Личность в истории

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (13 МБ)


Класс: 9.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Вид урока: урок-исследование.

Дидактические цели:

  • Образовательные: Обобщить знание уч-ся о П.А. Столыпине и его деятельности.
  • Развивающие:
    Развивать кругозор, умения извлекать нужную информацию из источников, анализировать, обобщать.
    Развивать умения критически осмысливать информацию, формулировать собственные суждения, обосновывать их.
  • Воспитывающие:
    Способствовать формированию чувство гордости за великих людей России.
    Способствовать формированию у учащихся бережного отношения к истории своей страны.

Методическая цель: Формирование способов работы учащихся с различными источниками информации и умению быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.

Основные понятия: реформа, государство, политический деятель, проект.

Методы организации учебной деятельности уч-ся:

  • Словесный (беседа)
  • Наглядный ( фрагменты видеофильмов, презентация)
  • Практический (работа с документами)

Методы организации познавательной деятельности уч-ся:

  • Репродуктивный (повторение терминов, дат)
  • Продуктивные:

Частично-поисковый (заполнение кроссворда)

  • Эвристический (поиск ответа на поставленные вопросы)
  • Проблемный (постановка проблемы, выдвижение гипотез, аргументация, вывод).

Технологии:

  • Информационно-коммуникационная (презентация, видеофрагменты фильмов).
  • Личностно ориентированного обучения (на уроке господствует эмоционально положительный настрой учащихся на работу, это достигается интересными заданиями, разнообразными приемами, постоянно учитель обращается к субъектному опыту школьников, т.е. к опыту их собственной жизнедеятельности)
  • Проблемного обучения (поставленная проблема перед уч-ся решается на протяжении всего урока)
  • Групповая технология (уч-ся разбиваются на 4 группы)

Оборудование:

  • мультимедийная установка;
  • презентация;
  • видеофрагменты фильмов: видео 1, видео 2, видео 3;
  • карточки (выдержки реформ);
  • портрет П.А. Столыпина.

Практическая ценность урока:

  • Тема урока актуальна тем, что на сегодня общественность привлекает внимание к выдающимся личностям в истории.
  • Урок можно провести, как в 9 классе, так и в 11 классе.
  • Материал урока подойдет как мастер-класс учителя истории

План урока

Вводно-мотивационный этап. Обозначение актуальности темы. Постановка проблемы. Краткая беседа об указе президента России. Знакомство с притчей.

I этап. Постановка темы и цели урока: Лекция с элементами беседы. Выяснение проблемы исследования.

II этап. Работа в группах. Знакомство с заданиями по группам, постановка проблемы. Разгадывание кроссворда. Анализ документов. Вывод.
 III этап. Личность в истории: Историческая справка о жизненном пути П.А. Столыпине. Видеофрагмент фильма. Фронтальная беседа. Историческая справка о крестьянской реформе. Вывод.

Заключительный этап.Видеофрагмент фильма. Учащиеся подводятся к итоговому выводу.

ХОД УРОКА

Вводно-мотивационный этап.

1. Обозначение актуальности темы. 

- Тема нашего урока «Личность в истории» (1 слайд). Считаю, что тема очень актуально, т.к. 2012 год объявлен президентом России Д.А. Медведевым – Годом Российской истории (2 слайд). Этот год знаменит:

  • 1150-летие зарождения российской государственности;
  • 1150-летие Новгорода и Ростова Великого;
  • 400 лет освобождения Москвы ополчением под руководством Минина и Пожарского;
  • 200-летие Отечественной войны 1812 года, Бородинской битвы;
  • 865 лет Москве;
  • 200 лет со дня рождения А.И. Герцена;
  • 150 лет со дня рождения П.А. Столыпина;
  • 70 со дня окончания битвы под Москвой;
  • 70 со дня начала Сталинградской битвы.

В настоящее время наша страна переживает период экономических и политических реформ. Поэтому сегодня наиболее актуальными для изучения являются периоды отечественной истории, связанные с процессами реформирования. А о каком реформаторе мы будем сегодня говорить, вы попробуете провести исследования сами.

2. Притча.

- Послушайте притчу:

«К берегу реки подошла группа людей, им нужно было перейти на другой берег реки, но группа не знала где находиться брод. Люди остановилась и стала ждать, чтобы им кто-то помог. Подошел хромой и сказал: «Я знаю, как перейти реку, я здесь ходил, я вам помогу». Но ему никто не поверил и люди не пошли за ним. Подошел слепой и сказал: «Я знаю, как перейти на другую сторону, сначала надо пойти направо, а затем налево». Но ему никто не поверил и люди не пошли за ним. Потом пришел просто человек и сказал: «Я здесь живу, это моя земля, здесь мой дом, я могу вам помочь перейти на другую сторону реки». И люди пошли за ним, и перешли реку».

