Представленное интегрированное занятие может быть использовано воспитателями ДОУ для детей 6–7-и лет по развитию речи, аппликации, социализации.
Целью данной образовательной деятельности явилось следующее:
Научить правилам поведения и необходимости их соблюдать, проявлять к ним интерес. Для достижения этой цели мной были поставлены несколько важных задач, которые были успешно решены.
В результате у детей появилось желание выполнять некоторые законы общения. Сформировалось положительное отношение к взрослым. Дети стали употреблять некоторые вежливые формы общения: “извините, чем могу помочь”, “мне очень жаль”, и др.
Дети научились самостоятельно работать с разными материалами в аппликации.
У воспитанников развивались творческие способности, чувство композиции, эстетическое восприятие.
Сформировались первые шаги приготовления пищи, что важно для будущих первоклассников. В ходе этой образовательной деятельности сложилась благоприятная эмоционально – психологическая атмосфера для общения воспитателя, детей и родителей.
Интегрируемые образовательные области: “Познание. Формирование целостной картины мира”, “Коммуникация”, “Социализация”, “Творчество”, “Безопасность”, “Физическая культура”.
Виды детской деятельности: коммуникативная, продуктивная, игровая.
Цель: обучение правилам поведения и необходимости их соблюдать, проявлять к ним интерес.
Задачи. Развивать у детей понимание необходимости законов общения, желание их узнавать и выполнять. Формировать положительное отношение к взрослым: упражнять детей в подобающих формах общения: “извините, чем могу помочь”, “мне очень жаль”, и др.
Повторить знание букв, закрепить умение печатать слова самостоятельно выполнять аппликацию: умение работать с разными материалами. Развивать творческие способности, чувство композиции, эстетическое восприятие.
Формировать первые шаги приготовления пищи, учить будущих первоклассников самостоятельной деятельности, учить понимать свою роль в коллективном труде.
Планируемые результаты: умеет ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей; имеет представления о вежливых словах, умение использовать (употреблять) в общении выражения: “извините, чем могу помочь”, “мне очень жаль”, и т.п., умения использовать свои умения и навыки в коллективном труде, умеет самостоятельно приготовить себе пищу.
Материалы и оборудование: бумага для изготовления открытки – меню, разный материал для украшения: готовые цветочки, скатанные шарики из гофрированной бумаги, трафареты, клей. Листы в летку для печатания слов, ручки. Продукты для бутербродов. Накрытый стол для гостей (скатерть, салфетница и др.)
Предварительная работа: Беседа о вежливости, беседа – занятия о приготовлении пищи, экскурсия на пищеблок, изготовление колпаков и фартуков. Разучивание стихотворений, чтение пословиц.
Содержание непосредственно образовательной деятельности детей.
Организационный момент.
– Добрый день! – тебе сказали,
– Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали –
Теплоты и доброты.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся и улыбнемся. От наших улыбок стало сразу светлее.
Много славных дел ждет вас, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому необходимо учиться с самого раннего детства. Сегодня мы с вами поговорим о вежливости, хороших и плохих поступках, правилах поведения…………….
Беседа на тему: “Зачем нужны правила?”
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, где люди соблюдают правила?
Дети: В транспорте, при знакомстве, на улице, за столом…
Воспитатель: Ребята, а кто придумал правила? Зачем?
Дети: Правила придумали люди.
Например, когда людей собирается много, они разговаривают по очереди, чтобы слышно каждого.
Воспитатель: Когда говорим “правильно”, что имеем ввиду?
Дети: …..
Воспитатель: Люди по – разному поступают и действуют. Мы должны уметь оценивать поступки других, но можем оценить и себя. Например, “я поступил хорошо, когда уступил место”. Я сделал правильно” (т.е. по правилам).
Воспитатель: Вспомните случаи, когда вы сами понимали, что так делать нельзя. Когда и что нельзя? Почему?
Дети: ….
Воспитатель: Ребята, вы бы что выбрали: жить по правилам? Жить без правил? Почему?
Дети:…
Воспитатель: Да, ребята вежливые слова и добрые поступки действительно творят чудеса. Они делают людей во всем мире добрее, лучше и чище душой. Правило вежливости запрещает нам шуметь, тревожить, раздражать окружающих…Я думаю, что волшебные слова вам пригодятся в вашей жизни.
