Цель: расширять представления о деревьях и кустарниках.
Задачи:
- Развивать познавательную активность через ознакомление с особенностями строения и внешнего вида сосны.
- Закреплять знания о понятиях «дерево» и «кустарник».
- Закреплять знания о названии и внешнем виде березы, рябины, ели.
- Продолжать знакомить с особенностями строения и внешнего вида сосны.
- Продолжать формировать коммуникативные способности (умение детей работать в группах)
- Развивать прогностические умения детей (умение предвидеть результат при проведении опытов).
- Воспитывать умение видеть красоту в обычной жизни, восхищаться красотой родной природы.
Оборудование: слайдовая презентация, репродукции картин, дневники для фиксации результатов опытов, ветка сосны, дидактическая игра «Разрезные картинки», емкость с водой, ветка тополя.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение стихов, проведение бесед и дидактических игр.
План проведения.
В ходе проведения занятия используется слайдовая презентация.
В группе раздается голос: (1 слайд)
– Ой, где это я? Кто вы?
Воспитатель: Здравствуйте. Мы ребята из детского сада. А вы кто?
Книга: Я большая лесная книга. Я пришла к вам в гости и хочу с вами поиграть. Я принесла вам корзину сюрпризов. Вот мой первый сюрприз: разрезные картинки. (2 слайд)
Дидактическая игра «Разрезные картинки»
Книга: Молодцы ребята! А вы можете назвать, что изображено на картинках? (3 слайд)
Ответы детей: Деревья и кустарники.
Книга: Молодцы! Давайте еще поиграем. Ответе на вопросы викторины. (4 слайд)
Воспитатель: Ребята, а перед тем как мы начнем викторину сделаем разминку.
Дети выполняют упражнения.
Викторина:
- От кого дерева лист.
- Узнать дерево по плоду.
- Что лишние нарисовал художник.
- Что перепутал художник.
- Что необходимо для роста растений?
Книга: Ребята, вы такие молодцы! Вы хорошо ответили на вопросы моей викторины. Посмотрите в корзину, вас там ожидает ещё один сюрприз. (20 слайд)
Воспитатель показывает детям ветку сосны. Дети называют от кого она дерева.
Книга: Надежда Сергеевна, расскажите нам с ребятами поподробнее об этом дереве.
Воспитатель: Хорошо я вам все подробно расскажу. Первая название дерева означает скала, гора, то есть растущее на скалах, другая – смолистое дерево. Сосны – вечнозелёные, богатые смолой деревья, обыкновенно очень крупные. Сосна обыкновенная Это большое дерево до 40 м высоты с кроной – в начале она похожа на пирамидку, в старости же на зонтик. Иглы хвои сидят по 2 вместе, снизу тёмно-зелёного, сверху голубовато-зелёного цвета, большей частью 4-5 см длины. Кора красно-бурая. Шишки (молодые) конической формы, щиток их чешуй ромбической формы. Семена с длинным крылом. Сосна чрезвычайно распространена по всему северу России и большей части Сибири и образует как чистые леса, так и леса в смеси с елью и другими породами. А так же сосновые почки используют при лечении.
Сосновые почки
Утка крякнула с порога:
– Простудилась я немного.
Я минуту каждую
Кашляю и кашляю…
Дятел книгу полистал,
Дятел книгу почитал,
Подчеркнул две строчки:
"Сосновые почки".
Не лекарство – просто чудо,
Вмиг пройдет твоя простуда.
Книга: Ребята, правда это очень красивое и полезное дерево, а художники и поэты воспевали это дерево. (23 слайд)
Воспитатель: Да это дерево часто вдохновляло художников и поэтов для создания произведений искусств. Например: Иван Шишкин очень часто на своих полотнах изображал сосну и сосновый бор. Одна из его картин «На севере диком» показывает все красоту этого дерева зимой, а на создание этой картины его вдохновило стихотворение Михаила Лермонтова «На севере диком».
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет качаясь, и снегом сыпучим
Одета как ризой она.
И снится ей всё, что в пустыне далекой –
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утёсе горючем
Прекрасная пальма растет.
В картинах Ивана Шишкина мы можем увидеть не только одиноко стоящие дерево сосны, но целые сосновые рощи так на его картинах «Утро в сосновом бору», «Корабельная роща», «Сосновый бор» мы видим величавый и густой лес. (26-28 слады)
Лес
Здравствуй, лес!
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.С. Погореловский
– А так же зимний лес в его картинах очень красив! Художник Андрей Мартынов на своей картине «Байкал» изобразил величие нашего родного края. (29 слайд)
Книга: Спасибо это очень интересно. Я приготовила вам очередной сюрприз это репродукции картин, вы можете внимательно их рассмотреть в свободное время. (30 слайд)
Книга: Зимой могут быть зелеными не только ветка сосны, но и любая веточка для этого нам нужна теплая комната и вода. Давайте поставим опыт возьмем веточку, а вы, Надежда Сергеевна приготовьте воду. Если вы поставите веточку в воду, то к празднику мам у вас на ветки распустятся листья. (31-32 слайды)
Воспитатель: Уважаемая Книга, мы сейчас проведем опыт, а для того чтобы проследить как нашей ветки будут распускаться почки на нашей ветки мы будем вести дневник наблюдений.
Дети заполняют дневник наблюдений.
Книга: Ребята, ответьте, пожалуйста, на мои вопросы:
- На что похожа сосна, когда еще маленькая?
- На что похожа сосна, когда вырастает большая?
- Сбрасывает ли осенью сосна свои листья?
Книга: Ну вот и пришла пора прощаться и поэтому хочу вам подарить раскраски для того, чтобы вы лучше запомнили о чем мы с вами сегодня говорили, а ещё я посвящаю в свои друзья и дарю вам медали. До свидания.
Итог.