Цели: создание оптимальных условий для осознания темы: “Добыча полезных ископаемых. Месторождения полезных ископаемых Архангельской области”
Задачи: воспитывать чувство гордости за свою большую и малую родину, развивать коммуникативную и познавательную компетентность, формировать общее представление о добыче полезных ископаемых Архангельской области.
Оборудование: учебник "Мы и окружающий мир" Дмитриевой Н.Я.; физическая карта Архангельской области, образцы полезных ископаемых, презентация, раздаточный материал.
Ход урока
- Организационный момент
- Газообразное горючее полезное ископаемое.
- Образец гранита.
- Росли на болоте растения, стали топливом и удобрением.
- Образец угля.
- Осадочная горная порода, образовавшаяся из раковин моллюсков.
- Без нее не побежит
Не автобус, не такси,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это. - Горная порода с большим содержанием металла.
- Место большого скопления полезных ископаемых.
- На доске условные знаки полезных ископаемых. (нефть, газ, каменный уголь, поваренная соль, торф)
- Назвать полезные ископаемые.
- Обобщение.
– Что общего у этих полезных ископаемых? - Классификация.
– Какое полезное ископаемое лишнее и почему?
Постановка темы и задач урока.
Что мы знаем о полезных ископаемых?
Что хотим узнать?
Тема: Добыча полезных ископаемых. Месторождения полезных ископаемых Архангельской области.
- Проблемный вопрос
Готовясь к уроку я обратила внимание на слово рудознатцы.
Как вы думаете что обозначает это слово? (Разведчики – рудознатцы.)
Можно ли подобрать к нему современное название?
Что вы знаете об этих людях?
- Работа с учебником
Цель: давайте узнаем какими должны быть геологи.
Стр.114, 1 и 2 абзац. (чтение вслух)
Итог: Какими должны быть люди выбравшие эту специальность?
Чем занимаются геологи?
- Итак, месторождение найдено, изучено… А что дальше?
- Работа с учебником .
Стр. 115.
Прочитать и ответить на вопрос: Какими способами добывают полезные ископаемые?
“Добыча полезных ископаемых” (комментарий учителя).Гимнастика для глаз.
- Работа в группах
Создание коллажа “Месторождение полезных ископаемых Архангельской области”
Цель: обобщить знания о полезных ископаемых. Уточнить знания о месторождениях полезных ископаемых Архангельской области.
(Подобрать образцы полезных ископаемых, условные знаки, иллюстрации.)
Творческая группа № 1 Бокситы.
Творческая группа № 2 Алмазы.
Творческая группа № 3 Каменный уголь.
Творческая группа № 4 Нефть.
Творческая группа № 5 Строительные полезные ископаемые.
Итог. Расскажите о месторождениях полезных ископаемых Архангельской области.
- Защита коллажей.
- Самооценка и оценка лидерами творческих групп.
Итог урока.
- О каких способах добычи полезных ископаемых вы знаете?
- Какие полезные ископаемые добывают открытым способом?
- Какие полезные ископаемые добывают подземным способом?
- Какими полезными ископаемыми богата Архангельская область?
Домашнее задание:
Стр.113–116,
Задания на выбор:
- Тетрадь № 46. (Составить план рассказа о геологах.)
- Тетрадь № 46 (Исследовать: какие полезные ископаемые использовались в строительстве зданий или в их облицовке. Из каких горных пород сделаны памятники в нашем городе?)
- Подготовить сообщение: Минеральные воды (добыча, использование).
- Как добывать полезные ископаемые без вреда для окружающей среды?
Литература.
- Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. “Мы и окружающий мир”: Учеб. для 4 кл. – Самара: Корпорация “Федоров”, 2009.
- Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочие тетради для 4 кл. к уч. “Мы и окружающий мир”. – Самара: Корпорация “Федоров”, 2009.
- Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические пояснения к курсу “Мы и окружающий мир” 3–4 классы. – Самара: Корпорация “Федоров”, 2007.
- Е.М. Елизарова “Мы и окружающий мир”: 4 класс: поурочные планы по учебнику Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н.Волгоград: Учитель, 2007.
- География Архангельской области (физическая география) 8 класс. Учебное пособие для учащихся. / Под ред. Бызовой Н. М. – Архангельск, издательство Поморского международного педагогического университета имени М. В. Ломоносова, 1995.
- Экология Архангельской области: Учебное пособие для учащихся 9–11 классов общеобразовательной школы / Под. ред. Баталова А. Е., Морозовой Л. В. – М.: Изд-во МГУ, 2004.