Воспитатель: А вы знаете, откуда пошла традиция, приветствовать друг друга? – Ответы детей и дополнения воспитателя: Охотники на мамонтов уже вежливо поднимали копье или каменный топор, показывая свое почтение и здороваясь. Позже, здороваясь, люди протягивали друг другу руки. Почему? Давно люди ходили всегда вооруженными. Встречаясь, они опасались друг друга, поэтому при дружеском расположении протягивали правую руку. Показывая, что в руке нет оружия. С той поры это стало традицией – дружеское рукопожатие. А когда научились говорить, они стали при встрече произносить разные слова приветствия.
Воспитатель: По-разному можно приветствовать друг друга. Но отклониться от приветствия, не ответить на него всегда считалось верхом невоспитанности и неуважения к людям. В поклоне, в коротких словах приветствия заключено очень важное содержание: “ Я к тебе хорошо отношусь и хочу, чтобы ты так же относился ко мне”.
Воспитатель: Кивком головы, поклоном. Военные руку поднимают к фуражке. Мужчины, приветствуя друг друга, иногда приподнимают шляпу.
Воспитатель: Ребята, а как еще можно поприветствовать друг друга?
Ответы детей:…
Игра “Как можно..”:
1) поздороваться;
2) попрощаться;
3) поблагодарить;
4) вежливо попросить;
5) вежливо отказать;
6) вежливо обратиться.
Воспитатель: Ребята, знают пословицы о вежливости, добре.
(Дети по очереди читают пословицы и объясняют их значение.)
Дети:
– Добро творить – себя веселить.
– Добрые слова дороже богатства.
– Слово лечит и слово калечит.
– Ссора до добра не доводит.
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам поиграть в игру “Кто больше знает вежливых слов”. (С мячом.)
Если ребенок отвечает правильно, то делает шаг вперед после ловли мяча. Выигрывает тот, кто первым дойдет до педагога.
Воспитатель: А сейчас нам дети прочитают стихи о правилах поведения.
Воспитатель: Ребята, молодцы, мы с вами вспомнили хорошие поступки, правила вежливости.
Воспитатель: Ребята, у нас открылось “Кафе вежливости”. В кафе пришли гости – посетители. В каждом кафе гостям предлагают меню, где написаны блюда, которые приготовили повара. А у нас нет меню и не готово еще угощение.
Сейчас дети – повара, будут готовить угощенья, используя данные продукты. А другие дети будут украшать меню – открытку, а остальные дети будут писать в меню названия продуктов. На столах есть все необходимое для работы. Приступайте к работе.
(Дети по – подгруппам выполняют задания. “Повара” – моют руки, одевают спецодежду. Готовят из предложенных продуктов бутерброды, канапе. Часть детей украшают открытку. Другие печатают название продуктов на вкладыше.)
Воспитатель: Все закончили?
Воспитатели: Ребята, перед тем как предлагать гостям меню и угощения, мы должны вспомнить правила поведения за столом, а поможет нам игра
“Продолжи предложение”.
Закончите фразу:
– За столом нужно сидеть….(красиво) прямо, не слишком далеко от стола.
– На столе лежат только кисти рук, локти на стол мы не ставим.
За столом нельзя говорить …громко или с полным ртом.
– Следи, чтобы вокруг твоей тарелки не было …крошек, клякс от еды, корок.
– Если ты что-то разбил или разлил, обязательно нужно сказать, извините
меня, я сделал это нечаянно.
– Печенье, пироги, конфеты берут рукой.
– Обед подошел к концу. Промокни губы салфеткой.
– Всегда благодари хозяйку за угощенье добрыми словами спасибо, очень
вкусно.
Воспитатель: Молодцы ребята, вот теперь вы можете вежливо предложить меню гостям.
Дети: Разрешите вам предложить меню! Вы готовы сделать заказ?
(Дети – повара разносят угощенье гостям и детям.)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что в каждом из вас есть маленькое солнце. Это солнце доброта. Добрый человек – это тот, который любит людей и помогает им. А любовь и помощь согревают, как солнце.
Дарите всем по солнышку – частичку света, доброты.
Слова любви и нежности дарите людям, как цветы.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось занятие? Чему вы научились?
Воспитатель: В знак того, что вы сегодня, ребята были все такие вежливые, добрые, родители вам приготовили сладкие призы.