I этап.

Постановка темы и цели урока:

- Мне кажется, в жизни у каждого человека возникает иногда желание, чтоб кто-то пришел на помощь, помог, изменил и это не только у отдельного человека, а у целого общества, государства, чтобы появилась такая личность, которая бы изменила ход истории, изменила жизнь государства. А перемены в жизни государства – это, как правило, реформы. Реформы в становлении нашего государства играли очень значительную роль еще со времен княгине Ольги. И отношение к ним, как правило, неоднозначное. За любой реформой стоит человек, стоит личность.

- Как вы считаете, как будут относиться к личности, которая стоит за этой реформой?

- Всегда ли это будет положительная оценка?

Личность в истории. Роль личности в истории и в государстве. Давайте сегодня поговорим именно об этом. Я хочу, чтобы вы вспомнили сегодня одного человека, очень неоднозначного, о нем много спорят. Как его зовут, мы узнаем в конце нашего исследования. А начнем мы знакомство с его дел. Его дела – это его реформы.

II этап.

1. Работа в группах.

(В начале урока уч-ся распределены на 4 группы. 3 группы работают с документами, а 1 с учителем).

- Работаем в группах. Перед вами тексты, документы – это отрывки из указов о проведении реформ, которые предлагал этот политический деятель. Ваша задача ознакомиться, прочитать и понять его смысл. И как вы считаете, как могли эти реформы изменить жизнь нашего государства?

-А я обращаюсь к оставшимся участникам. Давайте поможем нашим исследователям угадать, что это за личность.

- Здесь зашифровано событие: место и дата (3 слайд). Когда мы отгадаем, то выясним, что это за политический деятель.

- Я буду давать подсказки, но они не связаны с этим человеком, зато помогут нам отгадать, что это за историческая личность.

2. Кроссворд.

- Первая подсказка:

Отрывок из летописи «Повесть временных лет» (4 слайд): « Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии (о которой речь в дальнейшем) были уже поляне, и жили они все своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой - Щек и третий - Хорив, а сестра их - Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата…. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в граде…. живут». (Киев, 5 слайд)

- Вторая подсказка: это дата. Дата – это число, месяц, год.

Отгадываем число (6 слайд):

  • это третье простое число;
  • это атомный номер бора;
  • это Юпитер в солнечной системы.

- Число 5 (7 слайд).

- А теперь отгадываем месяц (8 слайд):

- Древние славяне называли этот месяц вересен. От названия растения вереска, который цветет в летне-осеннем период.

- От название сектэм, так как был седьмым месяцев староримского года начинавшегося до реформы Цезаря с марта месяца.

- сентябрь (9 слайд).

- А год мы с вами узнаем позже.

- А сейчас послушаем, что нам скажут наши исследователи.

- Суть реформ этого политического деятеля? Как вы думаете, о чем говорится в документах в целом?

- Как бы реформы повлияли на развитие государства?

- Что это за человек, который хотел осуществить эти реформы?

3. Анализ документов.

1 группа

….с этого срока означенные земли освобождаются от лежащих на них, в силу выкупного долга, ограничений, и крестьяне приобретают право свободного выхода из общины, с укреплением в собственность отдельных домохозяев, переходящих к личному владению, участков из мирского надела.. /.../

  • Каждый домохозяин, владеющий надельной землёй на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли.
  • 2. В обществах, в коих не было общих переделов в течение 24-х лет, предшествующих заявлению отдельных домохозяев о желании перейти от общинного владения к личному, за каждым таким домохозяином укрепляются в личную собственность, сверх усадебного участка, все участки общинной земли, состоящие в его постоянном (не арендном) пользовании.

3. В обществах, в коих в течение 24-х лет, предшествовавших заявлению отдельных домохозяев о желании перейти от общинного владения к личному, были общие переделы, за каждым сделавшим такое заявление домохозяином укрепляются в личную собственность, сверх усадебного участка, все те участки общинной земли, которые предоставлены ему обществом в постоянное, впредь до следующего общего передела, пользование./.../

12. Каждый домохозяин, за коим укреплены участки надельной земли,.. имеет право во всякое время требовать, чтобы общество выделило ему, взамен сих участков, соответственный участок по возможности к одному месту.

2 группа

1) На основании ст. 87 Свода основных государственных законов…, постановить: в местностях, объявленных на военном положении или в положении чрезвычайной охраны, генерал-губернаторам, главноначальникам или облеченным их властью лицам предоставляется в тех случаях, когда учинение лицом гражданского ведомства преступного деяния является настолько очевидным, что нет надобности в его расследовании, предавать обвиняемого военно-полевому суду, с применением в подлежащих случаях наказания по законам военного времени, для суждения в порядке, установленном нижеследующими правилами:

I.

