Урок по теме "Проценты вокруг нас". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели урока:

  1. Показать учащимся 5 класса роль темы «Проценты», наглядно убедить в том, что «Проценты» – одна из основных тем, проходящая красной нитью через всю учебную деятельность школьника и выходящая на экзамены и в 9 классе, и в 11 классе.
  2. Продемонстрировать на анализе мини-соцопроса, проведённого учащимися, присутствие задач на проценты в жизни большей части взрослого населения.
  3. Повторить виды основных задач на проценты.
  4. Пропагандировать здоровый образ жизни, в том числе основы здорового питания.
  5. Способствовать воспитанию патриотических чувств.

Оборудование урока: Медиапроектор; опорная таблица «Основные задачи на проценты»; опорная таблица «Проценты – обыкновенная дробь – десятичная дробь»; карточки с тестами; с задачами из 9 класса; из 11 класса; памятка «Меню «для мозгов»; таблицы-диаграммы – исследования учеников.

На урок приглашены родители учащихся.

Ход урока

I. Итоги соцопроса

(Слайд 2)

Учитель: Накануне две ученицы нашего класса попросили 10 человек ответить на вопрос «Приходится ли вам решать задачи на проценты?» и с результатами соцопроса нас сейчас познакомят.

  • Директор школы: «Да. При начислении зарплаты, при отчислении налогов, при подсчёте качества обучения».
  • Бухгалтер: «В работе – да, а в жизни нет».
  • Соцпедагог: «Да, при выплате кредита в банке, в работе соцпедагога, в повседневной жизни».
  • Глава администрации: «Нет».
  • Начальник почты: «Да, но больше всего на работе».
  • Оператор в сберкассе: «Да! На все вклады начисляются проценты».
  • Продавец: «Да, только на работе».
  • Шофёр: «Нет».
  • Мама: «Нет».
  • Папа: «Нет».

Вывод: 6 человек ответили «Да», 4 – «Нет», исходя из этих данных, мы заключаем, что 60% населения решают задачи на проценты на работе или в повседневной жизни, 40% не сталкиваются с ними.

II. Смотр знаний «Основные виды задач»

(Слайд 3) 

К доске приглашаются 3 человека. Они приводят примеры задач, рассказывают и показывают как их решать (при этом пользуются опорной таблицей, размещённой на доске). В это время все решают тест. (Слайд 4)

Тест.

  1. Процент – это:
    а) тысячная часть числа
    б) сотая часть числа
    в) десятая часть числа

  2. 50 % от числа равны:
    а) 1/5 его части
    б)1/20 его части
    в) 1/2 его части

  3. 120% от 100 – это:
    а) 0, 83
    б) 83
    в) 120

  4. В математическом кружке занимается 40/100 всех учеников 5 класса. Это:
    а) 40%
    б) 25%
    в) 2,5%

  5. 0,5 учащихся 5 класса – девочки. Девочки в классе составляют:
    а) 5%
    б) 50%
    в) 20%

  6. После увеличения цены товара на 50% она стала равна 1200 рублей. Первоначальная цена товара составляла:
    а) 600 руб
    б) 400 руб
    в) 800 руб

Ответы пишут на листочках, сдают учителю, а три человека свои ответы записывают на доске. Проверяем, работаем над ошибками, ставим оценки.

III. При решении задач возникает необходимость перевода процентов в обыкновенную дробь, в десятичную дробь и наоборот.

На доске размещаем листы А4 разного цвета:

Проценты Обыкновенная дробь Десятичная дробь Оценка
(красный лист) (жёлтый лист) (зелёный) (синий)
60% * *
* 1/8 *
* * 0,35

Задание: вместо звёздочки записать правильный ответ.

Все – в тетради, один – у доски. Проверяем, ставим оценку.

