Цели урока:
- Показать учащимся 5 класса роль темы «Проценты», наглядно убедить в том, что «Проценты» – одна из основных тем, проходящая красной нитью через всю учебную деятельность школьника и выходящая на экзамены и в 9 классе, и в 11 классе.
- Продемонстрировать на анализе мини-соцопроса, проведённого учащимися, присутствие задач на проценты в жизни большей части взрослого населения.
- Повторить виды основных задач на проценты.
- Пропагандировать здоровый образ жизни, в том числе основы здорового питания.
- Способствовать воспитанию патриотических чувств.
Оборудование урока: Медиапроектор; опорная таблица «Основные задачи на проценты»; опорная таблица «Проценты – обыкновенная дробь – десятичная дробь»; карточки с тестами; с задачами из 9 класса; из 11 класса; памятка «Меню «для мозгов»; таблицы-диаграммы – исследования учеников.
На урок приглашены родители учащихся.
Ход урока
I. Итоги соцопроса
(Слайд 2)
Учитель: Накануне две ученицы нашего класса попросили 10 человек ответить на вопрос «Приходится ли вам решать задачи на проценты?» и с результатами соцопроса нас сейчас познакомят.
- Директор школы: «Да. При начислении зарплаты, при отчислении налогов, при подсчёте качества обучения».
- Бухгалтер: «В работе – да, а в жизни нет».
- Соцпедагог: «Да, при выплате кредита в банке, в работе соцпедагога, в повседневной жизни».
- Глава администрации: «Нет».
- Начальник почты: «Да, но больше всего на работе».
- Оператор в сберкассе: «Да! На все вклады начисляются проценты».
- Продавец: «Да, только на работе».
- Шофёр: «Нет».
- Мама: «Нет».
- Папа: «Нет».
Вывод: 6 человек ответили «Да», 4 – «Нет», исходя из этих данных, мы заключаем, что 60% населения решают задачи на проценты на работе или в повседневной жизни, 40% не сталкиваются с ними.
II. Смотр знаний «Основные виды задач»
(Слайд 3)
К доске приглашаются 3 человека. Они приводят примеры задач, рассказывают и показывают как их решать (при этом пользуются опорной таблицей, размещённой на доске). В это время все решают тест. (Слайд 4)
Тест.
-
Процент – это:
а) тысячная часть числа
б) сотая часть числа
в) десятая часть числа -
50 % от числа равны:
а) 1/5 его части
б)1/20 его части
в) 1/2 его части -
120% от 100 – это:
а) 0, 83
б) 83
в) 120 -
В математическом кружке занимается 40/100 всех учеников 5 класса. Это:
а) 40%
б) 25%
в) 2,5% -
0,5 учащихся 5 класса – девочки. Девочки в классе составляют:
а) 5%
б) 50%
в) 20% -
После увеличения цены товара на 50% она стала равна 1200 рублей. Первоначальная цена товара составляла:
а) 600 руб
б) 400 руб
в) 800 руб
Ответы пишут на листочках, сдают учителю, а три человека свои ответы записывают на доске. Проверяем, работаем над ошибками, ставим оценки.
III. При решении задач возникает необходимость перевода процентов в обыкновенную дробь, в десятичную дробь и наоборот.
На доске размещаем листы А4 разного цвета:
Проценты | Обыкновенная дробь | Десятичная дробь | Оценка |
(красный лист) | (жёлтый лист) | (зелёный) | (синий) |
60% | * | * | |
* | 1/8 | * | |
* | * | 0,35 |
Задание: вместо звёздочки записать правильный ответ.
Все – в тетради, один – у доски. Проверяем, ставим оценку.
Красный, жёлтый, зелёный – светофор! – заметили ученики. Переворачиваем листы и на обратной стороне красного листа запись: «Повышает работоспособность», жёлтого: «Улучшает настроение», зелёного: «Корректирует зрение». Представили себя на месте водителя, проанализировали действие цветов на деятельность водителя, сделали акцент на правильное поведение пешехода. Цветом можно корректировать психоэмоциональное состояние человека. «Хромотерапия» – новое направление в медицине. И вам домашнее задание: найдите к следующему уроку информацию о хромотерапии в библиотеке, в Интернете. А на обороте синего листа: «Снимает головную боль». Уроки выполнены – оценка хорошая – настроение радостное и у ученика, и у учителя, и у родителей – и никаких головных болей! (слайд 5)
Физминутка
IV. Мы – девятиклассники!
Учитель: Давайте мысленно перейдём в 9 класс на 5-7 минут. На экзамене вас ожидают задачи на проценты. Посмотрим, о чём же они?
