Внеклассное мероприятие "Осени прощальная краса"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  1. Воспитание любви к природе, родному краю;
  2. Развитие творческих способностей учащихся;
  3. Развитие интереса к музыке, поэзии, живописи;
  4. Создание комфортной атмосферы для досуговой деятельности;
  5. Формирование дружного ученического коллектива.

Оформление:

  • Разноцветные листья клена, листья папоротника;
  • крупно на стене название мероприятия;
  • портреты поэтов А.С.Пушкина, С.А. Есенина;
  • портрет композитора П.И. Чайковского;
  • картины художников;
  • сборники стихов;
  • свечи на столе.

Оборудование:

  • Телевизор, магнитофон, микрофон;
  • костюмы и реквизит для театрализованных фрагментов;
  • конверты с пословицами;
  • записи фрагментов музыкальных произведений П.И. Чайковского;
  • наборы из природного материала для конкурса.

Ход мероприятия

Ведущий: в роли Осени (читает за кулисами в сопровождении музыки).

– Величава золотая осень. Чист и прозрачен воздух. Виднее широкий простор. Горизонт слегка окутывается лиловатой дымкой. Осень вплетает березам золото в кудри, раскидывает по полям белесые облака туманов, гонит по перелескам серебряные нити паутины. Ветер, словно чародей, покрывает поляны и лесные просеки пестрым ковром сорванных листьев.

Кругом пасмурно, но очень, очень красиво. Вслед за летом к нам незаметно пришла осень.

Чтец 1:

А было это, когда лето отшумело,
Отзвенело, и отзеленело,
Когда промчались теплые деньки,
И больше не летали мотыльки.
И тут не слышно осень подошла
И тихо-тихо встала у ворот.

Осень:

Кап-кап, откройте я пришла,
Кап-кап, уж наступает мой черед.

Чтец 1:

У входа осень молча поджидает,
Но двери ей никто не открывает.

Чтец 2:

Нет, я осень к себе не впущу ни за что!
Разве летом хоть раз надевал я пальто?

Чтец 3:

Разве осенью стал бы я загорать,
Или в речке купаться, цветы собирать?

Чтец 4:

Если лето нельзя, то уж лучше зимой
Мне на лыжах кататься с горы ледяной.

Чтец 5:

Пусть уж лучше весной ручейки потекут,
И кораблики наши по ним поплывут.
Ну, а осень унылая нам не нужна.

Чтецы 2–5 (вместе): Мы не пустим ее, пусть уходит она!

Чтец 1:

Тут загрустила осень у дверей:
До слез, до слез обидно стало ей.
И плачет осень дождиком у входа,
И все дождливее становится погода.
Осень плачет, плачет у дверей.
Еще бы, ведь не рады дети ей!
“Мы не хотим,– доносятся слова,
Чтобы с деревьев падала листва,
Чтоб становились голыми кусты,
Чтоб на лужайке высохли цветы!

Чтец 2:

Ведь станет сразу холодно вокруг.
И птицы улетят на юг.
Как грустно видеть где-то там, вдали,
Как пролетают клином журавли!

Чтец 1: Кап – кап – кап,– снова Осень заплакала вдруг.

В сопровождении музыки и показа видео-слайдов “Осенние пейзажи”:

Осень: (в руках корзина с листьями)

Кап-кап-кап, разве людям я больше не друг?
Повнимательней ты посмотри на меня,
Ты увидишь всю прелесть осеннего дня,
Я сошью для деревьев златые наряды,
И березка, и клен их надеть будут рады.
Ты взгляни, уже лес стоит весь расписной,

(разбрасывает листья по залу)

Только осенью можно увидеть такой.
Мои листья пылают разноцветным огнем
И на землю ложатся разноцветным ковром!

Чтец 1:

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
Листья шумят под ногой –
Осень меняет наряд.
В вальсе кружится листва,
В хоровод собирая ребят.

-Танец “Березка”. Исполняют ведущий и ученики в роли сентября, октября и ноября.

