Внеклассное занятие "Пить и курить – здоровье губить!"

Разделы: Начальная школа


Цели.

  1. Познакомить детей с вредным влиянием курения и алкоголя на здоровье человека.
  2. Формировать поведенческие навыки.

Задачи занятия:

  • сформировать знания о вредном воздействии табачного дыма и алкоголя на организм человека;
  • пропаганда здорового образа жизни;
  • подвести учащихся к выработке нравственной позиции по отношению к вредным привычкам;
  • обучить учащихся способам сопротивления негативному давлению со стороны окружающих.

Актуализация знаний.

Дети, растущие в обществе, где широко распространено курение и алкоголь, должны иметь информацию о табаке, никотине и алкоголе, для того, чтобы сделать здоровый выбор. Из газет и телевидения мы часто слышим о распространении среди подростков наркомании, пьянства и курения. Поэтому, с раннего детства необходимо учить детей принимать правильные решения и уметь сопротивляться давлению.

В разных странах стали создавать и принимать законы по борьбе с курением, ввели запрет на рекламу сигарет и алкогольных напитков по радио и ТВ.

В Америке, например, за курение в многолюдных местах наказывают штрафом в 1000 долларов. Курить запрещено в магазинах, школах, больницах.

Во многих общественных местах висят призывы “Если вы затягиваетесь сигаретой, то не выпускайте дым из себя”. А алкогольные напитки продаются только достигшим двадцати однолетнего возраста.

В нашей стране в 2006 году принят закон, запрещающий распитие алкогольных напитков в общественных местах, в учреждениях культуры и образования, в парках и скверах. Но эти меры не изменили на критическую ситуацию.

В нашей стране, к сожалению, люди мало прислушиваются к предупреждению медиков о вреде курения и алкоголя, и поэтому Россия остаётся в ряду самых курящих и пьющих стран мира.

Возраст первой пробы табака и алкоголя совпадает с периодом обучения в начальной школе, поэтому очень важно до того, как возникнет опасность первого опыта, сформировать у ребенка устойчивое негативное отношение к употреблению одурманивающих веществ.

Предварительная подготовка: постановка кукольного спектакля “Колобок на новый лад” участниками кукольного кружка, короткие сообщения о курении и алкоголе.

Оборудование.

  1. Перчаточные куклы, ширма, декорации для спектакля.
  2. Фломастеры, бумага, карточки с заданием.
  3. Компьютер, проектор.

Ход занятия

I. Погружение в тему занятия.

- Сегодня мы с вами проведем необычное занятие - интересное и поучительное. Мы поговорим о том, какой вред наносит человеку курение табака и потребление спиртных напитков.

- Ребята из кукольного кружка “Скоморошинка” покажут спектакль. Ваша задача – после просмотра ответить на вопрос:

С какими неприятностями столкнулся главный герой сказки?

II. Показ спектакля “Колобок на новый лад”.

Скоморох:

Здравствуйте, гости дорогие, да и вы, хозяева родные!
Здоровья вам и удачи, терпения и радости в придачу!
А сказочку послушать ну желаете?
А где послушать, там и посмотреть.
А сказка наша не простая, хоть вам знакомая такая.
Отгадайте-ка загадку: Покатился без оглядки
Через поле и лесок наш румяный… (Колобок)

Сказка – ложь, да в ней – намёк.
Посмотри и сам поймёшь.

Дед:

Ох! Замучила тоска! Нет ни дочки, ни сынка:
Повзрослели, улетели, позабыли старика.

Баба: Ставлю таганок.

Дед:

Испекла бы колобок! Златобокий, да румяный –
Будет вроде нам сынок…Будет по лесу гулять,
Землянику собирать, а пойдёт пасти корову -
На жалеечки играть.

Баба:

Что сидишь, как пень какой? Шёл бы лучше за мукой!
Из дежи опара лезет – не удержишь и рукой.

Дед бежит за дом. Появляется заяц, принюхивается, заглядывает в окно.

Заяц: Чем-то вкусным пахнет здесь! Хорошо бы что поесть…

Бабка (деду):

Да надень ты рукавицы:
В полотенце не донесть!

Заяц прячется. Дед с бабкой высаживают колобок на окно.

Бабка:

Вот сюда, на холодок -
Вишь, ужарился сынок.
Ах ты, солнышко родное!

Дед:

Поостынь-ка ты малёк! А я на реку схожу,
Что там в верше, погляжу.

Бабка: А капустные котлеты я на ужин придержу….

Дед и Бабка уходят, появляется Заяц.

