Интегрированный урок по теме "Звуки [л], [л'], [м], [м'], буквы "Л, л, М, м""

Разделы: Начальная школа


Цель: Ознакомление со звуками и буквами на чтении и письме.

Задачи:

  1. Развитие фонематического слуха.
  2. Обучение чтению и письму.
  3. Развитие познавательных способностей.
  4. Расширение кругозора.
  5. Воспитание коммуникативных качеств.
  6. Обучение самоанализу.

Оснащение урока: картинки к загадкам, элементы букв, разрезные карточки с буквами, игрушка гномик, портрет писателя, ТСО – магнитофон, диск с песнями, цветок с гласными, цветные магниты для фонетического разбора, плакаты с буквами, плакаты с рисунками и печатными буквами, плакаты со стихами, схематическое изображение звуков, таблицы, тетради для печатания, буквари, прописи, вееры с цифрами, альбомы.

Ход 1-го урока

1. Организационный момент.

2. Повторение.

Мы уже познакомились с некоторыми звуками русского языка и узнали, что они могут быть…(Прим. Ответы детей здесь и далее): /гласными и согласными, гласные бывают ударными и безударными, согласные могут быть звонкими и глухими, парными и непарными, твердыми и мягкими/. (На доске появляются схематические изображения звуков).

3. Работа по теме урока.

а) Знакомство со звуками.

День Рождения каких же звуков и букв мы будем отмечать сегодня? Давайте проведем исследование. Для этого отгадайте загадки. (Приложение 1.)

Посмотрите на картинки и назовите первый звук в каждом слове. Это наши именинники!

А теперь давайте подумаем, какие это звуки и почему они пришли вместе. Произнесите их и послушайте. Они гласные? /Нет./ Почему? Как они произносятся? /При помощи голоса и шума./ Значит, они какие? /Согласные./ Они звонкие или глухие? /Звонкие./ Есть ли у них глухая пара? /Нет./ Значит, они какие? /Непарные./

(Поэтапно с доски убираются лишние схематические изображения звуков.)

Почему мы назвали 4 звука? /Твердые и мягкие./ От чего это зависит? /От гласной за ними./ Какие колокольчики звенят сегодня на нашем уроке? /Синие и зеленые./

Сделаем вывод. Почему эти звуки отмечают День рождения вместе? Чем они похожи? Глядя на оставшиеся схематические изображения звуков, дайте характеристику нашим именинникам.

б) Работа с учебником.

Откройте Буквари на стр. 68. Назовите слова на кубиках, которые начинаются: со звонкого твердого согласного /лук, мак/, со звонкого мягкого согласного /люстра, мяч/.

Спасибо! Раскрасьте в Букваре башмачки “звуковичков”.

Сделайте звуковой разбор двух первых слов, раскрасив схемы.

в) Игра

Новые звуки принесли вам игру с веерами. Цифрой на веере вы показываете, какой по счету звук-именинник в каждом слове: месяц (1), гном (4), гол (3), крот (-), тюль (3), Оля (2). Молодцы!

г) Знакомство с буквами.

А как же нам узнать эти звуки при чтении или на письме? Мы обозначим их буквами – значками. Давайте посмотрим в Букваре, какими.

(Выставляю плакаты с изображениями букв.)

Знакомьтесь. Прочитаем хором. На что они похожи? Сравните их между собой. Давайте найдем их в печатном алфавите. Кто их соседи? Давайте найдем их Звукобуквограде. В каком домике они поселились? Какие звуки еще есть в этом домике?

д) Работа в тетрадях для печатания.

Работа с фонетической табличкой. Раскрасьтезанавесочки в окошечках” букв-именинниц в соответствии с теми звуками, которые они обозначают.

Сравниваем и печатаем заглавные и строчные буквы.

4. Физкультминутка. (Приложение 2.)

5. Знакомство с письменными буквами.

а) Анализ и синтез.

(На доске плакаты с изображениями печатных и письменных букв.)

Сейчас мы будем учиться писать строчные буквы “л, м”. Рассмотрите и сравните печатные и письменные буквы. Из каких элементов состоит письменная буква “л”? /Пламевидная линия и прямая наклонная линия с закруглением внизу./

Поиграем в портных и “сошьем” элементы буквы. (Один ученик у доски.)

Аналогично для буквы “м”.

