Класс: 9.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Вид урока: урок-исследование.
Дидактические цели:
- Образовательные: Обобщить знание уч-ся о П.А. Столыпине и его деятельности.
- Развивающие:
Развивать кругозор, умения извлекать нужную информацию из источников, анализировать, обобщать.
Развивать умения критически осмысливать информацию, формулировать собственные суждения, обосновывать их.
- Воспитывающие:
Способствовать формированию чувство гордости за великих людей России.
Способствовать формированию у учащихся бережного отношения к истории своей страны.
Методическая цель: Формирование способов работы учащихся с различными источниками информации и умению быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.
Основные понятия: реформа, государство, политический деятель, проект.
Методы организации учебной деятельности уч-ся:
- Словесный (беседа)
- Наглядный ( фрагменты видеофильмов, презентация)
- Практический (работа с документами)
Методы организации познавательной деятельности уч-ся:
- Репродуктивный (повторение терминов, дат)
- Продуктивные:
Частично-поисковый (заполнение кроссворда)
- Эвристический (поиск ответа на поставленные вопросы)
- Проблемный (постановка проблемы, выдвижение гипотез, аргументация, вывод).
Технологии:
- Информационно-коммуникационная (презентация, видеофрагменты фильмов).
- Личностно ориентированного обучения (на уроке господствует эмоционально положительный настрой учащихся на работу, это достигается интересными заданиями, разнообразными приемами, постоянно учитель обращается к субъектному опыту школьников, т.е. к опыту их собственной жизнедеятельности)
- Проблемного обучения (поставленная проблема перед уч-ся решается на протяжении всего урока)
- Групповая технология (уч-ся разбиваются на 4 группы)
Оборудование:
- мультимедийная установка;
- презентация;
- видеофрагменты фильмов: видео 1, видео 2, видео 3;
- карточки (выдержки реформ);
- портрет П.А. Столыпина.
Практическая ценность урока:
- Тема урока актуальна тем, что на сегодня общественность привлекает внимание к выдающимся личностям в истории.
- Урок можно провести, как в 9 классе, так и в 11 классе.
- Материал урока подойдет как мастер-класс учителя истории
План урока
Вводно-мотивационный этап. Обозначение актуальности темы. Постановка проблемы. Краткая беседа об указе президента России. Знакомство с притчей.
I этап. Постановка темы и цели урока: Лекция с элементами беседы. Выяснение проблемы исследования.
II этап. Работа в группах. Знакомство с заданиями по группам, постановка проблемы. Разгадывание кроссворда. Анализ документов. Вывод.
III этап. Личность в истории: Историческая справка о жизненном пути П.А. Столыпине. Видеофрагмент фильма. Фронтальная беседа. Историческая справка о крестьянской реформе. Вывод.
Заключительный этап.Видеофрагмент фильма. Учащиеся подводятся к итоговому выводу.
ХОД УРОКА
Вводно-мотивационный этап.
1. Обозначение актуальности темы.
- Тема нашего урока «Личность в истории» (1 слайд). Считаю, что тема очень актуально, т.к. 2012 год объявлен президентом России Д.А. Медведевым – Годом Российской истории (2 слайд). Этот год знаменит:
- 1150-летие зарождения российской государственности;
- 1150-летие Новгорода и Ростова Великого;
- 400 лет освобождения Москвы ополчением под руководством Минина и Пожарского;
- 200-летие Отечественной войны 1812 года, Бородинской битвы;
- 865 лет Москве;
- 200 лет со дня рождения А.И. Герцена;
- 150 лет со дня рождения П.А. Столыпина;
- 70 со дня окончания битвы под Москвой;
- 70 со дня начала Сталинградской битвы.
В настоящее время наша страна переживает период экономических и политических реформ. Поэтому сегодня наиболее актуальными для изучения являются периоды отечественной истории, связанные с процессами реформирования. А о каком реформаторе мы будем сегодня говорить, вы попробуете провести исследования сами.
2. Притча.
- Послушайте притчу:
«К берегу реки подошла группа людей, им нужно было перейти на другой берег реки, но группа не знала где находиться брод. Люди остановилась и стала ждать, чтобы им кто-то помог. Подошел хромой и сказал: «Я знаю, как перейти реку, я здесь ходил, я вам помогу». Но ему никто не поверил и люди не пошли за ним. Подошел слепой и сказал: «Я знаю, как перейти на другую сторону, сначала надо пойти направо, а затем налево». Но ему никто не поверил и люди не пошли за ним. Потом пришел просто человек и сказал: «Я здесь живу, это моя земля, здесь мой дом, я могу вам помочь перейти на другую сторону реки». И люди пошли за ним, и перешли реку».
