Дидактическая игра на уроках информатики

Разделы: Информатика, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (317 кБ)


Учиться можно только весело,
чтобы переваривать знания,
надо поглощать их с аппетитом.

Л. Франс

Одним из приемов активизации деятельности учащихся на уроке является дидактическая игра.

Она позволяет сделать процесс обучения увлекательным, создать высокую активность на уроке, помогает им незаметно преодолеть трудности. Уроки информатики можно сделать интересными и занимательными, применяя ребусы, кроссворды, шутливые задания и стихи. Учитель должен быть сценаристом, режиссером, актером и критиком своего урока.

Интерес к изучению информатики во многом зависит от того, как проходят уроки. Даже на самых хороших уроках элемент обязательности сдерживает развитие увлеченности предметом. Поэтому на уроках информатики нужно как можно шире применять нетрадиционные формы.

Надо заботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, познавательного интереса. Особенно важно это в подростковом возрасте, когда формируются и определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. И в этот момент надо раскрыть перед подростком притягательные стороны информатики, иначе его интересы замкнутся на компьютерных играх, на «стрелялках» и «догонялках» в компьютерных салонах или личном компьютере.

Интерес к предмету можно повышать, используя разные методы, но самым привлекательным для детей является занимательность. Даже у самых слабых учеников можно вызвать интерес к предмету, используя на уроках занимательный материал. А особенно интересны детям игровые уроки. Вот тут-то мы и имеем возможность в увлекательной, игровой форме дать детям тот материал, который в традиционной форме усваивается очень слабо и без интереса, провести неординарно обобщающий урок по теме. В процессе игры можно выработать у детей умение сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание и стремление к знаниям.

Увлекшись, ребенок и не замечает, что учится – он познает, запоминает новое, ориентируется в необычной ситуации.

A.M. Горький писал: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».

Игры являются ценным средством воспитания умственной активности детей, активизируют психические процессы, но только в том случае, если проводит ее толковый организатор. Из-за практического отсутствия методических разработок по этому вопросу и из-за катастрофической нехватки личного времени учителя для разработки и режиссуры игр, которые требуют повышенного методического и профессионального мастерства, до недавнего времени игру использовали лишь на внеклассных мероприятиях, недооценивая ее роль в учебном процессе.

В качестве игровых уроков я использую следующие сценарии: деловые игры, соревнования, КВН, сюжетно-ролевые уроки, уроки-путешествия и т.д.

Организация и проведение различных игр на уроках открывают перед педагогом массу возможностей. Прежде всего, это накопление нового дидактического опыта, в том числе принципиально отличающегося от уже имеющегося в профессиональном арсенале учителя. Кроме того, систематическое использование игры расширяет набор методических приемов, которые могут быть применены в другом контексте.

Подготовка и проведение дидактической игры включает четыре этапа:

1)  Замысел
2)  Организацию
3)  Проведение
4)  Анализ

Рассмотрим каждый из этих этапов на примере игры «Крестики-нолики» по теме «Системы счисления»

Замысел

Этот первый, самый сложный и ответственный этап дидактической игры включает:

  • выбор класса;
  • определение темы урока;
  • определение типа урока;
  • определение временных рамок;
  • выбор форм и видов игры.

Выбор класса, в котором будет проведена игра, определяется такими особенностями, как профиль обучения, уровень обучаемости, работоспособность учащихся, их организованность и пр. Используя игру в учебном процессе, следует не только стремиться к поднятию у учащихся интереса к предмету, но и учитывать необходимость решения основных учебных и воспитательных задач.

Дидактическая игра «Крестики-нолики» может быть проведена в 10, 11 классе. Задачи, решаемые данной игрой, и формы ее подачи следует варьировать в зависимости от степени подготовки учащихся.

Неограниченным выбором обладает учитель при определении темы урока, на котором будет проводиться игра. Это может быть введение в новую тему курса или обзорная тема, второстепенная по значимости или одна из основных тем курса. При этом учитель должен определить, целесообразно ли использовать именно дидактическую игру при работе над данной темой курса, ведь на ее подготовку и проведение потребуется потратить достаточно много времени и сил. Если, например, тема носит прикладной характер, не имеет особой практической ценности и не играет большой роли при изучении курса, вероятно, следует предпочесть другую форму ее изложения. Предложенная игра проводится по теме «Системы счисление», одной из основных теоретических тем информатики.