  • военно-полевой суд учреждается по требованию губернаторов в составе председателя и четырех членов из офицеров от войск или флота;
  • Распоряжение выносится в течение суток;
  • Рассмотрение дела производится в течение 2-х суток;
  • Приговор выносится в течение суток;

II. Разработать правила для военно-полевого суда для военных чинов.

На сие положение Совета Министров Государь Император, Высочайше соизволил написать: «Выражаю настоящую нашу волю дабы население энергично училось понимать требования цивилизации, патриотизма, общественного долга и преданности Государю; не наносить ущерб общим интересам партийными желаниями и не губить важное дело, выражая свое недовольство. Да последует народ наш законному порядку для обеспечения спокойного течения жизни, и Я надеюсь, что народ исполнит это мое горячее желание.
Государственный Совет не оставит к исполнению сего учинить надлежащее распоряжение. Быть по сему».

3 группа

1. Действию сего Положения подчиняются те фабрично-заводские, горные, горнозаводские, железнодорожные, судоходные по внутренним водам (по рекам, каналам, внутренним морям и озерам) и трамвайные предприятия, в коих постоянно заняты не менее двадцати рабочих и применяются паровые котлы или машины, приводимые в действие силами природы (воды, газа, электричества и т.п.) или животных, а равно те из вышеуказанных предприятий, в коих, хотя и не применяются паровые котлы или означенные выше машины, но число постоянно занятых рабочих не менее тридцати. 

Примечание. Сложные торгово-промышленные предприятия, состоящие из нескольких отраслей, подчиняются действию сего Положения лишь относительно отраслей, которые соответствуют признакам перечисленных в настоящей статье предприятий.

2. Предприятия, принадлежащие земствам и городам, подчиняются действию сего Положения. 

3. Действию сего Положения не подчиняются предприятия казенных управлений и обществ железных дорог общего пользования. 

4. Все, без различия пола и возраста, лица, кои по найму заняты работами предприятия или службою в нем, должны быть застрахованы от несчастных случаев согласно сему Положению. 

5. Для тех из упомянутых в предыдущей (4) статье лиц, годовое содержание коих превышает одну тысячу пятьсот рублей, в основание страховых расчетов принимается лишь эта сумма. 

6. Во всех предусматриваемых сим Положением случаях служащие по найму в предприятиях, указанных в статье 1, приравниваются к рабочим. 

7. Страхование осуществляется в страховых товариществах. Участниками сих товариществ состоят владельцы предприятий. Взносы на лиц, занятых в предприятиях по найму от подрядчика, уплачиваются владельцем предприятия. Суммы эти подлежат возмещению со стороны подрядчика владельцу и могут быть удерживаемы последним из причитающейся подрядчику платы.

8. Страхование осуществляется за счет владельцев предприятий. Лица эти несут круговую по обязательствам товарищества ответственность в порядке, определяемом уставом товарищества. 

9. Владельцы предприятий, страхующие рабочих согласно сему Положению, освобождаются от обязанности вознаграждать на иных основаниях застрахованных таким образом лиц, а равно членов их семейств, за несчастные случаи, происшедшие при условиях, указанных в статье 13. За лицами, годовое содержание коих превышает одну тысячу пятьсот рублей, сохраняется право на вознаграждение в общем порядке законов гражданских в отношении части содержания, превышающей означенную сумму. 
10. Возлагаемые настоящим Положением на чинов фабричной инспекции обязанности исполняются, в подлежащих случаях, чинами горного и судоходного надзора. На чинов сего надзора распространяются и правила настоящего Положения об обжаловании распоряжений фабричных инспекторов. 

11. Совету по делам страхования рабочих предоставляется:

  1. в исключительных случаях, при затруднительности, по местным условиям, присоединения уединенно расположенных предприятий к какому-либо страховому товариществу, временно освобождать эти предприятия, по представлению подлежащего присутствия по делам страхования рабочих, от подчинения действию сего Положения, впредь до устранения встреченных затруднений. 
  2. подчинять действию сего Положения предприятия с меньшим против указанного в статье 1 числом рабочих.
  3. установить общие основания применения сего Положения к лицам, работающим артелью. 

12. Разъяснение сомнений, могущих возникать при применении сего Положения, возлагается на совет по делам страхования рабочих.

III этап.

Личность в истории:

- Пришла пора нам закончить наш ребус (10 слайд).

-Это второй год 1910 годов.

-это первый год второго десятилетия XX века.

- это 11 год XX века.

- 1911 год (11 слайд).

- Кто же это?