I этап.
Постановка темы и цели урока:
- Мне кажется, в жизни у каждого человека возникает иногда желание, чтоб кто-то пришел на помощь, помог, изменил и это не только у отдельного человека, а у целого общества, государства, чтобы появилась такая личность, которая бы изменила ход истории, изменила жизнь государства. А перемены в жизни государства – это, как правило, реформы. Реформы в становлении нашего государства играли очень значительную роль еще со времен княгине Ольги. И отношение к ним, как правило, неоднозначное. За любой реформой стоит человек, стоит личность.
- Как вы считаете, как будут относиться к личности, которая стоит за этой реформой?
- Всегда ли это будет положительная оценка?
Личность в истории. Роль личности в истории и в государстве. Давайте сегодня поговорим именно об этом. Я хочу, чтобы вы вспомнили сегодня одного человека, очень неоднозначного, о нем много спорят. Как его зовут, мы узнаем в конце нашего исследования. А начнем мы знакомство с его дел. Его дела – это его реформы.
II этап.
1. Работа в группах.
(В начале урока уч-ся распределены на 4 группы. 3 группы работают с документами, а 1 с учителем).
- Работаем в группах. Перед вами тексты, документы – это отрывки из указов о проведении реформ, которые предлагал этот политический деятель. Ваша задача ознакомиться, прочитать и понять его смысл. И как вы считаете, как могли эти реформы изменить жизнь нашего государства?
-А я обращаюсь к оставшимся участникам. Давайте поможем нашим исследователям угадать, что это за личность.
- Здесь зашифровано событие: место и дата (3 слайд). Когда мы отгадаем, то выясним, что это за политический деятель.
- Я буду давать подсказки, но они не связаны с этим человеком, зато помогут нам отгадать, что это за историческая личность.
2. Кроссворд.
- Первая подсказка:
Отрывок из летописи «Повесть временных лет» (4 слайд): « Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии (о которой речь в дальнейшем) были уже поляне, и жили они все своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой - Щек и третий - Хорив, а сестра их - Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата…. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в граде…. живут». (Киев, 5 слайд)
- Вторая подсказка: это дата. Дата – это число, месяц, год.
Отгадываем число (6 слайд):
- это третье простое число;
- это атомный номер бора;
- это Юпитер в солнечной системы.
- Число 5 (7 слайд).
- А теперь отгадываем месяц (8 слайд):
- Древние славяне называли этот месяц вересен. От названия растения вереска, который цветет в летне-осеннем период.
- От название сектэм, так как был седьмым месяцев староримского года начинавшегося до реформы Цезаря с марта месяца.
- сентябрь (9 слайд).
- А год мы с вами узнаем позже.
- А сейчас послушаем, что нам скажут наши исследователи.
- Суть реформ этого политического деятеля? Как вы думаете, о чем говорится в документах в целом?
- Как бы реформы повлияли на развитие государства?
- Что это за человек, который хотел осуществить эти реформы?
3. Анализ документов.
1 группа
….с этого срока означенные земли освобождаются от лежащих на них, в силу выкупного долга, ограничений, и крестьяне приобретают право свободного выхода из общины, с укреплением в собственность отдельных домохозяев, переходящих к личному владению, участков из мирского надела.. /.../
- Каждый домохозяин, владеющий надельной землёй на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли.
- 2. В обществах, в коих не было общих переделов в течение 24-х лет, предшествующих заявлению отдельных домохозяев о желании перейти от общинного владения к личному, за каждым таким домохозяином укрепляются в личную собственность, сверх усадебного участка, все участки общинной земли, состоящие в его постоянном (не арендном) пользовании.
3. В обществах, в коих в течение 24-х лет, предшествовавших заявлению отдельных домохозяев о желании перейти от общинного владения к личному, были общие переделы, за каждым сделавшим такое заявление домохозяином укрепляются в личную собственность, сверх усадебного участка, все те участки общинной земли, которые предоставлены ему обществом в постоянное, впредь до следующего общего передела, пользование./.../
12. Каждый домохозяин, за коим укреплены участки надельной земли,.. имеет право во всякое время требовать, чтобы общество выделило ему, взамен сих участков, соответственный участок по возможности к одному месту.
2 группа
1) На основании ст. 87 Свода основных государственных законов…, постановить: в местностях, объявленных на военном положении или в положении чрезвычайной охраны, генерал-губернаторам, главноначальникам или облеченным их властью лицам предоставляется в тех случаях, когда учинение лицом гражданского ведомства преступного деяния является настолько очевидным, что нет надобности в его расследовании, предавать обвиняемого военно-полевому суду, с применением в подлежащих случаях наказания по законам военного времени, для суждения в порядке, установленном нижеследующими правилами:
I.