Каждый ученик получает карточку с примерами экзаменационных задач. (Слайд 6)
Ваши любимые задачи на проценты
-
В девятых классах школы 62 учащихся. В школьных спортивных секциях занимаются 25 девятиклассников. Сколько примерно процентов девятиклассников занимаются в школьных спортивных секциях?
1) 0,4%
2) 40%
3) 25%
4) 2,5% -
Человек в среднем должен потреблять 2000 ккал в сутки, энергетическая ценность стакана газированной воды 180 ккал. Какой процент от суточной нормы потребления энергии содержится в одном стакане газированной воды?
1) 9%
2) 0,09%
3) 11%
4) 1,11% -
Обед из трёх блюд стоит 120 рублей, а котлета стоит 35 рублей. Сколько примерно процентов от общей стоимости обеда составляет стоимость котлеты?
1) 0,29%
2) 29%
3) 3,4%
4) 34% -
В походе приняли участие 60 школьников, из них 20 девочек. Сколько примерно процентов девочек участвовало в походе?
1) 0,33%
2) 30%
3) 0,3%
4) 33%
Отвечая на наводящие вопросы учителя, учащиеся составляют краткий рассказ по условиям данных задач: «Чтобы успешно заниматься спортом, быть физически здоровым, человеку необходимо получать энергетическую подпитку через правильное питание. Здоровое питание – основа сил, энергии, хорошего настроения, замечательного самочувствия». (Слайд 7)
Выбираем для решения задачу №3, все – в тетради, учитель на доске.
Вопрос: «А какие полезные вещества содержит мясо?» После вариантов ответов ученикам раздаю памятки «Меню «для мозгов».
Меню «для мозгов»
Полезные вещества | Для чего необходимы | В каких продуктах содержатся |
Глюкоза | Энергия для клеток | Хлеб, макаронные изделия, картофель, бананы |
Железо | Снабжает кислородом кровеносную систему | Нежирное мясо, овощи, фрукты |
Витамины В1, В6, В12 | Способствуют «быстрому включению» мозга | Дрожжи, молоко, злаки, печень |
Цинк, медь | Для активизации процесса мышления | Картофель, рожь,цветная капуста, овёс |
Лецитин | Для улучшения памяти | Орехи, яйца, сливочное масло, сельдь |
Кальций, магний | Для укрепления нервной системы | Сыр, куриное мясо, йогурт, авокадо, манго |
Будьте здоровы!
Говорим о необходимости разнообразного меню, предлагаю эту памятку унести домой родителям, может быть, не все из них знают о полезных свойствах тех или иных продуктов, пусть эта информация поможет составлять домашнее меню для ребёнка-школьника.
Физминутка
V. Мы – выпускники.
(Слайд 8)
Учитель: Давайте опять же мысленно перейдём в 11 класс и попробуем решить задачи ЕГЭ.
- Тетрадь стоит 10 рублей. Какое наибольшее число таких тетрадей можно будет купить на 650 рублей после понижения цены на 20%?
- Флакон шампуня стоит 180 рублей. Какое наибольшее число флаконов можно купить на 900 рублей во время распродажи, когда скидка составляет 15%?
- Пачка стирального порошка стоит 60 рублей. Какое наибольшее число пачек можно купить на 300 рублей во время распродажи, когда скидка составляет 25%?
- Билет на автобус стоит 15 рублей. Какое максимальное число билетов можно будет купить на 100 рублей после повышения цены билета на 20 %?
Прочитаем все задачи, выберем задачу №1, которая ближе нам, школьникам, и пойдём «покупать тетради». Один ученик решает на доске, комментируя вслух своё решение.
VI. Задание-исследование.
(Слайд 9)
Слово предоставляется двум ученицам. Они побывали в роли директора школы и соцпедагога и составили отчёт в РОНО о количественном и процентном отношении девочек и мальчиков в нашей школе. Давайте их послушаем.