Красный, жёлтый, зелёный – светофор! – заметили ученики. Переворачиваем листы и на обратной стороне красного листа запись: «Повышает работоспособность», жёлтого: «Улучшает настроение», зелёного: «Корректирует зрение». Представили себя на месте водителя, проанализировали действие цветов на деятельность водителя, сделали акцент на правильное поведение пешехода. Цветом можно корректировать психоэмоциональное состояние человека. «Хромотерапия» – новое направление в медицине. И вам домашнее задание: найдите к следующему уроку информацию о хромотерапии в библиотеке, в Интернете. А на обороте синего листа: «Снимает головную боль». Уроки выполнены – оценка хорошая – настроение радостное и у ученика, и у учителя, и у родителей – и никаких головных болей! (слайд 5)

Физминутка

IV. Мы – девятиклассники!

Учитель: Давайте мысленно перейдём в 9 класс на 5-7 минут. На экзамене вас ожидают задачи на проценты. Посмотрим, о чём же они?

Каждый ученик получает карточку с примерами экзаменационных задач. (Слайд 6)

Ваши любимые задачи на проценты

  1. В девятых классах школы 62 учащихся. В школьных спортивных секциях занимаются 25 девятиклассников. Сколько примерно процентов девятиклассников занимаются в школьных спортивных секциях?
    1) 0,4%
    2) 40%
    3) 25%
    4) 2,5%

  2. Человек в среднем должен потреблять 2000 ккал в сутки, энергетическая ценность стакана газированной воды 180 ккал. Какой процент от суточной нормы потребления энергии содержится в одном стакане газированной воды?
    1) 9%
    2) 0,09%
    3) 11%
    4) 1,11%

  3. Обед из трёх блюд стоит 120 рублей, а котлета стоит 35 рублей. Сколько примерно процентов от общей стоимости обеда составляет стоимость котлеты?
    1) 0,29%
    2) 29%
    3) 3,4%
    4) 34%

  4. В походе приняли участие 60 школьников, из них 20 девочек. Сколько примерно процентов девочек участвовало в походе?
    1) 0,33%
    2) 30%
    3) 0,3%
    4) 33%

Отвечая на наводящие вопросы учителя, учащиеся составляют краткий рассказ по условиям данных задач: «Чтобы успешно заниматься спортом, быть физически здоровым, человеку необходимо получать энергетическую подпитку через правильное питание. Здоровое питание – основа сил, энергии, хорошего настроения, замечательного самочувствия». (Слайд 7)

Выбираем для решения задачу №3, все – в тетради, учитель на доске.

Вопрос: «А какие полезные вещества содержит мясо?» После вариантов ответов ученикам раздаю памятки «Меню «для мозгов».

Меню «для мозгов»

 Полезные вещества   Для чего необходимы  В каких продуктах содержатся
Глюкоза Энергия для клеток Хлеб, макаронные изделия, картофель, бананы
Железо Снабжает кислородом кровеносную систему Нежирное мясо, овощи, фрукты
Витамины В1, В6, В12 Способствуют «быстрому включению» мозга Дрожжи, молоко, злаки, печень
Цинк, медь Для активизации процесса мышления Картофель, рожь,цветная капуста, овёс
Лецитин Для улучшения памяти Орехи, яйца, сливочное масло, сельдь
Кальций, магний Для укрепления нервной системы Сыр, куриное мясо, йогурт, авокадо, манго

Будьте здоровы!

Говорим о необходимости разнообразного меню, предлагаю эту памятку унести домой родителям, может быть, не все из них знают о полезных свойствах тех или иных продуктов, пусть эта информация поможет составлять домашнее меню для ребёнка-школьника.

Физминутка

V. Мы – выпускники.

(Слайд 8)

Учитель: Давайте опять же мысленно перейдём в 11 класс и попробуем решить задачи ЕГЭ.

  1. Тетрадь стоит 10 рублей. Какое наибольшее число таких тетрадей можно будет купить на 650 рублей после понижения цены на 20%?
  2. Флакон шампуня стоит 180 рублей. Какое наибольшее число флаконов можно купить на 900 рублей во время распродажи, когда скидка составляет 15%?
  3. Пачка стирального порошка стоит 60 рублей. Какое наибольшее число пачек можно купить на 300 рублей во время распродажи, когда скидка составляет 25%?
  4. Билет на автобус стоит 15 рублей. Какое максимальное число билетов можно будет купить на 100 рублей после повышения цены билета на 20 %?

Прочитаем все задачи, выберем задачу №1, которая ближе нам, школьникам, и пойдём «покупать тетради». Один ученик решает на доске, комментируя вслух своё решение.