б) Показ и объяснение учителя на доске.

Внимание на доску. Эти буквы особенные. Они начинаются с маленького завитка. Пишу пламевидную линию вверх, останавливаюсь, пишу прямую наклонную линию вниз, делаю закругление. Считаем и – раз – и . Пишем в воздухе под счет.

Показываю и объясняю написание буквы “м”. Делаю завиток, пишу пламевидную линию, останавливаюсь, пишу прямую наклонную линию с закруглением внизу, плавно поднимаюсь на такую же высоту и опускаю прямую наклонную линию с закруглением внизу. Считаем и – раз – и – два – и. Пишем в воздухе под счет.

в) Работа в альбомах.

Пишем крупно в альбомах под счет. Подняли, показали. Анализируем.

Учащиеся с лучшими работами выходят к доске. Обсуждаем и исправляем ошибки.

г) Показ учителем в строке.

Внимание на доску. Теперь я покажу, как эти буквы пишутся на строчке. Они начинаются с маленького завитка чуть выше рабочей строки. Пишу пламевидную линию до середины рабочей строки, останавливаюсь и опускаю прямую наклонную линию на нижнюю строчку, делаю закругление вправо. Считаем и – раз – и.

Показываю и объясняю написание буквы “м”. Пишу завиток над нижней рабочей строкой, плавно опускаю пламевидную линию на строчку и поднимаю ее до середины строки, останавливаюсь, опускаю прямую наклонную линию с закруглением внизу на нижнюю строчку, плавно поднимаюсь до середины строки и опускаю прямую наклонную линию с закруглением внизу на строчку. Считаем и – раз – и – два – и.

д) Правила посадки.

Вспомним правила посадки, положение тетради, ручки.

е) Работа в Прописи.

Откроем Прописи на стр. 10, 11. Обведите буквы, вместе под счет ½ строки и три допишите сами. Объявляется “конкурс красоты”. Под лучшими буквами поставьте зеленые точки. Напишите еще по одной такой “красавице”.

6. Чтение слогов.

К буквам-именинницам пришли в гости гласные и принесли цветы. (На доске появляются плакаты в форме цветов, на лепестках гласные, в центре – буква-именинница.) Прочитаем, что получилось. Чтение прямых и обратных слогов. Назовите слоги с мягкими согласными.

В Букварях на стр.68 прочитайте слоги про себя. Назовите слоги – слова. /Ум, ам, мы, ил./ Остальные слоги дополните до слов.

7. Физкультминутка. (Приложение 2.)

Ребята, в каких словах этой физкультминутки встретились изучаемые сегодня звуки и буквы?

8. Написание соединений букв.

Сейчас мы будем учиться писать “л” и “м” в соединении с другими буквами.

Показ и объяснения учителя на доске. (На стене плакат с соединениями букв.) Анализ и предупреждение ошибок.

Правила посадки, положение тетради, ручки.

Работа в Прописях. Обводка соединений букв.

Чтение слогов, прописывание ниже.

Взаимопроверка зеленой пастой. Поднимите руку, у кого сосед не нашел ни одной ошибки. А кто сам исправил? Тоже молодцы.

9. Итог 1 урока.

Чему научились? Что нового узнали? Встаньте те дети, которые хорошо работали на уроке. Всем вам большое спасибо. Вы молодцы!

Ход 2-го урока

1. Организационный момент.

Дети заходят в класс под музыку Никитиных на стихи Ю. Мориц “Большой секрет для маленькой компании”.

2. Продолжение работы по теме урока.

а) Буквы “Л и М” решили поиграть с вами.

На доске буквы с пробелами между ними. Вставьте потерявшиеся гласные. (2 человека работают у доски или выбегают по очереди, вставляя по 1 букве).

МиЛ, МыЛ, МуЛ, МеЛ, МеЛ, МяЛ, МаЛ ЛиК, ЛуК, ЛюК, ЛаК

Прочитаем хором. Что получилось? /Слова./ Что означает мул, лик? Какое слово многозначное? /Лук./

б) Работа с Букварем, стр. 68.

Прочитайте слова в столбиках вслух. Разделите их на слоги, поставьте ударение. Что интересного заметили?

Как написаны слова Полина и Галина? Почему?

