Родительское собрание "Привитие интереса к чтению у младших школьников. Мама, папа, я — читающая семья"

Разделы: Классное руководство


Для поддержания жизнеспособности и развития школы в современных социально-экономических условиях ей необходима поддержка родителей.

Данное родительское собрание для 1–4 классов начинается в актовом зале. После прочтения лекции “Привитие интереса к чтению у младших школьников” родители идут в классы, где их ждут дети для проведения литературного праздника-игры “Мама, папа, я – читающая семья”.

Цель: Содействовать сближению школы, детей, родителей путем проведения совместного родительского собрания и литературного праздника-игры.

Задачи: Прививать интерес к чтению у детей, стремление много знать.
Показать родителям пути и способы организации домашнего чтения.

Методики и технологии:

Словесные методы: рассказ, лекция, беседа.

Методы примера: осмысление и применение к себе литературных исторических образов.

Методы организации деятельности: иллюстрация, демонстрация, самостоятельная работа.

Методы познавательной деятельности: проблемно-поисковые (анализ проблемной ситуации, догадка).

Методы, отражающие логический путь познания: анализ, опора на теоретические закономерности.

Методы эмоционального воздействия: создание ситуаций занимательности, нравственного переживания, успеха, поощрения.

Методы контроля: опрос индивидуальный, групповой.

Оборудование.

Нарядно украшенный актовый зал:
– плакат с надписью: “Обрати свое сердце к книгам – нет ничего выше книг”,
– выставка книг для детского чтения,
– портреты детских писателей,
– проектор, слайды (практические советы по достижению оптимальной скорости чтения, правила гигиены чтения).

Нарядно украшенный класс:
– плакат со словами: “Чтение – вот лучшее учение!”
– листы с заданием для игры “Ромашка”,
– книжки – малышки для обозначения баллов.

ПРИВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Материалы для родительского собрания 1–4 классов.

История возникновения книги замысловата и увлекательна: узелковое письмо, иероглифы, книги-плитки, книги из папируса, воска, пергамента, бересты и, наконец, бумаги. На одной из египетских плит высечена замечательная мысль: “Обрати свое сердце к книгам… нет ничего выше книг”.

Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или пассивным. Отметим, что в наши дни, когда школа переориентируется с памяти на мышление, роль книги неизменно растет. А читают современные дети все меньше и меньше. Это связано с жесткой конкуренцией телевизора и компьютера, с тем, что новые современные книги не всегда доступны. Каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе дружба с ней не состоится.

Опыт показывает, что современные дети мало читают. Это ведет к низкой технике чтения. Нет необходимого оптимального чтения, нет скорочтения.

Скорочтение – это чтение более 300 слов в минуту. Интересно, что великие писатели, например А.М. Горький читал 600 слов в минуту. Наибольшая скорость чтения зафиксирована у американского президента Дж. Кеннеди – около 2000 слов в минуту. В некоторых зарубежных фирмах не берут на руководящую роль специалиста, если он читает менее 400 слов в минуту.

Ребенку-школьнику необходимо оптимальное чтение. Это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.

Дикторы телевидения широко варьируют свою скорость чтения – в пределах от 90 до 170 слов в минуту, при среднем чтении 130 слов в минуту.

Выпускник начальной школы по нормативу должен читать 90 слов в минуту. Это не совпадает с оптимальной скоростью разговорной речи.

По оценкам психологов, на успеваемость ребенка в школе влияет 200 факторов. И существует фактор номер один – скорость и осознанность чтения.

Опытные учителя отмечают: в 6–8 классе отличниками, в основном, были те, кто в конце начального обучения читал 130-170 слов в минуту, хорошистами – 100–40 слов в минуту, троечники – 80–90 слов в минуту.

При низкой скорости чтения ученику старшей школы и 24 часов не хватит, чтобы прочитать все из домашнего задания. Таким образом, он обречен на неуспеваемость. Быстро читают обычно те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей зависит умственная работоспособность.

