Урок "Первые жители нашего края"

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (29 МБ)


Учебная программа: Ермолаева Л.К. «История и культура Санкт - Петербурга»

Адресат разработки: учащиеся 7 класса

Раздел программы: «Наш край до основания Петербурга» (с древнейших времен до 1703 года)

Цель урока: Сформировать целостное представление о племенах, живших в древности на территории Северо-Запада Руси.

Задачи урока:

  1. Способствовать формированию целостного представления о первых жителях Северо - запада Руси.
  2. Актуализировать знания учащихся, полученные ранее.
  3. Дать возможность самостоятельно приобретать знания, делать выводы при помощи различных типов заданий.
  4. Оказать помощь не только в проведении, но и в подготовке к уроку, так как в гиперссылках представлен дополнительный материал на усмотрение учителя

Оборудование к уроку:

  1. Ермолаева Л.К., Захваткина И.З., Лебедева И.М. Давным-давно на наших землях… Петербургская тетрадь по краеведению (серия «Страницы жизни края»), СПб: СМИО Пресс, 2010. – 40 с., ил.
  2. Компьютер, мультимедийный проектор, экран
  3. Презентация Power Point «Первые жители нашего края»

Ход урока

I. Оргмомент

II. Актуализация знаний, полученных на предыдущем уроке:

Слово учителя: На прошлом уроке мы с вами познакомились с картой нашего края. Что такое «наш край»? (Санкт - Петербург и Ленинградская область). Где находится наш край? (На Северо-Западе России).

Сегодня мы с вами познакомимся с историей заселения нашего края в глубокой древности, когда здесь появились первые племена.

III. Объяснение нового материала

Давайте посмотрим на ленту времени (стр. 8-9). Мы видим, что история нашего края начиналась много тысячелетий назад. А первые люди появились здесь 10000 лет назад. Нелегко приходилось им. В суровых условиях борьбы с природой проходила их жизнь. Они учились добывать огонь, строить жилье, обрабатывать камень (Слайд № 2). Стоянки первобытных людей были обнаружены на берегах Невы, Ладожского озера, финского залива. Какие орудия труда археологи нашли на этих стоянках? (Это различные орудия для охоты, каменные топоры, кремневые наконечники стрел)

А) Слово учителя: Прошли века, и на территории края появились финно-угорские (или прибалтийско-финские народы). Названия этих племен, заселивших наш край в IX веке, зашифрованы в ребусах на странице 9. Разгадайте ребусы и запишите рядом с каждым ребусом отгаданное слово. (учащиеся в течение 2 минут выполняют задание). Теперь давайте проверим правильность ваших ответов. В этом нам поможет Слайд № 3 нашей презентации. Итак, как же назывались эти племена? (водь, ижора, корела, вепсы). Чуть позже на эти земли пришли славяне. Также здесь жили представители воинственного северного народа, которых в других странах называли «норманнами», «викингами», а на Руси их называли… (варяги). Давайте прочитаем стихотворение об этих племенах (Слайд № 6)

(Примечание: Материалы слайдов № 4, 5, гиперссылки на которые содержит слайд № 3, используются по усмотрению учителя. Структура презентации предусматривает переход от слайда № 3 сразу к слайду № 6)

- Как же расселились эти народы по территории современной Ленинградской области? Ответить на этот вопрос нам поможет Слайд № 7 и уже знакомая нам карта на странице 4-5. Укажите на карте, где жили прибалтийско-финские народы и славяне (по южному берегу Финского залива – водь, в устье Невы – ижора, на Карельском перешейке – корела, на Северо-Востоке нынешней Ленинградской области – вепсы (весь), славяне – в Южном Приладожье и по берегам реки Волхов, в варяги – в устье реки Волхов).

Б) Слово учителя:

Итак, мы с вами выяснили, как расселились по территории нашего края его первые жители. А теперь нам предстоит узнать, каковы были их занятия. Природа нашего края не баловала людей. Редкие солнечные дни, морозные зимы, дождливая осень и короткое лето – все почти как сейчас.