- Петр Аркадьевич Столыпин (12 слайд).

-Политический деятель, который 5 сентября 1911 года был смертельно ранен в киевской опере.

2. Видеофрагмент фильма «Idufpmcg».

- Предлагаю посмотреть фрагмент фильма, который нам поможет понять всю трагичность семьи Столыпиных.

3. Историческая справка о жизненном пути П.А. Столыпина.

- Попробуйте одним словом охарактеризовать этого человека (мудрый, государственник, противоречив, реформатор, волевой…)

(Историческая справка готовиться заранее, задание получает один из учеников класса).

4. Видеофрагмент фильма «150 лет со дня Петра Столыпина».

- Прослушайте песню «Белый снег» и подумайте, как содержание песни связано с именем П.А. Столыпина?

5. Цитаты о Столыпине.

-Посмотрите, что о нем писали его современники (13 слайд).

Князь Оболенский

«Он не был честолюбив и все не благородное, не чистое было противно его высокой душе».

Генерал Д. Шипов

«Столыпин не видит, а скорее думается мне, не хочет видеть ошибочно взятого им пути и уже не может с него сойти».

-Как вы считаете, почему столь не однозначно высказывались его современники?

- Давайте вспомним школьную программу. Что мы там находим – это указ об отмены сельской общины, циркуляр о введении военно-полевых судов. Очень противоречивые отношения к этим законам, следовательно, к самому реформатору.

6. Историческая справка о крестьянской реформе.

(Историческая справка готовиться заранее, задание получает один из учеников класса).

7. Проекты реформ

- Посмотрите, сколько было этих проектов (14 слайд). Это огромное количество. Почему они не были осуществлены? Это его вина?

Проекты:

- указ о крестьянском землевладении и землепользовании;

- циркуляр об учреждении военно-полевых судов

-об обеспечении рабочих на случай болезни

- о страховании рабочих от несчастных случаев

-о развитии прав и свобод граждан

- О формировании основ правового государства и разграничении ответственности ветвей власти

- о реформировании силовых структур и судопроизводства

- о развитии местного управлении и самоуправлении

- о введении всеобщего начального образования в Российской империи

- военная реформа

- об изменении законоположений, касающихся перехода из одного исповедания в другое

- о решении еврейского вопроса

-о борьбе с терроризмом

- О развитии науки и культуры.

- финансовая реформа

- Говорить о многочисленных реформах П.А. Столыпине можно бесконечно долго. Все они, проектировавшиеся и начавшиеся, остались незавершенными – кроме одной, которую, как ни парадоксально, но претворили в жизнь большевики. Те самые, лидер которых В.И. Ленин не очень не вежливо отозвался об усопшем премьере как «Обер-вешателе». Речь идет о реформе школьного образования.

- Вы работали с проектами его реформ. Не показалось ли вам, что некоторые вещи звучат очень актуально и для современной России.

Заключительный этап.

1. Фронтальная беседа.

- В завершении нашего урока я хочу вспомнить опять притчу. Человек помог людям перейти на другую сторону реки. Всегда ли мы правильно выбираем путь, по которому идти, и человека за которым идти?

- Как вы считаете, правильно ли был сделан выбор, что Столыпин оказался во главе государства?

- А вот куда нам идти сейчас? За кем нам идти сейчас? Вот вопрос. Как учитель истории, я могу сказать, история дает уроки, но мы редко прислушиваемся к этим урокам.

- Вот один из уроков. Целый век прошел с того дня, как в Киеве от смертельной раны умер П.А. Столыпин (15 слайд). Неординарный человек, государственный деятель, российский реформатор, личность в истории. Эта дата, как и следующая 14 апреля 2012 года – 150 -летие со дня рождения П.А. Столыпина – повод поговорить о нем (16 слайд).

2. Видеофрагмент программы «Вести».

- Сегодня, наше правительство об увековечение памяти П.А. Столыпина. Предлагаю вам просмотреть отрывок из программы «Вести». Внимательно посмотрите и скажите, какие факты вас больше всего заинтересовали?

3. Вывод (17 слайд).

Столыпин продолжает оставаться одним из самых почитаемых государственных деятелей – достаточно вспомнить неоднозначно встреченный общественностью проект телеканала «Россия» «Имя России» (2008 г.), в котором Столыпин занял 2-ое место, отстав от Александра Невского всего на 809 голосов. Если учесть, что в финальной части проекта было подано 4 498 840 голосов, то разница в 0,02 % - в пределах статической погрешности.

Я надеюсь, что Столыпин останется очень важной личностью в истории России. На мой взгляд, секрет этой личности еще не раскрыт. И уроки, которые нам дает история вместе со Столыпиным, нам должны пригодиться. (18 слайд)