной и побочной продукции в молочном животноводстве. Основные показатели можно взять на сайтах сельскохозяйственных предприятий. Полученную информацию оформите в условие задачи, рассчитайте себестоимость и сделайте вывод.

Домашнее задание не только профессионально ориентировано, но позволяет формировать культуру обработки и получения информации с учетом особенностей региона. На следующем занятии при проверке домашнего задания делаются выводы о показателях себестоимости на разных предприятиях и районах области с выделением причин и факторов влияющих на ее формирование.

Литература:

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2000.
  2. Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: Материалы семинара/ под ред. А.В. Великановой. – Самара: Изд-во «Профи», 2001.
  3. Чуракова О.В. Ключевые компетенции как результат общего образования. Метод проектов в образовательном процессе. Дидактические материалы для обучения педагогов/Серия «Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии». Вып. 1. – Самара: Изд-во «Профи», 2002.
  4. Фатеева И.А. Теория медиадеятельности как альтернатива традиционно выделяемых теорий медиаобразования. – сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой коммуникации.
  5. Горфинкель В.Я. «Экономика предприятия» изд. «ЮНИТИ» М.: 2003 г. стр. 470-484 стр. 224-226.
  6. Добрынин В.А. «Экономика сельского хозяйства» М.: 1978г. стр. 76-82.
  7. Минаков И.А. «Экономика сельского хозяйства» изд. М.: «Колос» 2005г. стр. 114-117
  8. Муравьева Т.В. «Экономика фирмы» изд. М.6 Мастерство 2002г. стр. 47-61.