Цели: актуализировать знания учащихся о компонентах здорового образа жизни, об их значении; дать представление об опасных пищевых добавках; формировать активную позицию человека, ведущего здоровый образ жизни; развивать кругозор обучающихся, наблюдательность, память, сообразительность, любознательность, коммуникативные умения; воспитывать стремление вести здоровый образ жизни, доброжелательность, умение работать в группе.
Оборудование: изображение “дерева здорового образа жизни”, “плоды дерева” – слагаемые здоровья, жетоны-листочки, разрезные листы с пунктами режима дня, таблица вредных пищевых добавок общая и для каждого ребенка, продукты для исследования на наличие пищевых добавок (чипсы, сухарики, вафли), листочки с правилами закаливания, мультимедийное оборудование, <презентация> к занятию, фильм о жизни класса.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя. | ||
Слайд 1. – Ребята, сегодня нам предстоит намного побыть учеными-практиками. Итак, группы ученых собраны, они настроились на работу. Поприветствуем друг друга добрыми пожеланиями. |
(Дети заранее разделились на три группы.) | |
II. Сообщение цели мероприятия. | ||
Слайд 2. – Чтобы определить объект практической работы, вам предстоит объяснить смысл пословицы: “Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – много потерял, здоровье потерял – все потерял”. – Что же является самым важным в жизни человека? Слайд 3. – Это и будет объектом нашего практического исследования – что является слагаемыми здоровья. Перед вами “дерево здорового образа жизни” – мощное и красивое. (На доске висит изображение “дерева здорового образа жизни) Вспоминая компоненты, слагаемые здоровья, мы будем украшать ими наше дерево. |
(Дети дают объяснения.) Высказывания обучающихся. |
|
III. Выявление слагаемых здоровья. | ||
– При работе над проектом “Береги здоровье
смолоду!” мы определили, что влияет на здоровье и чем его можно
укреплять. Это и есть слагаемые здоровья. Вспомните их. Слайд 4. |
Дети называют первое слагаемое – соблюдение режима дня. |
|
1. Соблюдение режима дня. | ||
– На дереве здорового образа жизни мы
поместили первое слагаемое здоровья – соблюдение режима дня. Что такое
режим дня? – Вы – ученики, а учеба – это тяжелый труд. И чтобы не переутомляться, надо правильно организовать свой день. Сейчас вам предстоит составить свой режим дня из предложенных компонентов: вклейте на листок ваши действия в зависимости от времени суток. – Итак, проверим работу наших ученых групп. Слайд 5. – Когда младший школьник должен ложиться спать? – Но если проснуться все-таки тяжело, тогда можно выполнить специальное упражнение “Просыпаюсь”. – Чем полезно это упражнение? |
Высказывания обучающихся. Дети на листочках вклеивают режимные моменты в распорядок дня. Режимы дня проверяются, правильно заполнившим листок командам дается жетон – листок. – Спать ученик должен от 8 до 10 часов в сутки ,а ложиться спать не позже 21 часа, так как восполняющий силы сон продолжается с 9 часов вечера до 12 часов ночи. У доски ученик показывает, а остальные повторяют. Упражнение “Просыпаюсь” включает в себя следующие движения: 1. Тянем за верхнюю часть уха вверх (3 раза). – Когда мы выполняем это упражнение, то массируем биологически активные точки на нашем ухе, улучшаем настроение и работу внутренних органов. |
|
2. Рациональное питание. | ||
Слайд 6. – Что еще влияет на здоровье? – На нашем дереве появляется новое слагаемое здоровья – рациональное питание. Как вы понимаете значение выражения “рациональное питание”? – Пища должна давать организму полезные вещества и энергию. Нельзя переедать, есть вредные продукты, которые приводят к заболеваниям органов. Многие болезни – следствие избыточного и неправильного питания. Много неприятностей приносят и неполезные продукты. А вы знаете, какие продукты можно назвать полезными, а какие неполезными? – Сейчас мы проверим это. Для ваших ученых групп новое задание: составьте коллаж “Полезные и неполезные продукты”. – Итак, проверим работу ученных групп. Слайд №7. – А почему могут неполезны и даже опасны такие продукты? – Послушайте ответ на этот вопрос. Слайд 8. Слайд 9. Слайд 10. – Вам понятно, почему продукт может быть неполезным для здоровья? – Давайте исследуем некоторые продукты на наличие опасных добавок. У каждой ученой группы есть свой продукт для исследования. Найдите на упаковке состав и определите, есть ли в нем опасные добавки. Каждому ученому я предоставлю таблицы вредных пищевых добавок, сверяйте маркировки по ней. – Что же обнаружили наши исследователи? |