Класс | Количество девочек | Количество мальчиков | Всего | Диаграмма | ||
1 | 6 | 38% | 10 | 62% | 16 | |
2 | 5 | 50% | 5 | 50% | 10 | |
3 | 4 | 80% | 1 | 20% | 5 | |
4 | 7 | 58% | 5 | 42% | 12 | |
5 | 9 | 75% | 3 | 25% | 12 | |
6 | 1 | 34% | 2 | 66% | 3 | |
7 | 3 | 38% | 5 | 62% | 8 | |
8 | 6 | 50% | 6 | 50% | 12 | |
9 | 11 | 64% | 6 | 36% | 17 | |
10 | 5 | 83% | 1 | 17% | 6 | |
11 | 7 | 53% | 6 | 47% | 13 |
Вопросы: В каком классе больше девочек? В каком классе девочек и мальчиков поровну? В целом по школе кого меньше, девочек или мальчиков?
Видите, что мальчиков меньше. А они будущие защитники Отечества, наши защитники. Пожелаем им здоровья. И пусть небо над нами будет всегда мирным.
Таблица с данными помещаются на доску. Домашнее задание: построить для каждого класса круговые диаграммы по этим данным.
VII. О войне.
Учитель: Накануне праздника «День Победы» невозможно обойти стороной и тему войны. Историки всего мира до сих пор дают оценку всем событиям этой войны, анализируют, сопоставляют, взвешивают все «за» и «против», при этом оперируют процентными данными, например, говоря о численности войск и гражданского населения на разных этапах войны. Я вам предлагаю решить грустную задачу.
Слайд 10 с текстом задачи:
«Ушли на войну деревенские мужчины, юноши, мальчики… После победы в село вернулось 76 человек – это 30 % ушедших. Сколько человек уходило из Медведево на войну?»
А наши мальчики вам предлагают послушать стихотворение Игоря Карпова «Мальчики».
Мальчики (Слайд 11)
Уходили мальчики – на плечах шинели,
Уходили мальчики – храбро песни пели,
Отступали мальчики пыльными степями,
Умирали мальчики, где – не знали сами...
Попадали мальчики в страшные бараки,
Догоняли мальчиков лютые собаки.
Убивали мальчиков за побег на месте,
Не продали мальчики совести и чести...
Не хотели мальчики поддаваться страху,
Поднимались мальчики по свистку в атаку.
В черный дым сражений, на броне покатой
Уезжали мальчики – стиснув автоматы.
Повидали мальчики – храбрые солдаты -
Волгу – в сорок первом, Шпрее – в сорок пятом,
Показали мальчики за четыре года,
Кто такие мальчики нашего народа!
На обелиске в центре Медведево найдите ваши фамилии и спросите у родителей, бабушек и дедушек, не ваши ли это родственники не вернулись с поля боя? Соберите информацию о погибших на войне родственниках, можно предложить собранный материал в музейную комнату нашей школы.
VIII. Итоги урока.
Подведём итоги урока. (Слайд 12)
- Социолог
- Учитель
- Водитель
- Доктор
- Бухгалтер
- Повар
- Продавец
- Соцпедагог
- Директор школы
- Ученик 9 класса
- Выпускник
Вы сегодня примерили на себя разные роли, и убедились, что проценты всё-таки в учебной и трудовой деятельности человека занимают одно из основных мест. Мы с ними не прощаемся, знакомство с ними будет продолжительным.
Итак, домашнее задание:
- Хромотерапия – это…
- Построить круговые диаграммы к исследованию «Количество девочек и мальчиков в классах нашей школы».
Объявляются оценки за урок.
В конце урока ребята заполняют (подчёркиванием), не подписывая, небольшую анкету, которая позволит осуществить самоанализ. (Слайд 13)
- На уроке я работал (активно / пассивно)
- Своей работой на уроке я (доволен / не доволен)
- Урок для меня показался (коротким / длинным)
- За урок я (не устал / устал)
- Мое настроение (стало лучше / стало хуже)
- Материал урока мне был (понятен / не понятен; полезен / бесполезен; интересен / скучен)
- Домашнее задание мне кажется (легким / трудным; интересным / не интересным)