Большое значение для повышения мотивации на уроках физической культуры имеет творческий подход к выполнению, казалось бы, обычных упражнений с веревкой. Значительно усиливается эффект от их выполнения, если добавляются соревновательные моменты, элементы новизны и динамичность. Предлагаю набор упражнений с веревкой (длина 380-400 см), которые можно использовать в подготовительной и основной части урока, на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях с обучающимися всех возрастных категорий.
Все упражнения можно классифицировать на две группы: горизонтальное и вертикальное вращение.
Упражнения с вертикальным вращением (веревку вращают два человека, стоящие напротив друг друга на расстоянии 2–3 м.).
- Вращение веревки навстречу: прыжки по одному, парами, тройками. Чтобы меньше было простоев, можно усложнить задание. Например, прыжки на каждое вращение, после каждого прыжка – оббегание ориентира или прыжки через скамейку и т. д. Это зависит от цели упражнения, уровня подготовки, возраста учеников. Методические рекомендации: разбегаться лучше с 5–7метров, дистанция 2–3 метра, отталкивание с одной ноги в тот момент, когда веревка вверху, приземление на другую ногу с обязательным дальнейшим пробеганием на 3-4 метра, чтобы веревка при дальнейшем движении не задела. Это движение сходно с прыжком в длину с разбега, а так же с первым шагом при броске в движении (баскетбол). Для подготовленных учащихся можно использовать это упражнение и с ведением мяча. Располагаться при этом лучше ближе к баскетбольному кольцу, чтобы, выполнив второй шаг, произвести бросок.
- Вращение веревки в направлении разбега: прыжки заменяются пробеганием под веревкой. Выполнять задание можно так же по одному, парами, тройками. Можно усложнять упражнение дополнительными заданиями, как и в первом случае. Методические рекомендации: начинать пробегать лучше в тот момент, когда веревка находится внизу с обязательным дальнейшим пробеганием на 3–4 метра. Для подготовленных учащихся можно использовать это упражнение с ведением баскетбольного или футбольного мяча.
- Эти два упражнения можно соединить следующим образом: обучающиеся располагаются в двух встречных колоннах на равном расстоянии от веревки. С одной стороны выполняются прыжки, с другой – пробегание. Для исключения столкновения необходимо, чтобы участники выполняли задания по разным краям веревки. Для наглядности можно использовать линии разметки или стойки (ориентиры), но они должны находиться вне зоны действия веревки. Упражнения выполняются только в колонне по одному.
Можно так же добавить соревновательные элементы:
- по количеству прыжков (пробеганий);
- по количество прыжков (пробеганий) за определенное время;
- по выполнению действий на каждое вращение.
Упражнения с горизонтальным вращением (веревку вращает один человек). На конец веревки прикрепляется небольшой нетравмоопасный груз для лучшего вращения (например, мешочек с песком).
- Упражнение “веревочка под ногами”. Для усложнения можно увеличивать скорость вращения, прыгать, держась за руки в парах, тройках и т. д. Для подготовленных учащихся можно использовать это упражнение и с ведением баскетбольного мяча на месте. Методические рекомендации: перед прыжком на низком отскоке поймать мяч, при приземлении приступить к ведению.
- Упражнение “забеги в круг”. Обучающиеся располагаются на расстоянии 50–70 см от внешнего края веревки (вне круга). После прохождения веревки необходимо как можно быстрее зайти внутрь круга вращения до ориентира (стойка, линия баскетбольного круга) и, пока веревка совершает круг, выйти из области вращения веревки. Можно использовать перемещение приставным шагом, с касанием ориентира рукой или ногой, с ведением баскетбольного или футбольного мяча.
- Упражнение “убеги от веревки”. Обучающиеся располагаются внутри круга вращения и должны двигаться по кругу, убегая от веревки. Оптимальное количество участников 5–7 человек. Методические рекомендации: для поддерживания скорости вращения, нужно исключить смещение участников к центру веревки. Лучше ограничить движение 4–5 кругами, чтобы избежать возможности головокружения.
Эти упражнения направлены на решение задач как по развитию двигательных качеств обучающихся: прыгучести, ловкости, координации, скорости, скоростной выносливости так и по совершенствованию ведения мяча при игре в футбол и баскетбол. Зрительный контроль при этих упражнениях направлен на движение веревки, что помогает развивать видение игровой площадки в баскетболе и футболе. Использование данных упражнений позволяет повышать моторную плотность и эмоциональный фон занятия.