Дети имеют разный темперамент. Холерики, как правило, говорят 150 слов в минуту, сангвиники – 130 слов в минуту. Флегматики и меланхолики на уровень 120 слов в минуту выйдут вряд ли. Но природа распорядилась так, что большинство наших учеников являются холериками и сангвиниками.

Итак, школьнику необходима оптимальная скорость чтения. Как ее достичь? Нужно пробудить интерес к чтению. Здесь важна совместная работа учителя, родителей и библиотекаря. Книги, предлагаемые детям для дополнительного чтения, должны строго соответствовать возрасту ребенка. Для каждого возраста есть рекомендательные списки литературы “Что читать детям?” Они имеются в детской библиотеке.

Часто родители гордятся тем, что дети читают “очень толстые книги”. Это книги для взрослых. От них не будет пользы младшему школьнику. Дети читают поверхностно, улавливают лишь основное содержание книги. Такое чтение ведет к привычке пропускать описание природы, характеристики героев. А бывает, чтение ребенком книги для взрослых ведет к беде.

Мальчик в 11 лет прочитал книгу “Брестская крепость” с описанием жизни защитников этой крепости. У ребенка была депрессия.

Следя за чтением детей, надо стремиться к тому, чтобы книги были разнообразной тематики: приключения, сказки, рассказы о животных, о музыке.

В воспитании любви к книге у детей младшего школьного возраста имеет значение наличие хороших детских книг дома. Это даст возможность обмениваться книгами с товарищами, обсуждать их.

Очень хорош прием, когда взрослый начинает читать книгу вслух. На интересном месте останавливается, а дальше читает ребенок. Потому что всем хочется знать, что произойдет с героями дальше.

По программе, в школе, на уроках чтения изучаются отрывки из детских произведений. Хорошо бы дома по вечерам читать эти произведения полностью вслух всей семьей по очереди.

Родители должны позаботиться о том, чтобы ребенок знал фамилию автора и название книги. Нужно поговорить о том, какие книги этого автора уже знакомы ребенку.

Для младших школьников большое воспитательное значение имеет рассматривание иллюстраций в книге. Иллюстрации помогают понять и запомнить прочитанное.

Надо стараться, чтобы дети рассказывали о прочитанном, а взрослые живо интересовались сюжетом книги.

Продолжительность домашнего коллективного чтения не более 40 минут. Чтение вслух – полезная тренировка для детей, они привыкают читать громко, выразительно, четко.

Хорошо, если для ребенка выписали детский журнал. Их и сейчас печатается много. Дети будут ждать встречи с книгой. Воспитание интереса к чтению легче проходит в тех семьях, где взрослые сами любят читать.

Как же должен ребенок читать книгу?

Надо приучить детей начинать чтение с обложки и титульного листа книги. Приучить детей беречь книгу. Ее нельзя бросать, рвать, рисовать на ней, загибать углы страниц, вырезать из нее картинки. Особенно аккуратно относиться к библиотечной книге. Ее нужно обернуть в чистую бумагу и, прочитав, сдать точно в срок.

При чтении нужно соблюдать основные правила гигиены чтения:
– глаза надо беречь, поэтому нельзя читать при слабом освещении;
– лампа должна быть со стороны левой руки ребенка, и свет от нее не должен падать в глаза;
– при чтении следует давать краткий отдых глазам;
–нельзя читать лежа.

Как добиться оптимальной скорости чтения?

Несколько практических советов для родителей младших школьников.

1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человека устроена, так, что запоминается не то, что постоянно, а то, что мелькает: то есть, то нет. Поэтому все тренировочные упражнения нужно проводить короткими порциями, но с большой частотой. Нельзя говорить: “Пока не прочитаешь, из-за стола не выходи”. Для первоклассника достаточно домашней тренировки тремя порциями по 5 минут.

2. Жужжащее чтение было основным элементом при обучении в школе В.А. Сухомлинского. Это такое чтение, когда ребенок читает вслух, вполголоса, со своей скоростью в течение 5 минут.

