Цели: рассмотреть таблицу умножения и деления на 9; закрепить знания таблицы умножения и деления, знания об увеличении чисел на несколько единиц и в несколько раз, о порядке выполнения действий в выражениях.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Объявление темы и цели урока.
Тема сегодняшнего урока “Таблицы умножения и деления с числом 9”.
Мы с вами составим таблицу умножения, закрепим знание таблицы, повторим порядок выполнения действий в выражениях.
III. Устный счет.
- Ну а перед тем, как начать устный счет, давайте, откроем гостям наш секрет. Какие знаки прячет предлог “на”, а какие “в”? (+, -, *, : )
- А теперь приступим к устному счету. (4 чел. Работают по карточкам)
Если ответ верный, вы хлопаете в ладоши. Мы очень рады, что наш товарищ ответил правильно. Если ответ неправильный - у вас грустные лица. Мы огорчены, что наш товарищ ошибся.
Задания для устного счета
1. Задачи.
а) Сыну 8 лет. Отец в 4 раза старше сына. Сколько лет отцу? (32)
б) С одной яблони собрали 18 кг яблок, а с другой на 4 кг меньше. Сколько килограммов яблок собрали со второй яблони?
2. Решение примеров. (Разные виды записаны на карточках)
3. Работа с геометрическим материалом.
- Это “волшебная” шляпа. Вы с закрытыми глазами будете вынимать из нее геометрические фигуры, ощупывать их и определять что это за фигура. Если угадаете, то переписываете на доску пример, который записан на этой фигуре и решаете ее. Все записывают примеры в тетрадь.
IV. Физкультминутка.
Во дворе щенок играл,
Прыгал, бегал и считал:
“Раз-прыжок и три кивка,
Два - направо голова,
Три-налево поворот” -
И помчался до ворот.
А потом вздохнул и сел:
Он устал и присмирел.
V. Объяснение нового материала.
- А теперь давайте вспомним все однозначные числа, кроме нуля. (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9)
- А теперь состав числа 9. Какое число надо прибавить к 1 чтобы получить 9?
- Давайте их соединим, что мы получаем?
Составим таблицу умножения с числом 9.
- А как составить таблицу деления? (Если произведение разделить на один множитель, то получится другой множитель)
18:9=2
27:9=3
36:9=4
45:9=5
54:9=6
63:9=7
72:9=8
81:9=9
VI. Закрепление. Работа по учебнику.
1. Работа в парах. (Самостоятельное решение примеров №1, проверка парами)
2. Решение задачи №3.
Читаю я: девочка принесла для кроликов 27 морковок, а мальчик - 18 морковок. Все морковки они разложили кроликам в клетки, по 9 морковок в каждую. Сколько было клеток?
- Ребята, можно сразу ответить “Сколько было клеток?” (Почему нужно узнать сколько всего морковок принесли дети?)
А потом узнаем сколько было клеток.
1) 27+18=45 (мор.) - принесли всего.
2) 45:9=5 (кл.) - было
(27+18):9=5 (кл.)
Ответ: 5 клеток.
3. Решить устно.
Найди площадь прямоугольника со сторонами 9 см и 4 см. (9*4=36 кв. см)
VIII. Итоги урока.
- На уроке вы работали дружно, слаженно, организованно. Показали, что учебный материал в целом вами усвоен. Спасибо за урок!
IX. Домашнее задание: выучить таблицу.