Цели урока:
обучение написанию сжатого изложения;
повторение орфографических и пунктуационных
правил,
Целевой план действия.
- Организационный момент.
- Чтение текста.
- Составление плана изложения.
- Работа по орфографии и пунктуации.
- Составление рабочих материалов.
- Второе прочтение текста.
- Написание изложения.
Ход урока
В начале урока учитель организует класс, сообщает тему и цели урока. При сообщении темы урока учитель обращает внимание на то, что вид работы, над которым они сегодня будут работать, – сжатое изложение, что потребует от учащихся умения систематизировать материал, выбирать самое главное в тексте.
Учителем также сообщаются сведения об авторе текста – Сергее Петровиче Алексееве, писателе, большинство произведений которого посвящено исторической тематике – “Грозный всадник”, “Птица-слова”, “Декабристы”. Текст, о котором сегодня пойдет речь, посвящен Отечественной войне 1812 года. Учащимся предлагается вспомнить, когда началась и когда закончилась эта война.
Выслушав ответы учеников, учитель сообщает, что одним из значительных сражений Отечественной войны 1812 года было сражение под Витебском. Этому и будет посвящено наше изложение.
- Внимательно прослушайте текст, определите тему и его основную мысль.
Солдат гренадерской роты
Солдаты бились у Витебска. Гренадер Федор Беда сражался вместе со всеми. Рядом с ним офицер Ардатов, рядом боевые товарищи.
И вдруг споткнулся, упал солдат. Ударила гренадера французская пуля в бок. Обожгла, вырвала клок тела, ушла от ребра рикошетом в поле.
Подобрали санитары солдата. Отвели к лекарям в палату. Наложили Беде повязку на грудь, послали в команду для раненых. Только в команду солдат не прибыл. Свернул он с пути – и опять в свою гренадерскую роту.
Бьются гренадеры. Бьется Ардатов. Видят: рядом опять Беда. Продолжается страшенный бой. Не щадят живота своего гренадеры. Прошел час, и снова французская пуля достала солдата.
Вскрикнул, повалился на землю солдат. Кровь из виска на землю закапала.
Очнулся Беда в санитарной палатке. Промыли ему рану, перевязали бинтом, послали в команду для раненых. Только не прибыл в команду солдат. Свернул он с пути – и опять в свою гренадерскую роту.
Бьются гренадеры с противником. Промокли рубахи от пота. Во рту пересохло. Синяки на плечах от ружейной отдачи. В ушах колокольных звон.
Смотрят солдаты: снова Беда тут же рядом в бою.
Заулыбались солдаты. Еще дружнее ударили по врагу.
К исходу дня гренадера ранило в третий раз. Пуля попала в ногу.
В третий раз попал солдат к докторам в палатку. В третий раз получил приказ он: немедля в команду для раненых. Только не выполнил приказа солдат. Свернул он с пути – и опять в свою гренадерскую роту.
Явился и вместе со всеми пали?т по французам. Разинули рты солдаты. Подивился геройству Ардатов:
– Откуда ты родом такой? Не из железа случайно выкован?
Засмущался со – произнес. – Из-под Полтавы, с Ворсклы-реки.
Потом подумал и словно поправился:
– Из государства, выходит, Российского.
(С.П. Алексеев)
– Какова тема и основная мысль текста?
Тема текста – сражение русских войск у Витебска. Основная мысль: Российская земля рождает отважных героев, которые готовы стоять за нее до конца в годы тяжелых испытаний.
– Запишем в тетрадь трудные и незнакомые слова.
Гренадер – в царской и в некоторых иностранных армиях солдат или офицер отборных пехотных или кавалерийских частей.
Ушла рикошетом (пуля) – после удара о какую-то поверхность изменила направление полета.
Не щадят живота – не щадят жизни (фразеологизм).
- Определим стиль и тип речи.
Стиль – художественный, тип речи – повествование с элементами описания.
– Для какого стиля речи характерно использование такого фразеологизма, как “разинули рты”? (для разговорного).
– Для чего их использует автор? (Федор Беда – солдат из народа. Поэтому для описания его подвига он использует слова не книжной лексики, а простые, понятные слова).
– Составим план для подробного изложения (сначала заполняется левая колонка таблицы).
План для подробного изложения | План для сжатого изложения |
1. Сражение русских с французами у Витебска | 1. Сражение русских с французами у Витебска. |
2. Первое ранение Федора Беды. 3. Второе ранение Федора Беды. 4. Третье ранение Федора Беды. |
2. Три ранения Федора Беды. |
5. Как сражались русские солдаты. Как на них повлиял подвиг их товарища. | 3. Как сражались русские солдаты. Как на них повлиял подвиг их товарища. |
6. Разговор с Ардатовым. 7. Ф.Беда – горячий патриот государства Российского |
4. Ф.Беда – горячий патриот государства Российского |
– Какие части плана можно сократить? (Часть, в которой говорится, как гренадер Федор Беда был трижды ранен и как он трижды возвращается на поле боя. Сократить можно и разговор офицера с Федором Бедой).
(Cоставляется план для сжатого изложения – вторая колонка таблицы).
Работа по орфографии
Французский, гренадерский, команда для раненых, ружейная отдача, наложили повязку, немедля (нареч.).
Работа над пунктуацией
Свернул он с пути – и опять в свою гренадерскую роту (пропущено сказуемое “направился”).
Видят: рядом опять Беда (в первой части предложения есть глагол видеть).
Составление рабочих материалов для изложения
Пункты плана |
Рабочие материалы |
1. | Витебск, гренадер Федор Беда, офицер Ардатов |
2. | Три ранения Федора Беды: в бок, в
висок и в ногу. Санитары, раненый, палатка, команда |
3. | Страшный бой, не щадят живота, синяки на плече от ружейных отдач |
4. | Подивился геройству Ардатов и
спросил Беду, откуда он родом. Бесстрашный солдат ответил, что он из государства Российского. |
Урок завершается прочтением текста и написанием чернового варианта изложения.
Литература.
- Морозова И.Д. Виды изложения и методика их проведения. М., 1980.
- Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. М.: Дрофа, 2006.