3. Хорошие результаты дает чтение перед сном. Последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и 8 часов сна человек находится под их впечатлением. Еще 200 лет назад говорилось: “Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий”.

Часто мы советуем ребенку стихотворение прочитать на ночь и книгу положить под подушку. Эта рекомендация означает одно: последнее впечатление дня остается в памяти на всю ночь.

4. Если ребенок не любит читать, то ему необходим режим щадящего чтения: ребенок прочитает 1–2 строчки и получает кратковременный отдых. Такую возможность дают книжки с большой картинкой и одним – двумя предложениями внизу.

5. Развитие техники чтения тормозится из-за слабой оперативной памяти. Дочитав до четвертого слова, ученик уже не помнит первое.

Профессор И.Т. Федоренко рекомендует упражнения: многократное чтение, чтение любого текста в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть.

6. Упражнение “Молния” заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной скорости. По команде “Молния” ребенок читает с ускорением в течение 20 сек. вначале, затем продолжительность увеличить до 2х минут.

7. Упражнение “Буксир”. Взрослый читает со скоростью доступной детям, а дети стараются читать про себя, следить и поспеть за взрослым. Проверку проводить путем внезапной остановки.

8. Упражнение “Кто быстрее?” На столе лежат карточки со статьей. Требуется найти данное предложение в одной из карточек, скользя по тексту.

9. Упражнение “Губы” используется в целях четкого разграничения детьми чтения про себя и чтения вслух, а также активного внешнего проговаривания при чтении. По команде “Читать про себя” дети прикладывают палец левой руки к плотно сжатым губам.

Таким образом, родители могут выбрать одну из форм или чередовать данные формы и методы работы, чтобы постоянно поддерживать читательский интерес младшего школьника.

Воспитанию любви к чтению, развитию читательских навыков способствуют конкурсы лучших чтецов, обзорные уроки внеклассного чтения, коллективные посещения библиотеки, конкурсы иллюстраций к прочитанным книгам, создание “видеофильма” к произведению, составление кроссвордов, тестов по рассказу, повести.

Литературные праздники, в которых участвуют все члены семьи, имеют большое воспитательное значение.

Литературный праздник – игра для детей и их родителей: “Папа, мама, я – читающая семья”.

Девиз праздника: “Чтение – вот лучшее учение”.

В литературном празднике – игре участвуют 3 команды: в составе каждой может быть разное количество учащихся и родителей, например, по 3–5 родителей и столько же детей. Остальные – болельщики. Книжки – малышки выдаются командам по количеству баллов.

Вступление.

А.С. Пушкин сказал: “Чтение – вот лучшее учение”.

1. Учитель: Сегодня мы проводим литературный праздник вместе с нашими мамами и папами.

Я знаю клад. Там сундуков с богатствами не счесть
Из стран из всех, из всех веков все лучшее в них есть.
Клад на виду, да только взять непросто все – гляди
Везде ряды замков висят снаружи и внутри.
И связками ключей звеня, тут не помочь мечте.
Один лишь ключ, что у меня, замки откроет те.
Бери мой ключ! С ним можешь ты своим весь клад считать,
Ведь сундуки те – книг ряды, мой ключ – уметь читать.
Е.Федорин

2. Приветствие команд.

Команды говорят название, девиз. Защищают эмблему. Оценивание до 3 баллов.

3. Разминка.

Кто больше назовет пословиц и поговорок о чтении, о книге.

Например:

Книга – зеркало души.

Книга для ума – что теплый дождик для всходов.

Книга поможет в труде, выручит в беде.

Кто много читает, тот много знает.

Прочел новую книгу – встретился с другом.

Грамоте учиться – вперед пригодится.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Хорошая книга – лучший друг.

Оценивание команд –1 балл за каждую пословицу. Условие – не повторять пословицы.

4. Конкурс “Моя первая книжка”.

Давайте вспомним, как вы читали первую книгу? Где вы ее взяли? Каково название этой книги?

На обдумывание дается 1–2 минуты. От каждой команды по 2 выступающих: взрослый и ребенок.