- военно-полевой суд учреждается по требованию губернаторов в составе председателя и четырех членов из офицеров от войск или флота;
- Распоряжение выносится в течение суток;
- Рассмотрение дела производится в течение 2-х суток;
- Приговор выносится в течение суток;
II. Разработать правила для военно-полевого суда для военных чинов.
На сие положение Совета Министров Государь Император, Высочайше соизволил написать: «Выражаю настоящую нашу волю дабы население энергично училось понимать требования цивилизации, патриотизма, общественного долга и преданности Государю; не наносить ущерб общим интересам партийными желаниями и не губить важное дело, выражая свое недовольство. Да последует народ наш законному порядку для обеспечения спокойного течения жизни, и Я надеюсь, что народ исполнит это мое горячее желание.
Государственный Совет не оставит к исполнению сего учинить надлежащее распоряжение. Быть по сему».
3 группа
1. Действию сего Положения подчиняются те фабрично-заводские, горные, горнозаводские, железнодорожные, судоходные по внутренним водам (по рекам, каналам, внутренним морям и озерам) и трамвайные предприятия, в коих постоянно заняты не менее двадцати рабочих и применяются паровые котлы или машины, приводимые в действие силами природы (воды, газа, электричества и т.п.) или животных, а равно те из вышеуказанных предприятий, в коих, хотя и не применяются паровые котлы или означенные выше машины, но число постоянно занятых рабочих не менее тридцати.
Примечание. Сложные торгово-промышленные предприятия, состоящие из нескольких отраслей, подчиняются действию сего Положения лишь относительно отраслей, которые соответствуют признакам перечисленных в настоящей статье предприятий.
2. Предприятия, принадлежащие земствам и городам, подчиняются действию сего Положения.
3. Действию сего Положения не подчиняются предприятия казенных управлений и обществ железных дорог общего пользования.
4. Все, без различия пола и возраста, лица, кои по найму заняты работами предприятия или службою в нем, должны быть застрахованы от несчастных случаев согласно сему Положению.
5. Для тех из упомянутых в предыдущей (4) статье лиц, годовое содержание коих превышает одну тысячу пятьсот рублей, в основание страховых расчетов принимается лишь эта сумма.
6. Во всех предусматриваемых сим Положением случаях служащие по найму в предприятиях, указанных в статье 1, приравниваются к рабочим.
7. Страхование осуществляется в страховых товариществах. Участниками сих товариществ состоят владельцы предприятий. Взносы на лиц, занятых в предприятиях по найму от подрядчика, уплачиваются владельцем предприятия. Суммы эти подлежат возмещению со стороны подрядчика владельцу и могут быть удерживаемы последним из причитающейся подрядчику платы.
8. Страхование осуществляется за счет владельцев предприятий. Лица эти несут круговую по обязательствам товарищества ответственность в порядке, определяемом уставом товарищества.
9. Владельцы предприятий, страхующие рабочих согласно сему Положению, освобождаются от обязанности вознаграждать на иных основаниях застрахованных таким образом лиц, а равно членов их семейств, за несчастные случаи, происшедшие при условиях, указанных в статье 13. За лицами, годовое содержание коих превышает одну тысячу пятьсот рублей, сохраняется право на вознаграждение в общем порядке законов гражданских в отношении части содержания, превышающей означенную сумму.
10. Возлагаемые настоящим Положением на чинов фабричной инспекции обязанности исполняются, в подлежащих случаях, чинами горного и судоходного надзора. На чинов сего надзора распространяются и правила настоящего Положения об обжаловании распоряжений фабричных инспекторов.
11. Совету по делам страхования рабочих предоставляется:
- в исключительных случаях, при затруднительности, по местным условиям, присоединения уединенно расположенных предприятий к какому-либо страховому товариществу, временно освобождать эти предприятия, по представлению подлежащего присутствия по делам страхования рабочих, от подчинения действию сего Положения, впредь до устранения встреченных затруднений.
- подчинять действию сего Положения предприятия с меньшим против указанного в статье 1 числом рабочих.
- установить общие основания применения сего Положения к лицам, работающим артелью.
12. Разъяснение сомнений, могущих возникать при применении сего Положения, возлагается на совет по делам страхования рабочих.
III этап.
Личность в истории:
- Пришла пора нам закончить наш ребус (10 слайд).
-Это второй год 1910 годов.
-это первый год второго десятилетия XX века.
- это 11 год XX века.
- 1911 год (11 слайд).
- Кто же это?
- Петр Аркадьевич Столыпин (12 слайд).
