Ещё в первые годы своей работы в школе, я поставила перед собой задачу сделать уроки “Технологии” яркими и увлекательными. Следуя указаниям программы и применяя на уроках стандартные материалы, я предлагаю обучающимся новые интересные задания, знакомлю их с новыми видами декоративно-прикладного творчества. В качестве нетрадиционных материалов использую на уроках: салфетки, поролон, бисер, атласные ленты, полимерную глину. Такие уроки я провожу в конце учебного года, когда основная образовательная программа уже пройдена. Изделия из полимерной глины требуют от детей усидчивости, терпения, трудолюбия. Дети учатся планировать свою работу, распределять время. А самое главное – вырабатывается умение видеть прекрасное, стараться самому создать что-то яркое, необыкновенное. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Постепенно образуется система специальных навыков и умений. Изготовление изделий из нетрадиционного материала способствует эстетическому развитию детей, приобретению ими умения грамотно подбирать цветовые сочетания, формы, размеры, комплектующие изделие детали. Использование данных материалов значительно повышает творческий интерес к работе, развивает объёмное и пространственное мышление, мелкую моторику рук, учит логическому мышлению, ориентировке в пространстве, работе со схемами. Урок я решила провести как мастер-класс по изготовлению бус в технике миллефиори.
Цели и задачи урока:
Образовательные:
- обеспечить усвоение обучающимися основных понятий , относящихся к данной теме
- дать общее представление об использовании полимерной глины
- объяснить особенности работы в технике миллефиори
- изготовить бусы своими руками.
Воспитательные:
- вызвать у обучающихся интерес к новому виду декоративно-прикладного творчества
- воспитывать художественно-эстетический вкус детей, терпение, старание и аккуратность в работе.
Развивающие:
- развивать творческие способности обучающихся,
- пространственное мышление,
- мелкую моторику рук,
- трудовые умения и навыки.
Тип урока: урок усвоения нового материала. Комбинированный.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, инструктаж, практическая работа.
Обеспечение занятия:
- Технические средства обучения: ПК, проектор, экран.
- Наглядные пособия: презентация «Работа с нетрадиционным материалом. Полимерная глина».
- Дидактический материал: раздаточный материал (Приложение 2).
- Оборудование и инструменты: ручка, тетрадь, пластика двух цветов, доска для пластилина, канцелярский нож, эл. плита, фольга, зубочистки.
Структура урока:
- Изложение нового материала. На этом этапе происходит ввод обучающихся в новый раздел знаний, идёт разъяснение объёмного по содержанию учебного материала. В качестве теоретической базы используется раздаточный материал. Обучающихся необходимо познакомить с вариантами технологий данного вида работ, историей возникновения материала, правилами безопасности труда.
- Практическая работа. Заключается в том, что обучающиеся самостоятельно выполняют работу по изготовлению бус. У них формируются двигательные навыки, без которых они не смогут точно осуществить технологический процесс и получить качественный результат труда.
- Подведение итогов. На этом этапе происходит представление результатов работы. Применение практического контроля для диагностики уровня развития навыков и умений обучающихся. Разбор основных ошибок и трудностей, возникших при выполнении практической работы.
Ход урока
I. Организационная часть.
Приветствие.
Проверка явки обучающихся.
Проверка готовности обучающихся к уроку.
Доведение до обучающихся плана и целей урока.
II. Изложение нового материала.
(слайд 2, Приложение 1) Полимерная глина— это пластичная масса, по внешнему виду и на ощупь напоминает пластилин, обладает характерным травяным запахом. Для придания пластичности используют пластификаторы, которые целиком впитываются в основной материал при нагреве от 100 до 130°C (в домашних условиях изделия «выпекают» в духовке). В результате материал теряет пластичность и способность менять форму. Отвердевшие изделия могут быть раскрашены акриловыми и прочими красками, склеены между собой и с другими материалами.
Полимерная глина широко используется в декоративно-прикладном искусстве. Применяется для изготовления:
- сувениров, украшений, бижутерии;
- предметов интерьера; букетов и цветочных композиций;
- ёлочных игрушек;
- авторских кукол.
Полимерная глина позволяет передать тонкие скульптурные детали, эффективно имитировать различные материалы и текстуры.
Характерным отличием от пластилина является возможность длительного хранения изделий.
(слайд 3) История.
Формула полимерной глины была разработана в начале 1930-х годов в Германии. Глина была предназначена для изготовления голов для кукол. В 1964 г. она появилась в широкой продаже и использовалась для кукол и моделирования миниатюр для кукольных домиков. Глину можно было купить в любом игрушечном магазине.
(слайд 4) Технологии изготовления изделий. Пластика – гораздо больше, чем просто искусственная глина. С ее помощью можно имитировать практически любой художественный эффект и поверхность: стекло, дерево, ткань, натуральную глину, фарфор, слоновую кость, любые поделочные камни.
(слайд 5) техника миллефиори – это старинная техника итальянских стеклодувов, при которой рисунок на стекле формируется по всей длине стеклянного цилиндра. В России эти брусочки с рисунком внутри стали называться колбасами.
(слайд 6) техника акварель похожа на работу художника, который наносит мазки краски на холст.
(слайд 7) техника Мокуме Гане позволяет имитировать природный поделочный камень, с его неповторимыми слоями и разводами.
(слайд 8) техника Баргелло показывает принцип работы ткачей- их набивные рисунки на гобеленах и просто рисунки, имитирующие текстиль.
III. Практическая работа.
(слайд 9)
Вводный инструктаж учителя.
Ознакомление со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание. (слайд 10)
Нам понадобятся:пластика двух цветов, доска для пластилина, нож, эл. плита, фольга, зубочистки.
Инструктаж по технике безопасности.
Технологическая последовательность изготовления бус
(слайд 11) Взять два куска пластики разного цвета и раскатать колбаски.
(слайд 12) Соединить две колбаски вместе, закрутить в жгутик, слегка раскатать и повторить всё заново.
(слайд 13) Разрезать полученную колбаску на части и скатать бусины желаемой формы, цвета и размера.
(слайд 14) Аккуратно проколоть в бусинах дырочки иголкой или зубочисткой. Надеть бусины на зубочистки. Зубочистки с бусинами воткнуть в комок фольги или картонную коробку.
(слайд 15) Запекать бусины в духовке 5 минут при температуре 130°.
(слайд 16) Готовые бусины вынуть из духовки, снять с зубочисток и остудить. Сформировать готовое изделие.
Целевые обходы учителя.
- Индивидуальное инструктирование обучающихся по выполнению отдельных операций.
- Отслеживание рационального использования времени обучающимися.
IV. Подведение итогов урока.
Объективная оценка результатов индивидуального труда обучающихся на уроке; выставление отметок; показ лучших работ.
V. Домашнее задание.
(Вопросы записываем пока бусины запекаются в духовке, а затем охлаждаются)
Используя раздаточный материал (Приложение 2), ответить в тетради на следующие вопросы:
- Что из себя представляет полимерная глина и где её используют?
- В чём особенность работы с полимерной глиной?
- Когда и где впервые стали использовать полимерную глину?
- О каких технологиях работы с полимерной глины вы узнали? Какая техника вам больше всего понравилась?
- Чем опасна полимерная глина и какие правила безопасности необходимо помнить?
Используемые ресурсы:
- ru.wikipedia.org
- softportable.ru/publ/9-1-0-21
- Сайт фестиваля «Открытый урок».
- Яндекс. Картинки