Рассматриваемая дидактическая игра может быть проведена на уроке повторения, обобщения полученных знаний, закрепления навыков решения задач и в качестве подготовки к контрольной работе по теме «Системы счисления». На этапе определения временных рамок следует проанализировать как время непосредственного проведения дидактической игры, так и затраты времени на ее подготовку. То есть надо, во-первых, решить, будет ли это игра на весь урок, или для нее будет отведена часть урока, или, возможно, игра будет проводиться на нескольких уроках в течение нескольких дней (например, серия игр). Во-вторых, следует учитывать, что время подготовки может занимать от нескольких дней до нескольких недель. Это зависит от выбора вида игры, ее целей, распределения обязанностей между учителем и учащимися.

Данная игра «Крестики-нолики» может проводиться на одном заключительном уроке, занимая 40 минут. Следует отметить, что данный урок будет заключительным для целой серии уроков, на которых отводилось определенное время для подготовки учащихся к этой игре, а также накапливлся соответствующий материал.

Выбор формы игры зависит от нескольких факторов, основными из которых являются характеристика класса (в том числе какие формы учебной работы применялись в данном классе и как часто), возрастные особенности учащихся, характеристика темы урока. Для рассматриваемой дидактической игры выбрана групповая форма обучения.

Организация

Второй этап – организация дидактической игры – в свою очередь делится на под этапы:

  • написание сценария игры;
  • распределение обязанностей между учителем и учащимися;
  • подбор заданий;
  • разработка критериев оценки деятельности учащихся.

Написание сценария, пожалуй, самый трудный и ответственный этап при подготовке дидактической игры. Сценарий может разрабатывать как один учитель (группа учителей), так и учитель совместно с группой учащихся – наиболее активными, творчески мыслящими, талантливыми учениками. Сценарий дидактической игры должен включать:

  • подробный план игры;
  • инструкции по проведению каждого этапа игры;
  • список ролей участников (роли целесообразно определить заранее);
  • список реквизита;
  • подборку заданий, упражнений, вопросов и т. п. с решениями и критериями оценки выполнения;
  • вопросы для анализа игры.

Что касается распределения обязанностей между учителем и учащимися, то в подготовке дидактической игры может принимать участие только учитель (группа учителей), который пишет сценарий игры, подбирает задания, определяет критерии их оценки, распределяет роли между учащимися и т. д. Могут совместно работать учитель с группой учащихся или со всем классом, готовя игру для другого класса из параллели. В случае работы со всем классом педагогу следует подчеркивать значимость каждого учащегося в деле подготовки, всем необходимо предоставить, по возможности, равные условия для самореализации.

Подбор заданий для дидактической игры может производить учитель самостоятельно или совместно с учащимися (например, ученики могут готовить задания друг для друга). Необходимо четко установить требования к задачам, практическим и творческим заданиям и упражнениям:

  • задания следует подбирать интересные, имеющие практическую значимость, а также такие, в которых возможна реализация межпредметных связей;
  • выполнение заданий должно быть затруднительно либо невозможно без знания теоретического материала;
  • решения задач, по возможности, должны быть просты, доступны и осуществимы основной массой учащихся.

Задания, предлагаемые на игре «Крестики-нолики» (см. Приложение 1)

  1. Поговорка
  2. Стихотворение
  3. Песня (это задание выделяется тем, что не связано с темой, оно проводится в качестве снятия напряжения, утомления и гармонично вливается в ход игры)
  4. Задача
  5. Пример
  6. Сканворд
  7. Крылатая фраза
  8. Метафора
  9. Цветок

Что касается критериев  оценки в дидактической игре, то:

  1. они разрабатываются учителем (возможно вместе с учениками) заранее и объявляются до проведения игры или в ее начале;
  2. оцениваться могут все ученики или только учащиеся, показавшие положительные результаты;
  3. групповая работа оценивается по-разному: может оцениваться каждый член группы или работа всей группы;
  4. выставлять оценку могут: учитель; учитель и капитан; сами учащиеся;
  5. возможны различные варианты выставления оценки: по ходу урока, в конце игры, после урока (в случае, когда необходимо оценить письменную работу).

Проведение

Рассмотрим пример проведения дидактической игры – игру «Крестики-нолики» при обобщении материала по теме «Системы счисления».
В игре участвуют две команды по 6-7 учащихся, в каждой команде один из участников – капитан, в функции которого входит координация действий остальных членов команды и общее управление ходом работы.

1. Вступительная часть

Учитель. Сегодня у нас заключительный урок по теме «Системы счисления». Мы обобщим и систематизируем изученный материал. Ваша задача – показать свои знания и умения в процессе выполнения различных заданий. Урок у нас пройдет в форме игры «Крестики-нолики».  На доске вы видите поле, на котором нам сегодня предстоит работать.

