Роль Центра игровой поддержки ребенка в социализации и адаптации малышей к детскому саду

Разделы: Работа с дошкольниками


Всем нам известно, что для ребенка знакомство с миром начинается с МАМЫ (или с близкого взрослого). Приближаясь к возрасту одного года, ребенок постепенно начинает отползать, отходить от мамы на более далекие расстояния. Пред ним открываются новые возможности. Границы его интересов расширяются, и так он открывает для себя, что мир – это не только мама. Так, видимо, рождается потребность в познании окружающего мира.

Этот этап непростой, как для ребенка, так и для мамы. Ребенок разрывается между независимостью и мамой, а маме не просто воспринимать взрослеющего ребенка.
С этого возраста мы приглашаем в наш Центр игровой поддержки ребенка для социализации ребенка, психологического сопровождения его развития и адаптации к дошкольному учреждению.

 

 

Переступая порог игровой комнаты, малыш открывает для себя новое пространство: разнообразные игрушки, дети, взрослые. Интерес в глазах, страх неведанного – каждый ребенок по-разному встречается с этим пространством. Кто-то сразу приступает к исследованию, кто-то присматривается долгое время, а кто-то продолжает оставаться на руках у мамы. Каждый начинает со своего старта.

С этого момента начинается его вхождение в социальный мир. Интересно и страшно, и здесь никак не обойтись без поддержки мамы. Так, в присутствии мамы, начинается познание мира предметов, мира людей, мира отношений. Мы считаем, что именно такое пространство является комфортным и безопасным для постепенного взросления и отделения от мамы.

 

Опыт совместного пребывания в таком формате является очень важным для развития ребенка. Детский психоаналитик Эрна Фурман пишет, что «Мать должна быть рядом, чтобы ее можно было оставить». И это означает, что ребенку безопасно взрослеть в присутствии матери. Присутствие мамы для ребенка необходимо ровно столько, сколько нужно.

 

На наших занятиях мы отводим достаточное количество времени для свободной игры. Развитие ребенка происходит в игре. От занятия к занятию, на наших глазах, происходят очень важные изменения. На пути к конструктивному взаимодействию с другими малышами, дети вместе с мамами преодолевают разные препятствия – как отстаивать свою игрушку и свои интересы, как конструктивно выражать свою агрессию, как организовать совместную игру… Так мы отмечаем, что ребенок все меньше и меньше обращается за помощью к маме, он научается заботиться о себе и своих интересах, научается выстраивать свои отношения.

 

Помимо свободной игры в ЦИПРе есть еще и организованные занятия, которые ребенок посещает вместе с мамой: физкультура, рисование, музыка, бассейн. Этот опыт позволяет, как ребенку познакомиться с жизнью в дошкольном учреждении, так и снизить тревожность мамы относительно его пребывания в детском саду без нее. Это служит важным моментом, который часто встречается и который тоже является препятствием при адаптации ребенка к детскому саду.

  

 

 

   

 

Примерно с этого момента мы начинаем прояснять у мамы ее готовность к переводу ребенка в другую группу, препятствия, которые могли бы помешать этому. Если мама не против, мы начинаем проводить работу, направленную на помощь к пребыванию ребенка без мамы. Мы сочиняем соответствующие сказки и проигрываем их на песке, посещаем с мамой группу кратковременного пребывания, где ребенок знакомится с воспитателем и детьми, проводим совместные досуги и праздники, прогулки и игры. Даем рекомендации маме, как подготовить ребенка к расставанию, как вести себя маме с ним.

 

 

Постепенно наступает момент, когда ребенок готов перейти в группу кратковременного пребывания, а в дальнейшем и в массовые 12-ти часовые группы.

Проведя анализ данных (адаптационные листы, отзывы родителей, мнение воспитателей) мы выявили, что на 9% уменьшилась критическая адаптация, на 18% снизилась средняя и на 27% увеличилась легкая степень адаптации. Использование систематической работы с детьми, начиная с ЦИПРа позволяет плавно, безболезненно адаптировать детей в детском саду.