Заяц:

Эх! Вкусней таких котлет ничего на свете нет!
Эй! В окошке, просыпайся! В гости к вам пришёл сосед!

Колобок (открывая глаза):

Извини меня, сосед.
Лучше приходи в обед,
А сейчас я остываю,
A Деда с Бабкой дома нет!

Заяц (кривляясь):

Деда с Бабкой дома нет! Не готов ещё обед!
А он, маленький трусишка, сам не может взять котлет.

Колобок:

Нет, я взрослый и не трус! Я могу и не боюсь!
Захочу – возьму котлеты, захочу – воды напьюсь!

Заяц валится на землю, дёргает ногами, хохочет и кривляется.

Заяц:

Ой, такие напились! Ладно, парень, ты не злись.
Докажи сперва на деле, а потом уж и хвались!

Колобок спрыгивает из окна в избу и приносит миску котлет.

Заяц:

Сколько в мире дураков среди маминых сынков!
Ты украл котлеты эти, а я взял - и был таков!

Заяц пинает пустую миску и убегает.

Колобок:

Эй! Куда же ты бежать? Только начали играть…
Я же только понарошку, я же не хотел украсть!
Ну и что?... Без спросу взял.. Я же только поиграл,
А теперь меня накажут, потому, что он удрал!
Что мне Бабка, что мне Дед! Предо мной весь белый свет!
А без них мне даже лучше, проживу и без котлет!

Спрыгивает с окна и убегает. Появляются Дед и Бабка.

Дед:

Погляди-ка в доме, мать,
Что-то парня не видать!

Бабка:

Нету в доме, нет за домом!
Ой! Пошли скорей искать!

Скоморох:

Плачет Бабка, плачет Дед, Колобка и следа нет.
Покатился по дорожке, не догонят резвы ножки.
Покатился без оглядки – засверкали только пятки –
Через поле и лесок наш румяный колобок.

Милиционер, (говорит по телефону):

Всё! Пока! Я жду звонка.

Звенит звонок.

Точно! Ищем колобка, (читает ориентировку)
Самый лучший и румяный.. Не нашли ещё пока.

Милиционер уходит, появляются Волк с сигаретой в зубах и Медведь с бутылкой пива.

Волк:

Ой! Куда же мы бежим?
Ног не чуем, так спешим?
Может на часок составить
Нам компанию решим?

Протягивают колобку сигарету.

Колобок: Я не знаю. Говорят, алкоголь – смертельный яд.

Медведь: Да ты что? Попробуй – вкусно! Мы же пьём не всё подряд!

Волк: (медведю, громко)

Ладно, ты лапшу не шей – это не для малышей!

Колобок: Ладно, чё там! Я не детка! Не польётся из ушей!

Колобок пьёт пиво и быстро пьянеет.

Волк (всовывая колобку в рот сигарету):

Чтобы всё переварить, надо клёво покурить!
Ну, ещё одну затяжку!

Медведь: (вливает в колобка ещё пиво)

Это! Чтоб тебя взбодрить!

Колобок падает без чувств, появляется лиса.

Лиса:

Это что за паренёк? Сладкий, сдобный Колобок!
Ну! Сегодня попируем! Чур! Моё – вот этот бок!

Волк:

Расшумелась тоже здесь! По заслугам будет честь!
Мы споили, обкурили, значит, нам его и есть!

Колобок пытается убежать. Появляется милиционер.

Милиционер: Все пойдёте вы в тюрьму!

Волк: Нет!

Медведь: За что?

Лиса: Я не пойму.

Милиционер:

Приобщенье малолетних к пиву, водке и вину!
Покушение на жизнь!

Медведь: Вот так-так!

Волк: Теперь держись!

Милиционер (Колобку):

Ну а ты, давай-ка парень, к деду с Бабкой воротись!
Все проплакали глаза. Знаю, Ждёт тебя гроза,
Но простят, тебя же любят! А в бегах ты видишь сам!

Колобок: (деду с бабкой)

Что так плохо, я не знал!
Я котлеты ведь украл, было стыдно признаваться,
И тогда я убежал...
Я попался как дурак! Я ж не знал, что будет так!

Все: Лучше наперёд подумать, чем потом попасть впросак!

III. Беседа по содержанию

  1. С какими неприятностями столкнулся Колобок в данной сказке? (Сначала –воровство, затем – курение и употребление алкогольных напитков)
  2. Почему Колобок убежал от Деда с Бабкой? (Испугался расплаты за воровство котлет)
  3. Почему Волку и Лисе удалось уговорить Колобка “ составить им компанию”? (Колобок  - “свеженький совсем”, поэтому у него нет опыта общения, не умеет принимать решения, хочет казаться взрослым, не трусом, подражает взрослым)
  4. Что бы вы посоветовали Колобку?
  5. Как бы вы поступили в данной ситуации?

