“Образование уменьшает число опасностей,
угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и,
давая возможность измерить опасность и
определить ее последствия, уменьшает напряженность
ввиду этих опасностей".
К.Д.Ушинский
1. Условия возникновения опыта.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №23 расположен в центре поселка Каз. Путь в детский сад для многих детей требует перехода через аварийно – опасный перекресток. Пока мои дети дошкольники, самостоятельно этого не делают, но через год – в школу, там родители не смогут ежедневно отводить и забирать ребенка, он должен будет без помощи взрослых переходить дорогу, находится один дома, общаться с незнакомыми людьми. Значит, необходимо научить его правилам безопасного поведения, и сделать это лучше заранее, чтобы к школе уже были сформированы навыки основ безопасной жизнедеятельности. Поэтому так важно, чтобы они знали правила и не подвергали свою жизнь опасности и берегли свое здоровье. Вот почему меня заинтересовал этот вопрос.
2. Актуальность опыта.
В последнее время родители, педагоги и воспитатели пытаются ответить на один вопрос: “Как обеспечить безопасность своему ребенку?”. Ведь, ни для кого ни секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты.
Поэтому, перед собой я поставила задачу, заинтересовать, и привлечь родителей к работе по формирования основ безопасного поведения, а также создать все необходимые условия, т.е. содействовать овладению каждым ребенком навыкам безопасного поведения в процессе бытовой, игровой, двигательной, коммуникативной и других видов деятельности, реализуемые в дошкольном образовательном учреждении.
3. Описание опыта.
Целью моего педагогического опыта является формирование сознательного отношения ребенка к личной безопасности и безопасности других людей через различные виды деятельности.
При работе по данной проблеме мной были определены задачи:
1. Подбор и разработка практического материала по формированию основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста
2. Создание предметно – развивающей среды в группе ДОУ по формированию основ безопасного поведения.
3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство. Активизация и обогащение знаний по основам безопасного поведения.
Образовательный процесс в ДОУ по образовательной области “Безопасность” строится на основе программно-методического обеспечения: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования “От рождения до школы” под редакцией Н.Е. Вераксы.
Свою работу я начала с изучения знаний и умений детей, и их родителей по основам безопасного поведения, для этого было проведено анкетирование родителей (“Как я отношусь к безопасности своего ребенка” и “Сотрудничество детского сада и семьи).
Для реализации опыта в нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог – психолог, старший воспитатель, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной области “Безопасность” с включением родителей в образовательный процесс.
Свою работу я строила на основе перспективного планирования (см. Приложение 1), которое включает в себя формы работы с детьми и родителями.
Большое внимание уделялось созданию предметно – развивающей среды совместно с родителями. С этой целью совместно с родителями в группе созданы центр “ПДД” в котором расположены: дидактические игры по правилам уличного движения (“Дорожные знаки”, “Красный, желтый и зеленый”, “Дорожное лото” и т.д.); учебный макет с перекрестками, родители и дети с большим интересом создавали дома, светофоры, знаки дорожного движения, подбирали машины; книги разных авторов на соответствующую тематику; справочная литература: энциклопедии, справочники; транспорт: специальный транспорт (скорая помощь, пожарная машина и т.д.); настольно-печатные игры; разными альбомами на данную тему, детскими рисунками; CD и DWD диски; альбомы со стихами и загадками, книжками-раскрасками; атрибуты для сюжетно – ролевых игр (жезл, жилетка, “пешеходный переход”, светофор и др.).
В центре “Наша безопасность”, находятся различные плакаты “Ядовиты и съедобные грибы”, “Тело человека”, “Витамины”, “Оказываем первую медицинскую помощь”, наглядные пособия формата А3 “Наша безопасность: за и против”, альбомы “Телефоны экстренных служб”, “Опасные предметы в доме”, “Безопасность”, дети выясняют, где поступили правильно, а где нарушили правила, художественная литература: стихи С.Маршака, сказки К. Чуковского, Г. Х. Андерсена, В. Катаева, стихи А. Барто.