VI. Задание-исследование.

(Слайд 9) 

Слово предоставляется двум ученицам. Они побывали в роли директора школы и соцпедагога и составили отчёт в РОНО о количественном и процентном отношении девочек и мальчиков в нашей школе. Давайте их послушаем.

Класс Количество девочек Количество мальчиков Всего Диаграмма
1 6 38% 10 62% 16  
2 5 50% 5 50% 10  
3 4 80% 1 20% 5  
4 7 58% 5 42% 12  
5 9 75% 3 25% 12  
6 1 34% 2 66% 3  
7 3 38% 5 62% 8  
8 6 50% 6 50% 12  
9 11 64% 6 36% 17  
10 5 83% 1 17% 6  
11 7 53% 6 47% 13  

Вопросы: В каком классе больше девочек? В каком классе девочек и мальчиков поровну? В целом по школе кого меньше, девочек или мальчиков?

Видите, что мальчиков меньше. А они будущие защитники Отечества, наши защитники. Пожелаем им здоровья. И пусть небо над нами будет всегда мирным.

Таблица с данными помещаются на доску. Домашнее задание: построить для каждого класса круговые диаграммы по этим данным.

VII. О войне. 

Учитель: Накануне праздника «День Победы» невозможно обойти стороной и тему войны. Историки всего мира до сих пор дают оценку всем событиям этой войны, анализируют, сопоставляют, взвешивают все «за» и «против», при этом оперируют процентными данными, например, говоря о численности войск и гражданского населения на разных этапах войны. Я вам предлагаю решить грустную задачу.

Слайд 10 с текстом задачи:

«Ушли на войну деревенские мужчины, юноши, мальчики… После победы в село вернулось 76 человек – это 30 % ушедших. Сколько человек уходило из Медведево на войну?»

А наши мальчики вам предлагают послушать стихотворение Игоря Карпова «Мальчики».

Мальчики (Слайд 11)

Уходили мальчики – на плечах шинели,
Уходили мальчики – храбро песни пели,
Отступали мальчики пыльными степями,
Умирали мальчики, где – не знали сами...
Попадали мальчики в страшные бараки,
Догоняли мальчиков лютые собаки.
Убивали мальчиков за побег на месте,
Не продали мальчики совести и чести...
Не хотели мальчики поддаваться страху,
Поднимались мальчики по свистку в атаку.
В черный дым сражений, на броне покатой
Уезжали мальчики – стиснув автоматы.
Повидали мальчики – храбрые солдаты -
Волгу – в сорок первом, Шпрее – в сорок пятом,
Показали мальчики за четыре года,
Кто такие мальчики нашего народа!

На обелиске в центре Медведево найдите ваши фамилии и спросите у родителей, бабушек и дедушек, не ваши ли это родственники не вернулись с поля боя? Соберите информацию о погибших на войне родственниках, можно предложить собранный материал в музейную комнату нашей школы.

VIII. Итоги урока.

Подведём итоги урока. (Слайд 12)

  • Социолог
  • Учитель
  • Водитель
  • Доктор
  • Бухгалтер
  • Повар
  • Продавец
  • Соцпедагог
  • Директор школы
  • Ученик 9 класса
  • Выпускник

Вы сегодня примерили на себя разные роли, и убедились, что проценты всё-таки в учебной и трудовой деятельности человека занимают одно из основных мест. Мы с ними не прощаемся, знакомство с ними будет продолжительным.

Итак, домашнее задание:

  1. Хромотерапия – это…
  2. Построить круговые диаграммы к исследованию «Количество девочек и мальчиков в классах нашей школы».

Объявляются оценки за урок.

В конце урока ребята заполняют (подчёркиванием), не подписывая, небольшую анкету, которая позволит осуществить самоанализ. (Слайд 13)

  1. На уроке я работал (активно / пассивно)
  2. Своей работой на уроке я (доволен / не доволен)
  3. Урок для меня показался (коротким / длинным)
  4. За урок я (не устал / устал)
  5. Мое настроение (стало лучше / стало хуже)
  6. Материал урока мне был (понятен / не понятен; полезен / бесполезен; интересен / скучен)
  7. Домашнее задание мне кажется (легким / трудным; интересным / не интересным)

Презентация.