Соотнесите слова со схемами. (На доске 2 двухсложные схемы с ударением на первый и второй слог и 1 схема трехсложная.) Объясните свой выбор.

3. Физкультурная минутка. (Приложение 3.)

4. Написание слов с новыми буквами.

а) списывание письменных слов.

Сейчас мы будем учиться писать слова с новыми буквами.

Вспомним правила посадки, положения тетради, ручки.

Работа в Прописях на стр. 10. Прочитайте слово “локон” хором, послушайте звуки. Произнесите каждый звук. Сколько в слове слогов, букв?

Посмотрите, какие соединения между буквами. Списываем с комментированием. Дирижируем. Проверяем, выделяя слияния и замочки.

Аналогично следующее слово.

б) Списывание печатных слов. Игра “переводчики”.

Прописи стр. 10 . Читаем печатное слово хором. Какие звуки слышим? Произносим каждый звук хором. (При этом дети на каждый произнесенный звук делают бросательное движение рукой, а учитель ловит невидимые звуки ладошками.) Подумали, какие буквы будем писать. Вспоминаем написание букв и их соединений. Пишем, диктуя себе: гул, луна, гамак. (1 ученик у доски.) Проверяем, отмечая под буквами слияния и замочки.

в) Взаимопроверка.

Обмен тетрадями, взаимопроверка зеленой пастой. Встаньте, кто не допустил ни одной ошибки. Молодцы!

4. Физкультурная минутка. (Приложение 5.)

5. Работа с текстом Букваря.

Налетел ветер, и посмотрите, какое-то слово рассыпалось. Соберите слово из букв. (На доске буквы: м, г, н, о. /Гном./ Какая по счету изучаемая буква?

Вот он гномик – лесной житель. (Наглядность – игрушка.) Давайте поприветствуем его, поаплодируем.

Прочитайте о нем в Букваре на стр. 68.

Это текст? Рассказ? Почему? /Состоит из предложений, есть тема, название./

Как называется текст? О ком? Сколько предложений?

Текст читаем вслух. Каким вам представился гном? Почему?

Найдите родственные слова. Как узнали? (На доске слова: гном, гномика.)

Кто хочет выделить корень в родственных словах? Кто хочет выделить окончания? Суффиксы? (Прим. Учащиеся уже знакомы с этими терминами.)

Составьте схему первого предложения. Назовите союз. Какой предлог встретился в тексте? (Прим. Учащиеся уже знакомы с этими терминами.)

6. Работа с произведением.

а) Знакомство с поэтессой.

А сейчас мы поближе познакомимся с этим гномом, и поможет нам в этом русская поэтесса Юнна Петровна Мориц. (На доске портрет писательницы.) Мы уже читали ее стихи. Вспомните, какие? (“Ванечка пастух”, “Первое сентября”) На многие стихи написаны песни, сняты мультфильмы, например “Ежик в тумане”. В начале урока звучала песня на стихи Ю. Мориц “Большой секрет для маленькой компании”, а в конце урока вы услышите песню “Ежик резиновый”. В 2007 году поэтессе исполнилось 70 лет.

б) Чтение учителем стихотворения.

в) Анализ произведения.

А вам хотелось бы повстречаться с этим гномом? Почему? Какой он? Какое настроение у стихотворения? Какое название придумали?

г) Лексическая работа.

А все ли слова были понятны? Как понимаете значение слов: тесовые (бревна без коры), патлы (растрепанные волосы), кропотливые (старательные), смешливые, озябшими (замерзшими), былинами (травинками).

д) Выразительное чтение.

Прочитайте про себя, обращая внимание на знаки препинания. Подготовьте выразительное чтение.

Выразительное чтение детьми вслух.

7. Итог урока.

Что узнали нового на уроке? Что было интересно, понравилось? С какими трудностями встретились? Как с ними справились? Кто хорошо работал, встаньте (самооценка). Спасибо! Вы все умнички! Поздравляю вас! Вы сегодня не только познакомились, но и подружились с новыми звуками и буквами.

Звучит песенка “Ежик резиновый”.

Использованные материалы:

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. “Букварь”, 1 класс, М.: Баласс.
  2. Пронина О.В. “Прописи”, М.: Баласс.
  3. Песни Т. и С.Никитиных на стихи Ю.Мориц “Большой секрет для маленькой компании”, “Ежик резиновый”.