1. Пояснительная записка.
Нормативно-правовая база программы.
- Основные положения “Декларации прав человека”, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.
- Основные положения “Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.
- Закон Российской Федерации “Об образовании” от 16 ноября 1997 г. с дополнениями от 05 марта 2004 г.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ №1756-р от 29 декабря 2001 г.
- Федеральная целевая программа “Одаренные дети”, в рамках Президентской Программы “Дети России”, утвержденной Правительством РФ от 03.10.2002 г.
- Устав МБОУ “СОШ № 198”.
Актуальность проблемы.
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития творческого мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Успешное развитие и модернизация образования как никогда зависят от педагогов. Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования.
Однако, прежде чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться о чем, собственно, мы будем вести речь. “Одаренность – генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии”. К.К. Платонов. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. В основе программы лежит Концепция “Творческой одаренности” Н.И. Ильичевой.
Основные парадигмы развития одаренности:
1. Все дети одарены от природы.
2. На развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический фактор.
Цель программы. Создать систему работы по развитию интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качеств одарённых детей.
Говоря о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей каждого ребенка.
Задачи.
- Разработать методику выявления одарённых детей классными руководителями в каждом классе.
- Повысить педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания одарённого ребёнка.
- Создать условия для самореализации одарённых детей.
- Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морального и физического развития детей.
- Разработать и внедрять прогрессивные технологии в работе с одарёнными детьми.
- При необходимости разрабатывать индивидуальные программы развития одарённых детей.
Педагогическая система строится на четырех базовых идеях:
1) на осознании самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности;
2) на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;
3) на приоритете внутренней свободы перед внешней, как свободы, необходимой для творческого саморазвития;
4) на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики “самости”, изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы разновозрастных групп учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Формы работы с одаренными учащимися:
- творческие мастерские;
- индивидуальные и групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
- кружки по интересам;
- совместные и индивидуальные занятия исследовательской деятельностью;
- предметные недели;
- предметные конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- научно-практические конференции;
- участие в олимпиадах;
- проектная деятельность.
Кружок по интересам обеспечивает:
- учет индивидуальных возможностей учащихся;
- повышение степени самостоятельности учащихся;
- расширение познавательных возможностей учащихся;
- формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.
Ученическая конференция, защита проектов работает на:
- развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой;
- обобщение и систематизация знаний по учебным предметам;
- формирование информационной культуры учащихся и навыка публичных выступлений;
- формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.
Предметная неделя даёт ученикам:
- представление широкого спектра форм внеурочной деятельности;
- повышение мотивации учеников к изучению образовательной области;
- развитие творческих способностей учащихся.
Все эти формы внеурочной деятельности обеспечивают самореализацию учащихся во внеклассной работе.
Новизна программы: данная программа обеспечивает внеурочную образовательную деятельность в разновозрастных группах учащихся сменного состава, как в различных предметных областях, так и в области решения нестандартных изобретательских (компетентностных) задач и носит системный характер, что обеспечивает высокие результаты работы. Подбор заданий осуществляется как из печатных изданий соответствующей тематики, так и разрабатывается лично автором данной программы.
2. Содержание внеурочной деятельности.
Подбор заданий для индивидуальной и групповой работы обеспечивает развитие в первую очередь высших психических функций: памяти, внимания, мышления, креативности. Следующим объектом развития выдвигается межличностное взаимодействие, развитие умений работать в паре, группе; уметь культурно высказать собственное мнение, критиковать оппонента, приходить к общему мнению. Данные умения развиваются как средствами предметной деятельности, охватывая русский язык, математику, окружающий мир, технологию, изобразительное искусство, так и на примерах житейских ситуаций, с которыми учащиеся регулярно сталкиваются.
3. Тематический план.
№ уч. недели | Индивидуальные занятия | Групповые занятия 1-4 класс (1 час) |
|
1-2 класс (1 час) | 3-4 класс (1 час) | ||
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | Игра-знакомство “Змея”. Игра “Азбука”. |
2 | Построение предметов, штриховка. | Состав предметов. Анализ и синтез. Границы и области. | Игра “Азбука”. |
3 | Тренировка внимания.
Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. |
Тренировка внимания.
Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. |
Игра “Азбука”. |
4 | Тренировка слуховой памяти.
Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. |
Тренировка слуховой памяти.
Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. |
Игра “Азбука”. |
5 | Тренировка зрительной памяти.
Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. |
Тренировка зрительной памяти.
Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. |
Мозговой штурм. Новая школа. |
6 | Совершенствование воображения. Ребусы. Задания с использованием полосок. |
Совершенствование воображения. Ребусы. Задания с использованием полосок. |
Мозговой штурм. Дом. |
7 | Развитие быстроты реакции, мышления. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. | Развитие быстроты реакции, мышления. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. | Мозговой штурм. Круги в графстве Уолтшир. |
8 | Поиск закономерностей.Нестандартные задачи. | Поиск закономерностей. Нестандартные задачи. |
Мозговой штурм. Человек будущего. |
9 | Развитие быстроты реакции,
мышления. Логически-поисковые задания. Кроссворды. |
Развитие быстроты реакции,
мышления. Логически-поисковые задания. Кроссворды. |
Мозговой штурм. Экспедиция в пустыне. |
10 | Развитие концентрации внимания.
Логически-поисковые задания. Нестандартные задания. |
Развитие концентрации внимания.
