Первоклассник с удовольствием идёт в школу, ведь его ждёт там много нового, интересного, необычного. Но пройдёт время, и интерес к учению проходит. Неинтересные однообразные уроки, построенные по одной схеме, повторяющиеся изо дня в день быстро надоедают.
Чтобы ученики хотели получать знания необходимо активизировать деятельность учащихся на уроке. Учебный процесс должен строиться на том, чтобы ученики сами получали знания, а учитель являлся бы организатором этой деятельности. Это и происходит на нетрадиционных уроках или уроках - играх. На таких уроках можно отправиться путешествовать в любую точку земного шара и даже на другую планету, отправиться в мир гравитации или в мир электричества.
На данном уроке мы отправляемся в путешествие по родному краю, одновременно изучая карту местности, формулы, определения по физике, расчет скорости расстояния и времени, сопровождая наше занятие физкультминутками (<<послушаем пение птиц, вдохнём поглубже и расправим плечи>>), знакомимся с экологией нашего края, производим перевод единиц измерения скорости, времени, расстояния в систему Си, производим расчеты по определению площади, устанавливаем, сколько необходимо посадить деревьев-генераторов кислорода, для одного человека. Делаем выводы о правильном использовании природных ресурсов, о том, как красива и богата наша планета и о том, что её надо беречь. Заключительным этапом урока является высказывание пожеланий ребят, на обратной стороне маршрутных листов они пишут пожелания землянам или рисуют.
Повторительно-ознакомительный урок по теме «Механическое движение».
Цели:
- Повторение и обобщение знаний о механическом движении.
- Выработка умения решать задачи на расчёт параметров прямолинейного движения.
- Формирование представления о единстве человека и природы, их обоюдной уязвимости.
Оборудование: карта маршрута, маршрутные листы, картины.
Ход урока
I. Приветствие. Мотивация.
В Волгоградской области у матери - большой и полноводной реки Волга есть дочери – небольшие речки, одна из них наша Ахтуба. По берегам реки есть красивые природные уголки, там расположены зоны отдыха и строятся дачи. Река Ахтуба не только украшает ландшафт, но и служит поставщиком рыбы для стола селян. Любители – рыбаки едут за сотни километров, чтобы порыбачить на реке. Вот и мы с вами совершим небольшую экспедицию по реке Ахтуба, с целью выяснения экологического состояния местности.
II. Устное решение тренировочных задач.
Наш маршрут: Волжский - Средняя Ахтуба – Заплавное - Ленинск.
- От Волжского до Средней Ахтубы 10 км, автобус едет со средней скоростью 40 км/ч, сколько времени едет автобус до Средней Ахтубы?
(t=S/V; t=10 км/40км/ч=1/4 ч. =15мин.)
- За сколько времени это расстояние будет пройдено машиной «Москвич», средняя скорость которой 60км/ч?
(t=S/V; t=10 км/60км/ч=1/6 ч. =10мин.)
- А если бы мы пошли пешком со средней скоростью 4 км/ч?
(t=S/V; t=10 км/4км/ч=2, 5 ч.)
- А на велосипеде со средней скоростью 10 км/ч?
(t=S/V; t=10 км/10км/ч=1 ч.)
Давайте поедем на велосипеде!
III. Физический диктант (задание №1).
Перед отправлением давайте вспомним наши знания по физике, которые нам пригодятся. Запишем в таблицу маршрутного листа (Приложение 1) ответы на следующие вопросы:
- По какой формуле определяется пройденный путь?
- По какой формуле находят среднюю скорость?
- В каких единицах измеряется скорость?
- Скорость =108 км/ч, сколько это в м/с (30 м/с)
- Скорость =72 км/ч, сколько это в м/с (20 м/с)
IV. Взаимопроверка. (сверяют с таблицей ответы и ставят баллы).
Упражнение (разминка)
Сойдем с велосипеда, пройдем к полянке, на которой растут ивушки, и вдохнём поглубже воздух, приподнимем плечи, сведём лопатки, расслабимся, повторим несколько раз, подышим свободно и опять в путь.
V. Самостоятельная работа с маршрутными листами (задание № 2).
Из Средней Ахтубы наш путь лежит в село Заплавное, разделимся на группы, один отряд пешком, другой на велосипедах, третий на плоту.
Упражнение (разминка)
Все отряды вышли в разных местах. Давайте позовём друг друга (карточки с гл. буквами А, О, У, Э, ученики громко и протяжно их произносят)
VI. Просмотр видеофильма. (5 мин.)
Вот все отряды встретились. Что же мы видим вокруг себя?
(Земля, трава залиты нефтью, на воде маслянистое пятно, плавает рыба.)
Два года назад на берегу реки Ахтуба, возле села Заплавное, произошла авария, баржа, проходящая по реке и везущая нефть, столкнулась с мостом. Нефть попала в реку, а оттуда в водопровод и жители г. Ленинска и с. Бахтияровка были лишены возможности пить воду из реки. Несколько дней пить эту воду было запрещено. Нефть из отверстия в барже вытекала 3 часа. Скорость воды в реке 6 км/ч. Расстояние от места аварии до Ленинска 15 км. Какова длинна нефтяной полосы, разлившейся за это время по воде?
(S =V* t; S =6 км/ч 3ч=18км) (На доске)
VII. Самостоятельное решение задач.
В результате аварии произошла экологическая катастрофа. Нефть погубила жизнь на некоторой территории, проникла в организмы рыб, растений, животных, человека, губительно действуя на них. (Выполнить задания 3, 4 маршрутного листа)
Упражнение (разминка)
Давайте почистим наши лёгкие: вдох - резкий выдох через рот, повторим 5-6 раз.
VIII. Самостоятельное решение задачи.
Летом у нас из-за неосторожного обращения с огнём бывают пожары. Они уничтожают большие участки пойменного леса.
Подсчитайте сколько человек лишилось своих генераторов кислорода.
Задание 5. Два дерева обеспечивают одному человеку в течение года необходимый кислород. Пожары в этом году уничтожили 50 га леса. На каждом гектаре (1 га) росло 100 деревьев. Сколько человек лишилось своих генераторов кислорода?
50га*100дер.=5000дер./2=2500 человек.
Задание №3. Определите площадь поверхности воды покрытой нефтяной плёнкой, если объём вылившейся нефти 30 метров кубических, а толщина плёнки 1 см.
Дано V=30 куб.м. h= 1см. S=? |
S=V/h; S=30 м куб./0.01м=3000м кубических |
Задание №4. Попадание в организм человека 0,01мл. нефти вызывает изменение в составе крови. Пригодна ли для пития, вода содержащая 0,007 мл. нефти в каждом литре, если человек потребляет не менее 2 л. воды в сутки?
IX. Подведём итоги урока.
Какой вы находите экологическую ситуацию в нашей местности?
Ваши предложения!
(Ответы учащихся: природу нужно восстанавливать, беречь. Человек - часть природы. Ущерб, наносимый природе, пагубно сказывается на людях.)
На обратной стороне нарисуйте, или что-нибудь пожелайте. Благодарю вас всех за работу вы молодцы!
X. Домашнее задание.
Из отходов деревьев (дрова) изготовить кубик, определить его объём. Когда изучим тему плотность, узнаем плотность дерева, определим породу. Кто не сможет, определите объём спичечного коробка или кусочка мыла.
Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените
Бабочку на стебле повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба парящего над полем
Ясный месяц над речным покоем
Ласточку, мелькающую в жите
Берегите Землю! Берегите!