Учитывается последовательность изложения, правильность речи, эмоциональность.

5. Рубрика “Это интересно”.

Вопросы для болельщиков.

– Что означает слово “библиотека”?

– Что означает слово “абонемент”?

–Что означает слово “формуляр”?

Болельщик имеет право отдать 1 заработанный балл одной из команд. Ведущий зачитывает значение слов в толковом словаре.

6. Игра “Ромашка”.

На больших лепестках написаны названия произведений, на маленьких лепестках – их авторы. Нужно верно совместить лепестки. Первая “ромашка” дается родителям каждой команды:

1-я команда.

Н.М. Карамзин
А.С. Грибоедов
А.С. Пушкин
“История государства Российского”
“Горе от ума”
“Евгений Онегин”

 2-я команда.

М.Ю. Лермонтов
Н.В. Гоголь
С.А. Есенин
“Герой нашего времени”
“Мертвые души”
“Отговорила роща золотая”

 3-я команда.

А.П. Чехов
А.С. Пушкин
А.М. Горький
“Человек в футляре”
“Я помню чудное мгновение”
“Мать”

Вторая “ромашка” дается детям каждой команды:

1-я команда.

А. Волков
М. Лермонтов
Ш. Перро
“Волшебник изумрудного города”
“Ашик-Кериб”
“Красная шапочка”

2-я команда.

Братья Гримм
И.А. Крылов
К.И. Чуковский
“Бременские музыканты”
“Ворона и лисица”
“Мойдодыр”

3-я команда.

Г.Х. Андерсен
К.И. Чуковский
М. Твен
“Снежная королева”
“Федорино горе”
“Приключения Тома Сойера”

Полное выполнение задания оценивается в 3 балла.

7. Конкурс “Чтение скороговоркой”.

Каждому участнику дается литературный текст в 5 строчек. В течение 2х минут идет подготовка к чтению. Затем в каждой команде читает 1 взрослый и 1 ученик.

Оценка конкурса ведется по трехбалльной системе. Подсчитываются баллы. Подводятся промежуточные итоги конкурса.

8. Игра “Угадай цвет”

Командам даются кружки серо – черного, синего и красного цвета. Нужно верно разместить их в фразу.

1-я команда.

Сказка Ш.Перро “…………. Шапочка”
Рассказ В.Осеевой “………….листья”

2-я команда.

Сказка Ш.Перро “………….борода”
Волшебная повесть А. Погорельского “………….курица”

3-я команда.

Сказка М.Метерлинка “………….птица”
Рассказ Д.Мамина-Сибиряка “…………..шейка”

Верное выполнение задания оценивается в 1 балл.

9. Конкурс “Угадай по рисунку”.

Командам выдаются рисунки. Какие русские пословицы и поговорки здесь изображены?
Угаданная пословица приносит команде 1 балл.

10. Конкурс “Буриме”.

Каждой команде выдается листок с рифмой. Слова рифмы переставлять не разрешается.

…………………дело
…………………класс
…………………смело
…………………раз

Оценивание конкурса по 3 бальной системе.

Блиц – опрос.

За 1 минуту нужно дать наибольшее количество ответов. Высказываются взрослые и дети.

Вопросы команде № 1.

  1. Продолжи пословицу: “Лучше синица в руках ,…”
  2. Главный герой произведения Н.Островского “Как закалялась сталь”. (П.Корчагин.)
  3. Что можно попросить у солдата из сказки Г.Х.Андерсена? (Огниво.)
  4. Кто говорил волшебные слова “По щучьему веленью, по моему хотенью…”? (Емеля.)
  5. В кого превратились Юра Баранкин и Костя Малинин? (Воробьев, бабочек, муравьев.)
  6. Что бы ты попросил у Элли? (Серебряные башмачки.)
  7. Что означает слово “бутафория”?
  8. На ком совершил путешествие по Швеции Нильс? (На гусе.)
  9. Кто главная героиня в произведении “Унесенные ветром”? (Скарлет.)
  10. Кто был другом Маугли? (Багира, Балу, Каа.)
  11. Кто был другом Чипполино? (Вишенка, Редиска.)
  12. В произведении Л.Н. Толстого “Война и мир” главный герой Андрей… (Балконский).
  13. Продолжите стихотворные строки А.С. Пушкина “Я Вам пишу…” (“…чего же боле…”).
  14. Главный герой произведения М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. (Печорин.)