-Политический деятель, который 5 сентября 1911 года был смертельно ранен в киевской опере.
2. Видеофрагмент фильма «Idufpmcg».
- Предлагаю посмотреть фрагмент фильма, который нам поможет понять всю трагичность семьи Столыпиных.
3. Историческая справка о жизненном пути П.А. Столыпина.
- Попробуйте одним словом охарактеризовать этого человека (мудрый, государственник, противоречив, реформатор, волевой…)
(Историческая справка готовиться заранее, задание получает один из учеников класса).
4. Видеофрагмент фильма «150 лет со дня Петра Столыпина».
- Прослушайте песню «Белый снег» и подумайте, как содержание песни связано с именем П.А. Столыпина?
5. Цитаты о Столыпине.
-Посмотрите, что о нем писали его современники (13 слайд).
Князь Оболенский
«Он не был честолюбив и все не благородное, не чистое было противно его высокой душе».
Генерал Д. Шипов
«Столыпин не видит, а скорее думается мне, не хочет видеть ошибочно взятого им пути и уже не может с него сойти».
-Как вы считаете, почему столь не однозначно высказывались его современники?
- Давайте вспомним школьную программу. Что мы там находим – это указ об отмены сельской общины, циркуляр о введении военно-полевых судов. Очень противоречивые отношения к этим законам, следовательно, к самому реформатору.
6. Историческая справка о крестьянской реформе.
(Историческая справка готовиться заранее, задание получает один из учеников класса).
7. Проекты реформ
- Посмотрите, сколько было этих проектов (14 слайд). Это огромное количество. Почему они не были осуществлены? Это его вина?
Проекты:
- указ о крестьянском землевладении и землепользовании;
- циркуляр об учреждении военно-полевых судов
-об обеспечении рабочих на случай болезни
- о страховании рабочих от несчастных случаев
-о развитии прав и свобод граждан
- О формировании основ правового государства и разграничении ответственности ветвей власти
- о реформировании силовых структур и судопроизводства
- о развитии местного управлении и самоуправлении
- о введении всеобщего начального образования в Российской империи
- военная реформа
- об изменении законоположений, касающихся перехода из одного исповедания в другое
- о решении еврейского вопроса
-о борьбе с терроризмом
- О развитии науки и культуры.
- финансовая реформа
- Говорить о многочисленных реформах П.А. Столыпине можно бесконечно долго. Все они, проектировавшиеся и начавшиеся, остались незавершенными – кроме одной, которую, как ни парадоксально, но претворили в жизнь большевики. Те самые, лидер которых В.И. Ленин не очень не вежливо отозвался об усопшем премьере как «Обер-вешателе». Речь идет о реформе школьного образования.
- Вы работали с проектами его реформ. Не показалось ли вам, что некоторые вещи звучат очень актуально и для современной России.
Заключительный этап.
1. Фронтальная беседа.
- В завершении нашего урока я хочу вспомнить опять притчу. Человек помог людям перейти на другую сторону реки. Всегда ли мы правильно выбираем путь, по которому идти, и человека за которым идти?
- Как вы считаете, правильно ли был сделан выбор, что Столыпин оказался во главе государства?
- А вот куда нам идти сейчас? За кем нам идти сейчас? Вот вопрос. Как учитель истории, я могу сказать, история дает уроки, но мы редко прислушиваемся к этим урокам.
- Вот один из уроков. Целый век прошел с того дня, как в Киеве от смертельной раны умер П.А. Столыпин (15 слайд). Неординарный человек, государственный деятель, российский реформатор, личность в истории. Эта дата, как и следующая 14 апреля 2012 года – 150 -летие со дня рождения П.А. Столыпина – повод поговорить о нем (16 слайд).
2. Видеофрагмент программы «Вести».
- Сегодня, наше правительство об увековечение памяти П.А. Столыпина. Предлагаю вам просмотреть отрывок из программы «Вести». Внимательно посмотрите и скажите, какие факты вас больше всего заинтересовали?
3. Вывод (17 слайд).
Столыпин продолжает оставаться одним из самых почитаемых государственных деятелей – достаточно вспомнить неоднозначно встреченный общественностью проект телеканала «Россия» «Имя России» (2008 г.), в котором Столыпин занял 2-ое место, отстав от Александра Невского всего на 809 голосов. Если учесть, что в финальной части проекта было подано 4 498 840 голосов, то разница в 0,02 % - в пределах статической погрешности.
Я надеюсь, что Столыпин останется очень важной личностью в истории России. На мой взгляд, секрет этой личности еще не раскрыт. И уроки, которые нам дает история вместе со Столыпиным, нам должны пригодиться. (18 слайд)