Детско-родительское собрание в старших классах "Тепло родного очага"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Работа с родителями


Цель: повышение воспитательной активности родителей.

Задачи:

1. Содействие формированию мотивации у детей и родителей к открытости чувств.

2. Способствовать укреплению семейных связей.

3. Помощь в осознании родителями и детьми целей воспитательного взаимодействия в семье.

Форма собрания: игротренинг для детей и родителей.

Оборудование: стикеры, листы бумаги, карточки с заданиями, раздаточный материал к тесту “Репка”, напечатанные слова “родитель”, “ребенок”, “права”, “обязанности” для наглядности к упражнению “чаша весов”, презентация “Тепло родного очага” (приложение 1).

Вступительное слово

Нацеливание на работу: пояснение темы, цели, формы работы на родительском собрании (слайд №1, 2 презентации - приложение 1).

Просмотр видеопритчи “Воробей” (слайд №3; приложение 2).

Традиционно главным институтом воспитания является семья. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится, как вести себя в различных ситуациях. В отношениях детей и родителей именно родитель является ведущим звеном, и от него в большей мере зависит, как складываются эти отношения (слайд №4 презентации)

Мини-лекция на тему “Эффективное общение детей и родителей” =

Взаимная поддержка +

взаимопонимание +

целенаправленное воздействие

- невербальная (мимика, взгляд, жесты, знаки, прикосновения)

- вербальная (слова, тон голоса)

- понимание системы ценностей ребенка и отношений с членами семьи. - осознание цели воспитания (зачем?)

 Основная часть. Упражнения игротренинга

Взаимная поддержка.

Психологический смысл поддержки состоит в том, чтобы, общаясь, давать понять человеку, что вы видите в нем позитивные стороны его личности, на которые он может опереться при ошибках и неудачах. Овладеть навыком поддержки – это научиться видеть сильные стороны человека и говорить ему об этом.

  1. Невербальная. Упражнение “Вырази любовь, поддержку” (слайд №.5)
  2. Команда детей и команда родителей из своего опыта приводят примеры того, как в семьях оказывают поддержку взрослые и старшеклассники друг другу (приложение 3).

  3. Вербальная. Упражнение “Вредные советы” (для примера демонстрируем слайд № 5,6).

Дети и родители “меняются” местами, составляют советы от лица друг друга (приложение 3).

3. Упражнение “Перевертыши” (слайд № 5).

Участники делятся на группы по 4 человека (можно сделать смешанные, т.е. детско-родительские, можно чисто родительские и детские), записывают по 2 достоинства (хороших качества) и 2 недостатка и превращают их друг в друга: достоинства – в недостатки (находят минусы), недостатки – в достоинства (находят плюсы). Например: лень – не попаду в плохую историю, честность – поссорюсь с другом, если скажу правду (приложение 3).

Взаимопонимание.

“Счастье – это когда тебя понимают”, - сказал герой одного фильма. Действительно, это счастье, когда близкие люди знают и понимают, что ты любишь и ненавидишь, ценишь и отвергаешь, разбираются в причинах поступков, может быть, не разделяют твоих убеждений, но относятся к ним терпимо в том случае, когда они не разрушают жизнь и здоровье человека.

  1. Методика “Репка” (слайд №7).
  2. Изучение системы внутрисемейных отношений, возможного источника позитивного и негативного воздействия, причин семейного неблагополучия.

    Оборудование к методике: лист с изображением геометрических фигур (смотри приложение №4), чистый лист бумаги, цветные карандаши разного размера (не менее 10 цветов: красный, розовый, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, серый, черный).

    - Предъявляем лист с геометрическими фигурами. Предлагаем расположить их в порядке предпочтения и закрасить их, зигзаг обвести цветным карандашом (первый выбор).

    - Составьте портрет вашей семьи, изобразив всех ее членов в виде геометрических фигур. Можно использовать фигуры несколько раз (для разных членов семьи). Если вы хотите изобразить всех членов семьи в виде одной фигуры, вы можете это сделать. Не забывайте раскрашивать фигуры (второй выбор).

    - Для интерпретации результатов используем приложение №4 “Таблицу характерологических особенностей личности”, слайд №8-10.

    Человек воспринимает себя и окружающих людей на двух уровнях: бессознательном (первый выбор) и сознательном, контролируемом человеком (второй выбор).

    Бессознательный уровень. С помощью ряда геометрических фигур выстраивается цепочка предпочтений, характеризующая самого человека и его отношение к окружающим. 1 фигура – кто я? какой я есть? 2 фигура – что мне нравится в близких мне людях? 3 фигура – чего я жду от друзей? 4 и 5 фигуры – чем мне неприятны враги?