Логически-поисковые задания. Нестандартные задания. |
Мозговой штурм. Жизнь за Полярным кругом. |
11 | Тренировка зрительной памяти.
Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. Игра “Крестики-нолики”. |
Тренировка зрительной памяти.
Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. Игра “Крестики – нолики”. |
Мозговой штурм. Правдолюбцы и лжецы. |
12 | Тренировка зрительной памяти.
Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. Игра “Морской бой”. |
Тренировка зрительной памяти.
Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. Игра “Морской бой”. |
Мозговой штурм. “Изобретение” новых слов. |
13 | Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. Построение тематической картины “ Зимние забавы”. | Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. Построение тематической картины “ Зимние забавы”. | ТРКМЧП. Приёмы активного слушания. |
14 | Тренировка слуховой памяти.
Логически-поисковые задания Нестандартные задачи. Составление рифмы. |
Тренировка слуховой памяти.
Логически-поисковые задания Нестандартные задачи. Составление рифмы. |
ТРКМЧП. Приёмы активного чтения. |
15 | Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания .Нестандартные задачи. Построение тематической картины “ Царевна-лягушка”. | Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания .Нестандартные задачи. Построение тематической картины “ Царевна-лягушка”. | ТРКМЧП. Знаки инсерта. |
16 | Тренировка концентрации
внимания. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. Построение модели жилого дома. |
Тренировка концентрации
внимания. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. Построение модели жилого дома. |
ТРКМЧП. Таблица “Знаю-хочу узнать- узнал” |
17 | Тренировка внимания. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. (Построение модели корабля.) | Тренировка внимания. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. (Построение модели корабля.) | ТРКМЧП. Организация информации в кластеры. |
18 | Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. (Построение модели робота.) | Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. (Построение модели робота.) | ТРКМЧП. Синквейн и другие формы творческой рефлексии. |
19 | Совершенствование воображения. Логически-поисковые задания. | Совершенствование воображения. Логически-поисковые задания. | ТРКМЧП. Перекрёстная дискуссия. |
20 | Ребусы. (Построение модели вездехода.) | Ребусы. (Построение модели вездехода.) | ТРКМЧП. Перекрёстная дискуссия. |
21 | Древняя история. Мифы и легенды. Построение модели древнего мира. | Древняя история. Мифы и легенды. Построение модели древнего мира. | ТРКМЧП. Зигзаг. |
22 | Римские цифры. Задачи и ребусы. | Римские цифры. Задачи и ребусы. | ТРКМЧП. Зигзаг. |
23 | Измерение времени. Часы и циферблат. | Измерение времени. Часы и циферблат. | ТРКМЧП. Зигзаг. |
24 | Развитие языка. Фонетика. | Развитие языка. Фонетика. Транскрипция. | ТРКМЧП. Кубик. |
25 | Развитие языка. Лексика и фразеология. | Развитие языка. Лексика и фразеология. | ТРКМЧП. Кубик. |
26 | Развитие языка. История языка. | Развитие языка. История языка. Архаизмы. | Игра “Карусель”. |
27 | Развитие языка. Морфология. | Развитие языка. Морфология. | Игра “Карусель”. |
28 | Развитие языка. Словообразование. | Развитие языка. Словообразование. | Игра “Карусель”. |
29 | Развитие языка. Синтаксис и пунктуация. | Развитие языка. Синтаксис и пунктуация. | Игра “Карусель”. |
30 | Развитие языка. Терминология. | Развитие языка. Терминология. | Игра “Шпаргалка”. |
31 | Мир вокруг нас. Царство природы. | Мир вокруг нас. Царство природы. | Игра “Шпаргалка”. |
32 | Мир вокруг нас. Невидимые нити. | Мир вокруг нас. Невидимые нити. | Игра “Шпаргалка”. |
33 | Мир вокруг нас. Экологические проблемы. | Мир вокруг нас. Экологические проблемы. | Мозговой штурм. Есть ли жизнь на Марсе? |
34 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | Игра – викторина “Самый умный” |
4. Ожидаемые результаты.
Формирование системы работы с одаренными учащимися. Развитие талантливых и высокомотивированных детей начальной школы в рамках общеобразовательного учреждения.
Прирост качественной успеваемости среди обучающихся. Помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности.
Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
Повышение уровня индивидуальных достижений детей в различных образовательных областях.
Повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.
Популяризация конкурсной деятельности, воспитание активности и стремления к участию в интеллектуальных соревнованиях.
Издание сборников творческих работ учащихся по итогам олимпиад, научно-практических конференций, конкурсов.
5. Ресурсное обеспечение реализации программы.
Кадровое – кружок ведёт учитель высшей квалификационной категории Кириллова И.О., член городской рабочей группы по разработке олимпиадных заданий, автор многих заданий городских и областных олимпиад.
Материально-техническое – кабинет для занятий оснащён компьютером, мультимедийным проектором и экраном, имеются наборы геометрических фигур, счётных палочек, конструкторов для каждого ученика.
Финансовое – финансируется из часов внеурочной деятельности из расчёта 3 часа в неделю.
Информационно-методическое обеспечение.
1) Нормативно-правовое обеспечение: положение МБОУ “СОШ №198”.
- О проведении школьного тура предметных олимпиад.
- О проведении предметной недели (декады).
- Об интеллектуальном марафоне “Умники и Умницы”, конкурсах, викторинах и т.п.
2) Программное обеспечение: Концепция “Творческой одаренности” Н.И. Ильичевой.
3) Издание материалов кружка, предоставление информации для сайта школы, иллюстрированных отчетов.