Посмотрите на детский рисунок в центре Слайда № 8. Запишите название занятий, которые вы видите на рисунке. (Учащиеся выполняют задание в течение 1 минуты). А теперь давайте проверим и дополним ваши записи. (По щелчку «мыши» учитель по одной открывает картинки на слайде № 8). Каких занятий мы не видим на исходном рисунке? (Бортничество, ремесло, лоцманское дело)

А теперь давайте посмотрим фрагмент из кинофильма «Садко» (Слайд № 9) и выполним задание, обозначенное на слайде. (Просмотр видеофрагмента, ответы учащихся на вопрос)

В) Слово учителя:

Следующая часть нашего урока посвящена верованиям наших предков (Слайд № 9). До X века жители края верили в особую могущественную силу Природы и обожествляли ее. Как называется такая религия? (Язычество). Прочитайте текст на стр. 10-11, подчеркните в тексте, кому и чему поклонялись жители края до конца X века. Итак, на слайде мы видим русалку и водяного, лешего и домового, обереги, которые упомянуты в тексте. Но наши предки поклонялись не только богу скота Велесу, силам Природы и мифологическим существам, но и другим могучим Богам. Каким? (Актуализация знаний учащихся, полученных на уроках Истории Отечества)

(Перуну – верховному богу-громовержцу, Стрибогу – богу ветров, Даждьбогу – богу плодородия и солнечного света, Мокоши – богине – покровительнице женских ремесел и другим богам). Но с течением времени отношение к язычеству изменилось. Давайте посмотрим фрагмент из фильма «Василий Буслаев» и ответим на вопрос: почему княжеские дружинники разгоняют народное гулянье? (Слайд № 11). Верно, в 988 году на Русь приходит христианство (Слайд № 12). На территории нашего края появляются первые христианские храмы. В прошлом году в курсе «Город-музей. Санкт-Петербург и наследие Средневековья» мы с вами знакомились с храмами Старой Ладоги, возведенными в XII веке. Вспомните, как называются эти храмы (Георгиевский храм и Успенская церковь)

(Примечание: Материалы слайда № 13 , гиперссылки на который содержит слайд № 12, используются по усмотрению учителя. Структура презентации предусматривает переход от слайда № 12 сразу к слайду № 14)

Г) Следующий этап нашего урока посвящен местам расселения первых жителей нашего края (Слайд № 14). Предположите, где могли селиться люди в древние времена. Привлеките свои знания из курса 6 класса (Города-крепости, монастыри, деревни). Как вы думаете, каких населенных пунктов было больше всего? (Правильно, деревень). С жизнью деревень на территории нашего края мы познакомимся с вами очень скоро, а вот о крепостях и монастырях вы уже кое-что знаете.

(Примечание: Материалы слайдов № 15, 16 , гиперссылки на который содержит слайд № 14, используются по усмотрению учителя. Структура презентации предусматривает переход от слайда № 14 сразу к слайду № 17, то есть без повторения материала о крепостях и Тихвинском Успенском монастыре)

Д) И, наконец, последний этап урока – финно-угорские племена в наши дни. Перед вами таблица, которая содержит некоторые сведения о современном состоянии этих племен (Слайд № 17). Какие выводы можно сделать из материалов таблицы? (наиболее распространенные выводы касаются неизменности районов расселения, уменьшения численности племен, крайне низкой численность племени водь, схожести флагов племен с флагами стран Скандинавии)

Современные финно-угорские племена берегут свою историю, язык, культуру. Прослушайте карельскую народную песню в исполнении хора Петрозаводского государственного университета (Слайд № 18)

Е) Подведение итогов урока, оценка работы учащихся, домашнее задание.

Для всех: Устно ответить на вопросы – заголовки статей №1-4.

По желанию:

  1. Письменное сообщение об одном из финно-угорских племен (по выбору учащегося)
  2. Посетить Российский Этнографический музей (Инженерная ул., 4) или Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеру) и составить лист экскурсии по экспозиции, посвященной финно-угорским народам.

Аннотация к презентации.