Вопросы команде № 2.

  1. Герой романа А.А. Фадеева “Молодая гвардия” (О.Кошевой.)
  2. Продолжи пословицу: “Делу время, …”.
  3. Что можно попросить у Буратино? (Золотой ключик.)
  4. В кого превратилось чудище из сказки С. Аксакова “Аленький цветочек”? (В принца.)
  5. На ком залетел на крышу Малыш? (На Карлсоне.)
  6. В кого превращался князь Гвидон? (В комара, муху, шмеля.)
  7. Что бы ты попросил у Алладина? (Волшебную лампу.)
  8. Что означает слово “Эрмитаж”? (Уединенный уголок, музей, библиотека.)
  9. Страна, где выращивается много тюльпанов разных видов (Голландия).
  10. Кто был другом у крокодила Гены? (Чебурашка.)
  11. Кто был другом у Герды? (Кай.)
  12. Мойдодыр – это что за предмет? (Умывальник.)
  13. Сказочная девочка, которая могла спать в ореховой скорлупе (Дюймовочка).
  14. Кто 27 лет провел на необитаемом острове? (Робинзон Крузо.)
  15. Продолжите строки А.С. Пушкина “Я помню чудное мгновение…” (“…передо мной явилась ты…”).

Вопросы команде № 3.

  1. Главный герой произведения Н.В. Гоголя “Мертвые души” (Чичиков).
  2. Продолжите пословицу: “Чем дальше в лес,…” (“…тем больше дров”).
  3. Что потеряла Золушка? (Туфельку.)
  4. В кого превращался Петя Зубов в сказке Е. Шварца “Сказка о потерянном времени”? (В старика.)
  5. На чем совершили путешествие в Зеленый город Незнайка и его друзья? (На воздушном шаре.)
  6. Кто говорил волшебные слова: “Сивка-бурка, вещая каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!”? (Иванушка-дурачок.)
  7. В кого превратился гадкий утенок? (В лебедя.)
  8. Что означает слово “коммуфляж”? (Маскировка.)
  9. На чем совершали путешествие с железнодорожной станции в деревню Простоквашино дядя Федор и его друзья? (На тракторе.)
  10. Кто был другом Малыша? (Карлсон.)
  11. Кто был другом Элли в сказке “Волшебник изумрудного города”? (Татошка, Страшила, Железный дровосек.)
  12. Матроскин – это кто? (Кот.)
  13. Продолжите строки А.С. Пушкина “Мой дядя, самых честных правил,…” (“…Когда в не шутку занемог…”).
  14. Герой Дубровский был влюблен в девушку по имени… (Мария).
  15. Из какого рассказа эти строки: “Вдруг шляпа поползла прямо к Вадику…”? (“Живая шляпа” Н.Носова.)

Подведение итогов. Награждение победителей.

Литература.

  1.  И.Г.Сухин "Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все: Сборник литературных викторин, кроссвордов и чайнвордов для детей" (М.: Издательство фирмы АСТ, 1992. – 80 с.).
  2. И.Т.Федоренко “Обучение детей динамическому чтению и быстрому каллиграфическому письму”. (Луганская областная организация общества “Знания”.1992 г.)

Ожидаемые результаты:

  1. Повысить интерес родителей к школьной жизни, к родительским собраниям.
  2. Доставить детям радость общения с родителями в стенах школы, удовольствие от совместной игровой деятельности.
  3. Поднять интерес к чтению, повысить статус книги в современном обществе.

Таким образом, в результате совместной работы учителей, родителей и учащихся в школе формируется дружный, работоспособный коллектив. Каждый ребенок принимается как личность, неповторимая, творческая, заслуживающая уважения и равенства.