IV. Мозговой штурм.

- Что вы знаете о курении и алкоголе?

(Все ответы детей фиксируются на доске)

V. Вывод.

1. - Рассмотрите рисунок, придумайте ему название и сделайте вывод.

2. Сообщения детей.

Вредные привычки серьезно подрывают здоровье человека.

Когда человек курит, то в его организм попадает более 400 вредных веществ, а самое вредное из них – это яд никотин. Он влияет на работу мозга, затрудняет доставку кислорода к мышцам и сердцу, учащает сердцебиение, появляется одышка и слабость.

Если к клюву птицы поднести палочку, всего лишь смоченную никотином, то она умрет. Собака может умереть от половины капли никотина. Для человека составляют опасность 2-3 капли никотина, столько содержится в 20 сигаретах. Если человек за раз выкурит столько, то может даже расплатиться жизнью.

Вы, наверное, уже знаете, что курение сокращает жизнь. Если человек курит в день 1-9 сигарет, то сокращает свою жизнь на 4-5 лет, если 10-19, то на 5-6 лет. Курение является причиной многих заболеваний. Одно из них – рак легких - это очень тяжелая болезнь.

Курение сильно сказывается на сердце, что в свою очередь приводит к быстрой утомляемости, невнимательности, плохому сну, неуспеваемости в школе.

Также курение сказывается на росте. Рост замедляется, ребенок растет хилым, слабым, вялым. Постоянное курение вызывает привычку, т.е. человеку уже трудно бросить курить.

3. - К вредным привычкам, кроме курения, относится еще более губительная -употребление спиртных напитков. Слово “Алкоголь” в переводе с арабского означает “одурманивающий”.

- Рассмотрите рисунок, придумайте ему название и сделайте вывод.

4. Сообщения детей.

Алкоголь относится к наркотическим веществам, поскольку его употребление приводит к привыканию организма, болезненному пристрастию, наркотической зависимости, развитию различных заболеваний, сокращает жизнь на 10-12 лет. Алкоголь является ядом для всех органов нашего организма. Наибольший вред алкоголь оказывает центральной нервной системе, угнетая деятельность головного мозга. Человек, пристрастившийся к алкогольным напиткам, не может точно и быстро мыслить, становится невнимательным, допускает ошибки. Человек может быть хорошо воспитанным, и скромным, даже застенчивым, а в состоянии опьянения он совершает “дикие” поступки. Он теряет бдительность, перестает быть осторожным.

VI. Работа в группах.

- Приходилось ли вам бывать в ситуациях подобных Колобку?

- Как вы поступали?

- Каждая группа получила карточку, в которой записан один из возможных вариантов предложений. Вам нужно обсудить в группе ответы. Записать их коротко на листах бумаги. Озвучить. (Варианты записи заданий на карточках:)

1. Попробуй пиво! У тебя будет хорошее настроение!

2. Давай покурим! Или ты трусишь?

3. Почему ты не куришь? Боишься, что мама будет ругать?

4. Давай закурим! От одной сигареты ничего не будет.

5. Хочешь пиво? Выпей, никто не заметит!

- Молодцы! Вы справились с заданием, и теперь я уверенна, что в подобных ситуациях вы не растеряетесь и примите правильное решение!

VII. Заключительная часть.

- Кто помнит, какими словами заканчивается спектакль о Колобке?

(“Лучше наперёд подумать, чем потом попасть впросак!”)

- На улице, в школе, в компаниях вы не раз столкнётесь с опасными ситуациями.

- Для того, чтобы их избежать и не попасть впросак, не следует торопиться в принятии решении, вспомните “Шаги принятия решений”.

(Дети читают с экрана и поясняют их смысл)

Первый шаг. Если ты хочешь что-то сделать, то сначала остановись.

Второй шаг. Представь, как твой поступок отразится на тебе, твоих родителях, твоих друзьях.

Третий шаг. Выбери занятие, последствия которого безопасны. И не делай того, что может иметь плохие последствия.

Четвёртый шаг. Говори всегда “нет”, если тебе предлагают сигареты или алкоголь.

VIII. Итог занятия.

- Как называлось наше занятие?

(“Пить и курить – здоровье губить!”)

- Как вы понимаете эти слова?

- Чем запомнилось вам занятие?