Насыщенность и разнообразие пособий, атрибутов, дидактического и наглядного материалов позволяет каждодневно организовывать игровую деятельность, беседы, занятия, где дети получают новые знания и применяют на практике уже полученные. Следует также сказать о ежедневных “минутках безопасности”, включаемых в различные другие режимные моменты. Например, на занятиях по правилам пожарной безопасности дети научились осторожному обращению с огнем, узнали о профессии пожарного. У них развилось понимание того, что соблюдение правил пожарной безопасности обязательно всегда и везде. Мне удалось объяснить, какой вред приносят игры с огнем. Мы познакомились с первичными действиями при обнаружении пожара, на практике учились правильно сообщать о пожаре по телефону. Благодаря дидактическим играм, таким как: “ Осторожно огонь ” у детей сформировались представления о предметах, которыми пользоваться детям категорически запрещается, – спички, зажигалки, газовые плиты, печка, электроприборы, петарды.
Большое внимание я уделяла работе по ознакомлению с правилами поведения на дороге. На занятиях по правилам дорожного движения “Знакомство с правилами дорожного движения”, “Наблюдения за движением машин и работой водителя”, “Пешеход переходит улицу”, “ Мы пассажиры”, “Сигналы регулировщика” и другие, мои воспитанники в игровой форме знакомятся с правилами безопасного поведения на улице. Закрепляют представление: “Улица”, “Тротуар”, “Проезжая часть”, “Перекресток”, “Бульвар”, “Пешеходная зона”, “Островок безопасности”. Рассматриваем потенциально опасные ситуации, которые могут возникнуть в играх во дворе дома, учимся мерам предосторожности.
Расширяется круг представлений детей об особенностях различных видов транспорта (наземный, подземный, воздушный и водный). Знакомимся со специальными автомобилями: “Скорая помощь”, “Пожарная”, “Милиция”, их назначение и особыми правилами движения по улице.
В игровой форме формируются знания о дорожных знаках, их классификация, назначение. Знакомлю детей с ГИБДД, рассказываю о том, кто там работает, узнаем о труде милиционера – регулировщика. Регулировщики следят за порядком на тех перекрестках, где нет светофора. Они подают команды жезлом: кому идти, кому стоять, каждый ребенок выступает в роли регулировщика и запоминает правила через игру. Через сюжетно-ролевую игру “ Автобус”, расширяется круг правил поведения в общественном транспорте.
В группе имеется музыкальный центр (слушают стихи, песни), в музыкальном зале дети имеют возможность смотреть обучающие фильмы: “Уроки тетушки Совы”, сказки: “Петя в стране светофора”, электронные презентации “Внимание, дети”, “Как устроен наш организм” и др., которые помогают детям закреплять правила дорожного движения, правила поведения в различных ситуациях.
Для активизации знаний родителей по данной теме я провела родительское собрание, встречу с участием инспектора ГИБДД, который является нашим родителем. В группе создан ящик вопросов, куда родители могут писать, задавая интересующие их вопросы. На родительском собрании родители получили цветные листовки, буклеты по темам “Внимание, дорога!”, “Как вести себя при пожаре”, “Правила поведения на воде” и т.д. Ежемесячно в родительском уголке обновляется информация красочными консультациями, где родители могут встретить полезную информацию, игры, методические рекомендации.
Организация совместных экскурсий (в МЧС), праздников (“Мама, папа, я – спортивная семья”, “В стране дорожных знаков”, развлечений, занятий, а также подготовка к ним, способствовала созданию положительного микроклимата в группе. У родителей появился интерес к достижению положительного результата. В ДОУ была организована выставка на тему “Моя безопасность”, где семьи представили поделки и рисунки на разные темы: “Регулировщик”, “Наш перекресток” и т.д.
Приложение 2 - фото
Список литературы.
- Авдеева Н. Н., Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Авдеева Н. Н., Н. П. Князева, Стеркина Р. Б – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 144 с.
- Белая, К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольнику [Текст] : /К. Ю. Белая. – М. : Детство, 2006. – 210 с.
- Вераксы Н. Е. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] : 2-е изд., испр. и доп. \ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 336 с.