Дети называют второе слагаемое – рациональное питание. Высказывания обучающихся. Высказывания обучающихся. Дети составляют коллажи из вырезанных заранее из журналов разнообразных изображений продуктов: на одной половине листа располагаются все полезные продукты, на другой – неполезные. Верно собранные коллажи оцениваются жетонами-листочками. Высказывания обучающихся. Подготовленный ученик рассказывает про пищевые добавки: Покупая продукты питания, прежде всего, внимательно рассмотрите символы, записанные в составе продукта. Можно обнаружить специальную маркировку – это буква Е и трехзначная цифра. Такой буквой и числами обозначаются различные добавки. Так, буквой Е и числом от 100 до 199 обозначаются красители; буквой Е и числом от 200 до 299 обозначаются консерванты; числом от 300 до 399 обозначаются антиокислители, а числами от 400 до 499 – загустители, стабилизаторы и эмульгаторы. Данные добавки делаю продукты привлекательнее по виду, вкусу, по сроку годности. Но не все добавки являются полезными. Вернее сказать, что ни одна добавка не несет пользы здоровью, а многие даже наоборот принося огромный вред. Существует таблица вредных и опасных добавок. Если вы обнаружите в составе продукта маркировку из этой таблицы, то вам, не раздумывая, следует тотчас отказаться от данного продукта. Дети работают в группах, исследуя продукты на наличие вредных добавок: чипсы, сухарики, вафли. Дети называют вредные добавки, входящие в состав предложенных продуктов. |
|
3. Физическая активность. Физкультминутка. | ||
Слайд 11. – Что еще необходимо для укрепления здоровья? – На нашем дереве появляется третье слагаемое здоровья – физическая активность. Что это и где мы можем проявить физическую активность? – А чем помогают спортивные разминки? – Вы абсолютно правы. Давайте же сейчас и проведем физкультминутку, поддержим физическую активность. Слайд 12. |
Дети называют третье слагаемое. – Уроки физической культуры, физкультминутки во время уроков, утренняя зарядка, занятия в спортивных кружках и секциях, активные прогулки, походы, участие в спартакиадах и соревнованиях. – Снимают напряжение и усталость, помогают сменить вид деятельности, поднимают настроение, укрепляют физическое здоровье. Ребята проводят физкультминутку. Презентация |
|
4. Отсутствие вредных привычек. | ||
Слайд 13. – Что может принести огромный вред здоровью? – Это еще одно слагаемое здоровья – отсутствие вредных привычек. Среди ребят бытует мнение, что к вредным привычкам относятся только курение, употребление алкоголя и наркотиков. Но это далеко не все вредные привычки. Попробуйте поразмышлять в группах и найти еще привычки, пагубно влияющие на наше здоровье. Запишите ваши размышления на листочках. – Сколько вредных привычек и каких вы определили? |
– Вредные привычки. Дети, обсуждая в группах, записывают свой список вредных привычек. Дети зачитывают списки и получают жетоны-листочки |
|
5. Закаливание. | ||
Слайд 14. – А какие процедуры могут помочь укрепить здоровье? – Немаловажным слагаемым здоровья является закаливание. Какие виды закаливания вы знаете? – А знаете ли вы правила закаливания? – В таком случае вам предстоит поработать редакторами. Прочитайте предложенные правила закаливания и вычеркните неверные. Слайд 15. – Какие правила вы посчитали неверными? |
– Закаливание. – Закаливание воздухом, солнцем и водой. – Да. Дети работают в группах – зачеркивают наверные правила закаливания. ПРАВИЛА ЗАКАЛИВАНИЯ * Закаливание начинайте сразу с обливания холодной водой. * Самыми первыми средствами закаливания являются воздушные и солнечные ванны. * Прежде чем приступать к закаливанию, нужно избавиться от микробного гнезда в виде больных зубов, насморка, кашля и т.д. * Закаливание можно начинать после консультации с лечащим врачом. * Обтирание водой, ванночки для рук и ног – это самые первые из закаливающих водных процедур. * Закаливаться нужно систематически, не пропуская ни одного дня. * Закаливание должно быть постепенным: нужно снижать температуру воды на 1 градус через каждые 2 дня. * Температуру воды можно снижать резко, например с 27 до 20 градусов. Дети зачитывают |
|
6. Положительные эмоции. | ||
Слайд 16. – Ребята, я тоже хочу добавить одно из слагаемых здоровья – это положительные эмоции. Что я имею в виду? – Действительно, такие положительные эмоции, как радость, смех, доброжелательность, приятные сюрпризы, пожелания всего самого наилучшего, уверенность в своих силах, всегда поддерживают здоровье. И мы с вами часто испытывали положительные эмоции в нашей школьной жизни. Чтобы поддержать их, я предлагаю посмотреть и вспомнить, когда нам было очень хорошо. Слайд 17. (На экране показывается фильм о нашей веселой школьной жизни) |
Высказывания обучающихся. |
|
III. Итог мероприятия. Рефлексия. | ||
– Вот и подошло к концу наше мероприятие. Что было
нашей целью? Слайд 18. – Какие слагаемые здоровья мы с вами определили? – А какие выводы вы для себя сегодня сделали? – Надеюсь, в вашей жизни найдется место для всех компонентов здоровья. А значит, на ваших лицах будет сиять счастливая улыбка здорового человека.
|
– Определить слагаемые здоровья. Дети называют. Высказывания обучающихся. |