На доске записан план урока в следующем виде:

Поговорка Стихотворение Песня
Задача

Пример

Сканворд
Крылатая фраза Метафора Цветок

Капитанам команд предлагается выполнить индивидуальное задание (см. Приложение 1).

Остальные учащиеся выполняют задания на проверку знания теоретического материала по теме урока. (см. Презентацию).

2. Основная часть (игра)

По результату выполнения графического диктанта (см. Приложение 1) победившая команда ставит свой знак, крестик или нолик на выбранном секторе. Обе команды получают задание из этого сектора. По выполнению задания команда, выполнившая правильно получает 1 балл. Учитель указывает на ошибки проигравшей команды или на оригинальное решение победившей команды. Далее вторая команда ставит свой знак и т.д. Если команда заполнит своим знаком (крестиком или ноликом) столбец, строку или диагональ, то она получает дополнительный балл.

3. Итоговая часть

По результатам объявляется команда, победившая в данной игре, лучший участник команды-победителя, а также лучший участник проигравшей команды. Капитан победившей команды оценивает каждого ученика своей группы. Дети делятся своим впечатлением об уроке.

Анализ

Заключительным этапом проведения дидактической игры является ее анализ, т. е. оценка прошедшей игры или серии игр, заключающаяся в ответах на вопросы: что получилось, а что нет; в чем причина неудач и т. д. Необходимо обратить внимание на следующие важные моменты:

  • проводить анализ игры можно в разных формах: устно (например, учащиеся поочередно высказывают свои впечатления); устно выборочно (например, один из членов группы высказывает мнение группы о прошедшей игре); письменно (например, в форме анкетирования);
  • анализ игры можно провести либо сразу после урока, либо некоторое время спустя (при желании можно провести двойной анализ);
  • анализ игры необходим как на уровне класса, так и на педагогическом уровне.

Анализ урока

Тема урока: Обобщающий урок по теме «Системы счисления» в виде игры «Крестики-нолики» 10 класс.

Урок соответствует программным требованиям, поставлены

образовательные цели:

  • обеспечить в ходе урока  обобщение и систематизацию следующих понятий: система счисления, алгоритмы перевода из любой системы счисления в десятичную, из десятичной в любую, из двоичной в восьмеричную и обратно;

развивающие  цели:

  • развивать эмоции учащихся, создавая на уроке эмоциональные ситуации радости, занимательности, используя игровую схему работы;
  • развивать познавательный интерес школьников и мотивацию учащихся путем использования нестандартных задач

Цели урока были определены в ходе беседы, считаю, что образовательная цель урока достигнута.

Урок соответствует структуре урока  обобщения. В структуре урока  взаимосвязаны его элементы: актуализация знаний, закрепление теоретических положений, работа по систематизации и обобщению через выполнение разнообразных заданий.

Содержание урока соответствует требованиям программы и поставленным задачам, нет  перегрузки фактическим материалом, так как предусмотрено чередование видов деятельности, практическая направленность содержания урока соответствует типу урока (обобщение и систематизация). Темп ведения урока оптимален. В ходе урока прослеживается межпредметная связь с литературой, музыкой, математикой.

На уроке целесообразно использованы средства наглядности: презентация, песня, поле для игры «Крестики-нолики», карточки с заданиями – поговорка, крылатая фраза, сканворд, стихотворение, интересные задачи, что активизирует  умственную деятельность учащихся и способствует развитию творчества.

Оптимально  выбрано сочетание групповой и фронтальной форм работы. На уроке есть индивидуальная работа с наиболее подготовленными учащимися (задание для капитанов). В ходе урока  положительное отношение учащихся к работе простимулировано оценкой, в которой учлась победа команды. На уроке ученики активны и работоспособны. Явно выражен интерес к предмету, к теме и уроку. Качество знаний и умений учащихся просматривается при групповой и индивидуальной работе над заданиями.

На уроке прослеживается комфортный психологический фон, доброжелательное взаимоотношение учителя и учащихся.

В заключение, следует отметить, что при конструировании урока с использованием ИКТ от учителя требуется высокая степень профессиональной компетенции, а именно информационных, проективных и организационных умении. В процессе организации и проведения дидактической игры очень важна роль и позиция педагога в игре, так как успех зависит не только от учебных умений и навыков учащихся, но и от профессиональной подготовки педагога, его стиля деятельности, который зачастую полностью обеспечивает оптимальную реализацию познавательного потенциала ученика.