    Сознательный уровень. На этом этапе сравниваем данные сознательного и бессознательного выбора. Если тестируемый выбрал для себя и в первом и во втором случае одну и ту же фигуру того же цвета, значит, он ощущает и представляет себя окружающим таким, какой он есть. Если цвет или форма не совпадают, то внутренние чувства человека и те, которые он демонстрирует, различаются и могут привести к эмоциональному срыву в какой-то момент жизни.

    Например, на бессознательном уровне ребенок представил себя в виде красного круга, а на сознательном – в виде зеленого треугольника, значит, в отношениях с окружающими он ведет себя как лидер, что не является органичным для него, потому что ребенок на самом деле активный коммуникатор, общительный человек, а вынужден играть в обществе роль лидера, организатора.

    Семейные отношения. Анализируем свои представления о близких, соотносим их с таблицей. Сравниваем их с фигурами 1 ряда: есть ли среди близких людей такие, которых мы обозначили фигурами, стоящими на 4 -5 местах. Если есть, такие люди – источник негативного воздействия (воспринимаются как враги). Все остальные члены семьи оказывают позитивное влияние (обозначены через фигуры, стоящие на 2 – 3 местах).

    Если на собрании присутствуют и ребенок и родитель, то можно сравнить, как члены семьи представляют друг друга. Какие качества личности другого они выделяют? Совпадают ли их предпочтения? Например, ребенок изобразил себя в виде голубого круга, а отец выбрал для сына красный треугольник: чтобы соответствовать ожиданиям отца, сын должен подстроить (изменить) себя, подчинив свой характер чужой воле. Как результат, у ребенка возможны невротические проявления с последующей апатией и безволием.

  3. Упражнение “Ситуации запрета и отказа” (слайд №11).

Дети и родители формулируют причины поведения, поменявшись ролями: дети от лица родителей, родители – от лица детей, осознавая тем самым причины запретов и отказов (приложение 3).

Целенаправленное воздействие.

Играя ведущую роль в отношениях родитель-ребенок, взрослый должен четко себе представлять цель воспитательного взаимодействия, зачем он воспитывает ребенка, каким он хочет видеть своего ребенка; наделяет его при этом правами и обязанностями, понимая, что воспитание – ценность сама по себе, а не инструмент достижения других целей, к примеру, стремления родителей реализовать с помощью ребенка свои мечты, потребности о беспечной старости, высокооплачиваемой работе, популярности и т.д.

  1. “Чаша весов” (слайд№12).
  2. Родители объединяются и составляют перечень прав и обязанностей в семье от лица детей, дети – от лица родителей (приложение 3). Полученные “списки” размещаются на доске в соответствующей “чаше весов”.

    - У кого (родителей или детей) в семье больше обязанностей? Прав?

    - А как, по-вашему, должно быть?

  3. Упражнение “Зачем?”.
  4. Дети в группе дают все возможные ответы на вопрос “Воспитывают, чтобы …”, а родители - на вопрос “Воспитываю, чтобы …”.

    - Сопоставив высказывания, сделать вывод, понимают ли дети, зачем их воспитывают родители, есть ли точки соприкосновения, переклички в ответах детей и взрослых.

  5. “За и против” (слайд №12).

Участники делятся на 2 команды: сторонники и противники семьи. Задача первых – убедить, найти аргументы, что семья необходима человеку, вторых – одинокий человек тоже может быть счастливым. Обсуждение строится по принципу:

Да, семья нужна… (сторонники семьи один аргумент), но … (аргумент “одиночек”) и т.д., пока не исчерпаются доводы.

В работе над этим упражнением участники могут пользоваться высказываниями о семье, использованными в оформлении к собранию (приложение3).

Заключение

В завершении работы участникам предлагается, разделившись на творческие группы по 3-4 человека, создать синквейны на одну из следующих тем: семья, родители, дети и зачитать их (слайд№13).

Список использованной литературы

  1. Методика экспресс-диагностики и коррекции “Репка”. Газета “Школьный психолог” №18, 2010 г., стр. 24-26.
  2. Л. Шнейдер. Педагог-психолог и семья школьника. “Школьный психолог” №10, 2006 г., стр. 18-32.
  3. Г.М. Козлова, Е.В. Любезнова, Е.М. Нецветайлова. Школьный родительский клуб. Москва, “Глобус”, 2009 г.