Урок окружающего мира "Добыча полезных ископаемых". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели: создание оптимальных условий для осознания темы: “Добыча полезных ископаемых. Месторождения полезных ископаемых Архангельской области”

Задачи: воспитывать чувство гордости за свою большую и малую родину, развивать коммуникативную и познавательную компетентность, формировать общее представление о добыче полезных ископаемых Архангельской области.

Оборудование: учебник "Мы и окружающий мир" Дмитриевой Н.Я.; физическая карта Архангельской области, образцы полезных ископаемых, презентация, раздаточный материал.

Ход урока

  • Организационный момент.
  • Блиц– опрос.
  1. Газообразное горючее полезное ископаемое.
  2. Образец гранита.
  3. Росли на болоте растения, стали топливом и удобрением.
  4. Образец угля.
  5. Осадочная горная порода, образовавшаяся из раковин моллюсков.
  6. Без нее не побежит
    Не автобус, не такси,
    Не поднимется ракета
    Отгадайте, что же это.
  7. Горная порода с большим содержанием металла.
  8. Место большого скопления полезных ископаемых.
  • На доске условные знаки полезных ископаемых. (нефть, газ, каменный уголь, поваренная соль, торф)
  • Назвать полезные ископаемые.
  • Обобщение.
    – Что общего у этих полезных ископаемых?
  • Классификация.
    – Какое полезное ископаемое лишнее и почему?

Постановка темы и задач урока.

Что мы знаем о полезных ископаемых?

Что хотим узнать?

Тема: Добыча полезных ископаемых. Месторождения полезных ископаемых Архангельской области.

  • Проблемный вопрос.

Готовясь к уроку я обратила внимание на слово рудознатцы.
Как вы думаете что обозначает это слово? (Разведчики – рудознатцы.)
Можно ли подобрать к нему современное название?
Что вы знаете об этих людях?

  • Работа с учебником.

Цель: давайте узнаем какими должны быть геологи.

Стр.114, 1 и 2 абзац. (чтение вслух)

Итог: Какими должны быть люди выбравшие эту специальность?

Чем занимаются геологи?

  • Итак, месторождение найдено, изучено… А что дальше?
     
  • Работа с учебником.

Стр. 115.

Прочитать и ответить на вопрос: Какими способами добывают полезные ископаемые?

  • Презентация “Добыча полезных ископаемых” (комментарий учителя).
  • Слайд 1 – шахты.
  • Слайд 2 – карьер.
  • Слайд 3 – карьер.
  • Слайд 4 – добыча каменного угля открытым способом.
  • Слайд 5 – роторный экскаватор.
  • Слайд 6 – фонтанный способ.
  • Слайд 7 – насосный способ.
  • Слайд 8 – буровые вышки.
  • Слайд 9 – буровая платформа.
  • Слайд 10 – “Приразломная” платформа.
  • Слайд 11 – “Приразломная” платформа.
  • Слайд 13 – способы добычи.

Гимнастика для глаз.

  • Работа в группах.

Создание коллажа “Месторождение полезных ископаемых Архангельской области”

Цель: обобщить знания о полезных ископаемых. Уточнить знания о месторождениях полезных ископаемых Архангельской области.

(Подобрать образцы полезных ископаемых, условные знаки, иллюстрации.)

Творческая группа № 1 Бокситы.
Творческая группа № 2 Алмазы.
Творческая группа № 3 Каменный уголь.
Творческая группа № 4 Нефть.
Творческая группа № 5 Строительные полезные ископаемые.

Итог. Расскажите о месторождениях полезных ископаемых Архангельской области.

  • Защита коллажей.
  • Самооценка и оценка лидерами творческих групп.

Итог урока.

  • О каких способах добычи полезных ископаемых вы знаете?
  • Какие полезные ископаемые добывают открытым способом?
  • Какие полезные ископаемые добывают подземным способом?
  • Какими полезными ископаемыми богата Архангельская область?

Домашнее задание:

Стр.113–116,

Задания на выбор:

  1. Тетрадь № 46. (Составить план рассказа о геологах.)
  2. Тетрадь № 46 (Исследовать: какие полезные ископаемые использовались в строительстве зданий или в их облицовке. Из каких горных пород сделаны памятники в нашем городе?)
  3. Подготовить сообщение: Минеральные воды (добыча, использование).
  4. Как добывать полезные ископаемые без вреда для окружающей среды?

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

Литература.

  1. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. “Мы и окружающий мир”: Учеб. для 4 кл. – Самара: Корпорация “Федоров”, 2009.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочие тетради для 4 кл. к уч. “Мы и окружающий мир”. – Самара: Корпорация “Федоров”, 2009.
  3. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические пояснения к курсу “Мы и окружающий мир” 3–4 классы. – Самара: Корпорация “Федоров”, 2007.
  4. Е.М. Елизарова “Мы и окружающий мир”: 4 класс: поурочные планы по учебнику Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н.Волгоград: Учитель, 2007.
  5. География Архангельской области (физическая география) 8 класс. Учебное пособие для учащихся. / Под ред. Бызовой Н. М. – Архангельск, издательство Поморского международного педагогического университета имени М. В. Ломоносова, 1995.
  6. Экология Архангельской области: Учебное пособие для учащихся 9–11 классов общеобразовательной школы / Под. ред. Баталова А. Е., Морозовой Л. В. – М.: Изд-во МГУ, 2004.