Сентябрь:

По алым перьям снегиря
Течет прохлада сентября.
В сухом бору дремота сосен,
Покоем веет от полей…
На юг уходит наша осень,
Держась за нитку журавлей.
Осыпал лес свои вершины.
Сад обнажил свое чело.
Дохнул сентябрь…
(А.А.Фет).

– Я месяц сладкий и фруктовый. Обо мне все говорят: “ В сентябре одна ягода горькая, да и – та рябина”.

Осень: Да, народ про нас много пословиц и поговорок сложил. Некоторые из них в этих конвертах. Но ветер-озорник перепутал слова пословиц и поговорок. Кто поможет нам их правильно собрать?

Сентябрь: – Кто быстрее выполнит задание, того я щедро одарю фруктами и овощами из своей осенней корзины.

(Выходят играть 3–4 пары).

Подведение итогов конкурса.

Октябрь: (читает стихотворение под музыку П.И. Чайковского).

Октябрь уж наступил –
Уж роща отряхает
Последние листы
С нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад –
Дорога промерзает
Журча бежит за мельницу ручей.
(А.С. Пушкин).

Сценка:

А.С.Пушкин сидит за столом при свечах и пишет стихотворение, затем прохаживаясь по сцене читает вслух “ Унылая пора…”

Осень: – Какие прекрасные стихи обо мне созданы, музыкальные произведения, картины. Давайте заглянем к октябрю в гости, в его литературную гостиную и послушаем стихи поэтов и песни композиторов, живших в разное время.

(Дети поочередно берут со столика сборники стихов разных поэтов и читают).

Иван Бунин
“Листопад”.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…

Константин Бальмонт
“Осень”.

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснется
И заплачет спросонья.

 

Николай Огарев
“Осеннее чувство”.

Ты пришло уже, небо туманное,
Ты рассыпалось мелким дождем,
Ты повеяло холодом, сыростью
В опечаленном крае моем.
Улетели куда-то все пташечки;
Лишь ворона, на голом суку 
Сидя, жалобно каркает, каркает–
И наводит на сердце тоску.
Как же сердцу-то грустно и холодно!
Как же сжалось, бедняжка, в груди!
А ему бы все вдаль, словно ласточке, 
В теплый край бы хотелось идти…
Не бывать тебе, сердце печальное, 
В этих светлых и теплых краях,
Тебя сгубят под серыми тучами
И схоронят в холодных снегах.

Борис Пастернак
“Золотая осень”.

Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.

Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.

 

Ноябрь: (Читает под музыку П.И.Чайковского).

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
(А.С. Пушкин).

Осень:

Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось…
(С.А. Есенин).

Осень: Ноябрь, не грусти, а лучше пригласи ребят выполнить поделку из природного материала.

Ноябрь: Кто из вас хочет запечатлеть яркие краски осени в своих работах?

Осень: Мы предлагаем из косточек хурмы (это среднеазиатский фрукт) оформить красивую вазу с цветами. А цветы вырезать из цветной бумаги вот по этим шаблонам.

(Выходят по 2–3 человека за каждый стол).

Осень: Пока участники выполняют работу, я с вами, уважаемые зрители, проведу игру “Угадай мелодию”, только вместо мелодий будут звучать голоса птиц и животных. Их вам и надо угадать. Угадавшему, месяц-ноябрь будет вручать призы.

(Звучат 10 фрагментов голосов птиц и животных.)

Подведение итогов конкурса поделок.

Чтец 1:

От земли, оторвавшись, восходящее солнце
Нам дарит с тобою свой теплый привет.
Осень, спасибо, за яркие краски,
За вальс – листопад, туманный рассвет.
И пусть опадут пожелтевшие листья,
Опять улетят за кордон журавли.
Не смотря ни на что, снова листья родятся,
И споют соловьи после долгой зимы!

В завершении мероприятия зрители и участники исполняют песню “Листья желтые”.

Литература:

  1.  Т.Н. Стаценко Час поэзии “Осенний листопад”.