Цель: научить использовать возможности соленого теста – тестопластика в совместном творчестве родителей и детей.
Задачи:
– образовательные – познакомить с историей возникновения соленого
теста, формировать у учащихся приемы лепки из соленого теста плоских
украшений;
– развивающие – развивать мелкую моторику, художественный вкус;
– воспитательные – воспитывать бережное отношение к материалу,
аккуратность, усидчивость.
Оборудование: цветное соленое тесто, тряпочки, кисточки, клей ПВА, стаканы с водой, стеки, скалки, гуашь, картон, шаблоны разделочной доски, интерактивная доска.
Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте, уважаемые родители, Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшнее занятие.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, все для вас.
Пожелаю всем удачи –
За работу! В добрый час!
Вступительная беседа
– Чтобы узнать тему занятия, отгадаем загадки:
Загадка № 1.
В воде родится, но воды боится.
Ответ: соль.
Загадка № 2.
Белый сладкий камень
В чашке нашей тает,
Чай, компот одобряет.
Ответ: сахар.
Загадка № 3.
Может разбиться,
Может и вариться,
Если хочешь – в птицу
Может превратиться.
Ответ: яйцо.
Загадка № 4.
Ешь, да пей,
Да гостям налей,
И коту не пожалей!
Ответ: молоко.
Загадка № 5.
Из горячего колодца через нос водица льется.
Ответ: чайник.
Загадка № 6.
Сама не ем, а людей – кормлю.
Ответ: ложка.
– Ребята, скажите, пожалуйста, на какую тему эти загадки? Правильно, ребята, все они относятся к теме “Кухня”.
Сегодня мы будем создавать оригинальное украшение для кухни, а из чего мы его будем делать, отгадайте загадку:
Загадка.
Я пузырюсь и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу,
Надоела мне квашня, –
Посадите в печь меня!
Ответ: тесто.
– Правильно. Делать украшение будем из теста.
Скажите, а что такое тесто?
Тесто – густая масса из муки, замешанная на воде или молоке.
Ученик 1:
Я люблю готовить тесто,
Это жутко интересно!
Лью в кастрюльку молоко.
Ничего, что брызги всюду,
Класть теперь я сахар буду.
Добавляю соль, яйцо…
Не узнать мое лицо!
Ученик 2:
Размешала тесто ложкой,
Пролила на стол немножко.
Добавляю я муки –
Это тоже пустяки!
Только вытру лужи прежде.
Что-то мне щекочет нос…
Ой! Ап-чхи! И весь вопрос!
У, ты! Как кругом бело!
Все мукою замело!
Ученик 3:
Мы с моею бабушкой
Старые друзья.
До чего хорошая
Бабушка моя!
Быть без дела бабушке
Руки не велят!
Тесто непослушное
Шлепать, подбивать.
То меня, шершавые,
Гладят по щекам,
Пирожками теплыми
Кормят по утрам.
– Сегодня мы будем выполнять плоское украшение для кухни “Поваренок” из цветного соленого теста. Но прежде чем приступим к работе, послушайте информацию об истории возникновения теста.
Когда-то очень давно люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды, а потом обжигали их на раскаленных камнях. Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные украшения. Так, в Китае, начиная с 17 века, делали кукол из муки. В Польше очень популярны картины из теста. На Руси лепили самые разные фигурки. Это “жаворонки” – булочки в виде птиц, с которыми встречали весну, фигурки зверей – которыми одаривали своих друзей к Новому году и Рождеству. Существовал такой обычай в народе – лепить хлебные фигурки на забаву себе и детям. Для этой цели замешивали тесто на воде, муки и соли. Вылепленные игрушки высушивались и становились твердыми, как камешки.
Тесто у вас уже готово. Оно выполнено по рецепту.
Рецепт соленого теста.
1 стакан муки;
1 стакан соли;
0,5 стакана воды.
Рис. 1
Приготовление цветного теста:
Отделяется небольшой кусочек теста, добавляется в него капелька краски – гуаши. После это хорошо помять комочек, чтобы цвет стал ровным.
Выполнение работы.
Пальчиковая гимнастика:
Мы ладони сложим вместе,
Словно их слепили тестом.
Начинаем опускать,
Только, чур, не разжимать!
Дети складывают ладони вместе, пальцы смотрят вверх, локти – в разные стороны. Затем, не разжимая ладони и не опуская локти, опускают кисти рук вниз, прогибая запястья. Повторяют четверостишие несколько раз.
1. Из картона по шаблону вырезать разделочную доску.
2. Берем окрашенное тесто и приступаем к лепке.
Рис. 2
3. Вырезаем круг, сглаживаем края, убираем все лишнее.
Рис. 3
4. Должен получиться ровный край. Берем клей ПВА и смазываем изнанку и приклеиваем к доске.
5. Лепим ножки-овальчики.
Рис. 4
6. Приклеиваем их на клей ПВА, немного прижимая в серединке.
Рис. 5
7. Дальше делаем ложечку. Катаем вот такую неравномерную колбасу.
Рис. 6
8. С толстого края вдавливаем, с тоненького – оформляем ручку.
Рис. 7
9. Вот такая ложечка должна получиться. Убираем на время под пакет, чтобы не сохла и не трескалась.
Рис. 8
10. Берем вот такое количество теста для ручек. Нужно два таких шарика.
Рис. 9
11. Делаем ручку. С помощью стека формируем пальцы.
Рис. 10
12. Аналогично делаем вторую ладошку.
13. Вкладываем ложечку.
Рис. 11
14. Приклеиваем ладошки к поваренку.
Рис. 12
15. Делаем поварской колпак.
Рис. 13
16. Приклеиваем глазки-шарики. Все поваренок готов. Сушим дня 3–6 на батарее.
Рис. 14
Рис. 15
17. Дополнительно лепим разную выпечку.
Рис. 16
18. Приклеиваем выпечку к доске.
Рис. 17
19. Когда поваренок высохнет, рисуем глазки, ротик и горошек на колпаке. Вот наш поваренок готов.
Рис. 18
Физкультминутка.
Время для проведения физкультминутки учитель определяет индивидуально по работоспособности класса.
Мы трудились и устали,
Дружно все мы тихо стали.
Ручками похлопали – раз, два, три.
Ножками потопали – раз, два, три.
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем
И работать все начнем.
Рефлексивная деятельность.
– Как вы считаете, как вы поработали сегодня на занятии? Оцените свою работу с помощью цветовых кругов: розовый – отлично, оранжевый – хорошо, зеленый – получилось не так, как задумали.
Выставка работ учащихся.
Литература и сайты.
- Крылова, О.Н. Поурочные разработки по трудовому обучению. 2 класс. Учебное пособие / О.Н. Крылова, Л.Ю.Самсонова. – М.: Издательство “Экзамен”, 2006. – 254, [2] с. – (Серия “Учебный методический комплект”).
- Узорова, О.В. Пальчиковая гимнастика / О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 127, [1] с.
- Стихотворения для организационных моментов.
- www.trepsy.net/world/?stat=4440
- www.zankov.ru