Открытое занятие "Путешествие в Голубую страну"

Разделы: Логопедия


Цель: Закреплять правильное произношение звука Л в связной речи.

Образовательные задачи:

  1. Закреплять умения давать характеристику звука Л, опираясь на его артикуляционные и акустические признаки;
  2. Учить детей дифференцировать понятия “слово – предложение”;
  3. Упражнять детей в употреблении глаголов прошедшего времени при составлении рассказа на заданную тему;
  4. Обучать детей навыкам связной речи при чтении стихов наизусть.

Коррекционные:

  1. Развивать мимическую мускулатуру лица с помощью психогимнастики и массажа лица;
  2. Развивать артикуляционный аппарат с помощью специальных упражнений;
  3. Развивать речевое дыхание с помощью игры “Коктейль для Лолы”;
  4. Развивать моторику мелких мышц пальцев рук “Снег”;
  5. Развивать общую моторику, пластику при проведении физкультминутки;
  6. Развивать функции языкового анализа и синтеза при рассматривании предметных картинок и при составлении схемы слова;
  7. Обогащать, уточнять словарный запас;
  8. Развивать фонематическое восприятие при помощи анализа слов близких по звучанию;
  9. Развивать навыки выразительной речи при проведении работы со слоговыми дорожками и чтении стихов наизусть.

Воспитательные: Воспитывать любовь к окружающему миру.

Материал: Картина сказочного Голубого замка, куклы (Голубая фея, дочь Лола), предметные картинки голубого цвета, игрушечная мебель, посуда голубого цвета, индивидуальные зеркала, символы звуков, стаканчики с водой, соломинки.

Ход занятия

Организационный момент.

– Какое время года? (Зима.)

– На улице мороз, покажите, как вы недовольны погодой (хмурые, печальные лица).

– Но бывают зимой и хорошие деньки. Когда не так холодно. Вы катаетесь на лыжах, коньках. В такие дни у вас радостное настроение. Покажите, как мы радуемся хорошему дню (улыбки).

– Зимний ветер дует, вертит, в форточку влетел конвертик. Ну-ка, Алена, посмотри, что за вести там внутри? О, да это письмо! Что в нем написано?

“Дорогие дети, приглашаю вас в Голубую сказочную страну, где живет звук Л.

Правительница – Голубая фея”.

1. Сообщение темы.

– Сегодня мы с вами отправимся в гости в Голубой фее, где будем правильно произносить звук Л.

Дайте характеристику звука Л:
– согласный, твердый, звонкий, живет в синем домике, обозначается, синим квадратом с колокольчиком.
– Но прежде, чем начать нам путешествовать, потренируем наши язычки.

2. Артикуляционная гимнастика.

"Лопаточка", "Вкусное варенье", "Киска пьет молочко", "Самолеты летят" (произношение звука Л хором, изолированно).

3. Массаж лица.

Смотрят дети из окна
По дорожке ледяной,
В гости к нам пришла зима
В белой шубке меховой (поглаживающие движения от середины лба к ушкам, от середины носа к ушкам, от середины подбородка к ушкам).

За снежинками снежинки
Тихо падают, летят,
Укрывают все тропинки
Белоснежный снегопад (постукивающие движения).

На ветвях раскинул иней
Добрый Дедушка Мороз,
Он сегодня очень сильный
Щиплет щеки, лоб и нос (пощипывающие движения).

Смотрят дети из окна
По дорожке ледяной,
В гости к нам пришла зима
В белой шубке меховой (поглаживающие движения).

4. Развитие мелких мышц пальцев рук.

Снег сегодня шел с утра,
Рада снегу детвора,
Снег на ветках, на дорожках,
На носах и на ладошках.

5. Произношение Л в слогах.

Дружно мы на лыжи встали
И по снегу побежали (ла-ло-лу-лы)
А потом на санки сели,
Смело с горки вниз слетели! (пла-пло-плу-плы)

6. Развитие фонематического слуха, восприятия.

– Вот мы с вами и домчались до Голубой страны.
– Ребята, что вы увидели в Голубой стране (Замок Голубой феи, сказочный лес, животных).
– Назовите предметы со звуком Л. (определение места звука в слове, деление слов на слоги).
– Нас встречает Голубая фея. Придумайте ей имя со звуком Л. (Влада). А это, ее дочка Лола. В ее имени два Л.

7. Произношение звука Л в предложениях.

– Дети, Голубая фея приглашает нас в замок. Здесь все голубое.
– Какое, платье носит фея? (Фея носит голубое платье).
– На чем спит фея Влада? (Фея Влада спит на голубом диване).
– Где сидит Голубая фея? (Голубая фея, сидит на голубом стуле, за голубым столом).
– Из чего ест Влада? (Влада ест из голубой тарелки голубой ложкой).
– Но почему она не веселая? Оказывается, ее дочка заболела.
– Давайте приготовим волшебный коктейль (развитие дыхания). Коктейль – напиток из лекарственных трав.

Она выпила, но почему-то не выздоровела. Фея говорит:

Дочка Лола заболела,
Не пила она, не ела.
Целый день она молчала,
Книжек новых не читала.
Кажется, она забыла, как звук Л произносила.

8. Усвоение глаголов прошедшего времени.

– Стоит нам с Лолой поиграть и слова со звуком Л назвать, она выздоровеет.
– Расскажите Лоле, как вы провели выходные дни (рассказ детей).

Лола вспомнила слова со звуком Л.

– Я ходила в зал, у нас будет бал.
– Что она сказала, слово или предложение?
– Назовите похожие слова. (бал – зал) – один слог, одинаковые звуки а, л.
– Кто знает, что означает слово бал?

(Составление слова бал из символов звуков.)

Лола нас приглашает на бал.

9. Физкультминутка (танцы детей).

10. Произношение звука Л в связной речи:

– В зале музыка звучала? Звучала.
– Как еще можно сказать? Музыка играла.
– Алена, что ты делала? (Я танцевала.)
– Женя, что ты делал? (Я танцевал.)
– Фея приготовила вам всем угощенье, если вы отгадаете загадку: “Оно соку спелого полно. Так румяно, золотисто, будто медом налито).
– Голубая фея говорит вам спасибо, и угощает яблоками.
– Ребята, в Голубой стране все предметы голубые, а у нас зимой белые. Давайте на прощание расскажем фее и ее дочке стихи:

Все бело, бело, бело,
Много снега намело,
Вот веселые деньки,
Все на лыжи и коньки.
Белый снег, белый мел,
Белый зайка, тоже бел,
А вот белка не бела,
Белой даже не была.
Зима была белым – бела
Платок из снега соткала,
А город спал, во сне зевнул
Платок на плечи натянул.
Голубь белый, голубь смелый,
Сделал ты большое дело,
По полям, лесам летал,
И поклон от нас всем детям –
Белым, желтым всем на свете,
Голубь белый передал.

11. Итог. Вот и подошло к концу наше путешествие. Ребята, какой звук мы сегодня правильно произносили?

Список используемой литературы:

  1. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – М.: Гуманитарный Изд. Центр ВЛАДОС, 1999 г.
  2. Развитие речи: конспекты занятий для подготовительной группы (авт. Сост. Л.Е. Кыласова. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2011 г.
  3. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях.– М.: ТЦ Сфера, 2008 г.