Патриотическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении

Разделы: Работа с дошкольниками


“Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству”.

Д.С.Лихачёв

Родина… Это слово выражает самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство русского человека. Любовь к родине, преданность своему народу, готовность к любым подвигам во имя Отечества и есть патриотизм.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя своей личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды. Но патриотическое чувство не возникает у людей само по себе, это результат длительного, систематического и целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.

В дошкольном возрасте происходит заложение основ патриотизма: любви к семье и родному дому, городу, стране, к родной природе, к истории, языку, русской культуре, народным традициям (фольклору). С тем, что заложено в ребёнке именно в дошкольном возрасте, он подойдёт к школе и будет дальше накапливать. И именно от того, что и как будет заложено в нравственном воспитании сегодняшних детей, зависит будущее нашей страны через 20–30 лет.

Нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций. Наследование и преемственность нравственных и эстетических ценностей родной культуры в детском возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, которое ребёнок пронесёт через всю жизнь.

Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разбазарить, не разметать, не размельчить на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотить его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании.

Патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры. Народная культура несет в себе мудрые истины, дающие образец отношения к природе, семье, роду, родине. Эти истины на протяжении многих веков выработаны, отшлифованы, проверены в практике личной жизни нашими предками.

В последние годы, ведущие исследователи проблем нравственного воспитания выделяют следующие его составляющие: толерантность, воспитание у детей любви к Родине, гуманных чувств и отношений к людям, природе, окружающему миру, формирование основ культуры общения с близкими людьми, восприятие нравственно-волевых качеств, значимыми взрослыми, сверстниками, к самому себе, воспитание культуры поведения.

Обучение патриотизму это сложный и долгий процесс, многое из того, что должен знать каждый образованный человек трудно и сложно, особенно это сложно для восприятия ребёнком. Для реализации задач патриотического воспитания дошкольников необходим комплексный подход: на занятиях, в игре, прогулке, экскурсиях, на праздниках и развлечениях. Маленький ребенок ещё не в силах разобраться в вопросах политического, исторического, социального характера, для него важны конкретные примеры и наглядность, которые являются залогом понимания.

Для помощи ребёнку осознать, понять, что такое патриотизм, история и культура родной страны рекомендуется проводить патриотическое воспитание поэтапно от близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон), к более сложному – город, страна. Ввиду этого, для каждого возраста дошкольников подготавливаются разного уровня занятия и игры, экскурсии, праздники и развлечения.

Содержание работы определяется задачами “Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования. От рождения до школы”, под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, по темам “Семья”, “Детский сад”, “Родная страна”. Эти темы лежат в основе формирования у детей социального опыта, воспитания привязанности к близким людям. В процессе работы у ребёнка начинает постепенно складываться образ собственного дома с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство “родительского дома” ложится в основу любви к Родине, Отчизне.

Тема “Детский сад” чрезвычайно важна для формирования у детей чувства эмоциональной привязанности к ближайшему окружению, воспитания уважения к людям, работающим в детском саду. В отношении к семье данная задача решается легче, так как опирается на естественную связь ребёнка с родным домом. Дошкольное учреждение тоже должно стать местом, в котором ребёнок чувствовал бы себя комфортно и уверенно.

Знакомство с двором, улицей, на которой живёт ребёнок, микрорайоном кладут начало формирования у детей представлений о родном городе, его устройстве, истории, достопримечательностях.

Наиболее запоминающимися для детей событиями могут стать экскурсии и походы, во время которых дети не только знакомятся с местностью, в которой расположен микрорайон, но и любуются самыми красивыми местами малой родины, замечательной природой: аллеями, прудами, речками и парками.

Для многих детей это станет открытием и оставит неизгладимый след в памяти. После проведённой работы с детьми по данной теме они лучше узнают свой микрорайон, в котором живут, научатся видеть красоту родной природы, красоту улиц, по которым они проходят каждый день.

Также, рекомендуется проведение целевых экскурсий в магазин, в школу, в парк, на почту, на стадион, что поможет детям познакомиться с назначениями и устройством различных учреждений микрорайона. Эта работа поможет сформировать у старших дошкольников представление о разнообразных потребностях людей и о том, кто и как заботится о жителях города.

Основная работа по знакомству детей с родным городом проходит на занятиях. Рекомендуется провести цикл занятий о родном районе или городе. При ознакомлении с историей района или города, прежде всего, необходимо организовать поисковую деятельность: расспросить родителей, дедушек и бабушек об истории названия города, улицы, на которой живут дети, известных людях малой родины. На занятиях дети обмениваются полученной информацией, рассматривают иллюстрации, фотографии. Всё это способствует уточнению и пополнению знаний детей о родном городе или районе. В результате возрастёт познавательный интерес к истории города, уважение к знаменитым землякам.

Необходимо предложить детям совместно с родителями поработать со схемой своего микрорайона: нарисовать при помощи взрослых дорогу из дома в детский сад, на схеме обозначить название улиц, места перехода через дорогу, достопримечательности. При этом дети запоминают адрес детского сада, свой домашний адрес, уточняются правила безопасного поведения на улице. Эффективным способом ознакомления детей с городом является моделирование. Работая с планом города, предложить детям придумать символы, которыми будут обозначать известные достопримечательности города. Провести соревнование, “Кто быстрее поставит фишки в нужное место”.

На примере своего микрорайона дети познакомятся с устройством города, его структурой, назначением различных учреждений и служб, им станут более понятны материальные и духовные потребности людей; они узнают, что люди разных профессий трудятся на благо микрорайона, города, стараются сделать жизнь горожан удобнее, интереснее.

Знакомя детей с родным городом и родной страной, необходимо учитывать, что информация, данная воспитателем, должна вызвать в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Это может быть желание ребёнка нарисовать то, о чём он только что услышал, рассказать родителям или друзьям то, что он узнал от воспитателя; посадить около дома цветы, чтобы его двор был красивее; не сорить и т.д. Воспитатель должен научить дошкольников замечать вокруг, то положительное, что создаётся руками людей, восхищаться этой работой, ценить и беречь то, что окружает детей, любить свою малую родину и свою страну и гордиться городом, в котором они живут и прекрасной страной Россией!