Учебно-воспитательные задачи урока:
1. Образовательные – ознакомить учащихся с выделением и действием желудочного сока.
2. Развивающие – развивать умение обосновывать роль пищеварения в эволюции организмов. Формировать умения работать с таблицами, узнавать органы и системы органов на рисунках; научить учащихся формулировать выводы; развивать мышление ученика, речь.
3. Воспитательные – формировать мировоззренческие представления о правильном питании,
4. Здоровье сберегающие – смена видов деятельности во время урока; правильность осанки во время урока.
5. Эстетическое воспитание – показать красоту окружающего мира; многообразие организмов; развивать наблюдательность детей.
Тип урока: Изучение нового материала.
Вид урока: Комбинированный, с использованием компьютерных технологий, таблиц, рисунков, моделей.
Структура урока: Приветствие, настрой учащихся на урок, актуализация знаний, изучение нового материала, закрепление знаний, вывод.
Методы обучения: Словесный, наглядный.
Приемы обучения: Беседа, рассказ, презентация.
Дидактические задачи: Учебные (работа с учебником, тетрадью, дополнительной литературой); экспериментально-познавательные; индивидуальная работа.
Оборудование:
1. Транспоранты “Внутреннее строение”, “Строение пищеварительной системы
человека”.
2. Диск “Анатомия человека”.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1) Строение желудка человека..
2) Рефлекторное отделение желудочного сока.
3) Роль ферментов. Расщепление белков в желудке.
4) Гуморальная регуляция желудочного сокоотделения.
5) Действие курения и спиртных напитков на пищеварение в желудке.
6) Переход пищевой кашицы из желудка в кишечник.
III. Закрепление знаний.
IV. Подведение итогов.
Ход урока
I. Организационный момент (приветствие, настрой учащихся на урок, определение задач урока).
II. Изучение нового материала.
На доске: Тема урока “Пищеварение в желудке”.
Эпиграф:
“Мы не для того живем, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить”.
Сократ.
Домашнее задание: учебник – Стр. 156–158, рис. стр. 160, вопросы 1–14, сообщения о болезнях пищеварительной системы.
Учитель: Правильный режим питания предполагает прием пищи в строго установленные часы. Важно это потому, что организм, вся деятельность которого построена по принципу рефлекса, заранее готовится к приему пищи. В организме человека постоянно работают так называемые физиологические часы. Они и сигнализируют “Наступило время обеда!”. Желудок, уловив сигнал, выделяет довольно значительное количество запального сока, хотя пища в него еще не поступила. Желудок готовится. Нарушения привычного ритма питания влекут за собой нарушения пищеварения, а так же болезненные состояния, и приводят к скорому изнашиванию пищеварительных органов.
Человек, как и всякое живое существо, не может жить без непрерывного поступления пищи. Живому организму необходима энергия и строительный материал. Откуда его взять? С пищей растительного и животного происхождения в организм поступает достаточное количество белков, жиров, углеводов, минеральных солей, витаминов и воды. Но в таком виде, в каком они поступают, могут всасываться только минеральные соли, витамины и вода. Все остальное должно пройти предварительную подготовку переваривание. Это физическое и химическое воздействие. Пища измельчается и перетирается. Одновременно начинается процесс ее химической переработки – подключаются особые активные вещества, называемые ферментами, которые продуцируются пищеварительными железами. Под действием пищеварительных соков питательные вещества расщепляются на легко всасываемые и усвояемые частички. В этом и заключается смысл пищеварения.
Вопрос: Что такое пищеварение?
Запись тетради: Пищеварение – это механическая переработка пищи и ее химическое расщепление на простые растворимые вещества, которые поступают в кровь и поглощаются из нее клетками).
На доске:
Функции питательных веществ |
|
Строительная |
Энергетическая |
Функции пищеварительной системы | ||
Секреторная (расщепление пищи |
Двигательная (перемещение и
перемешивание |
Всасывательная (переход
питательных |
1) Строение желудка человека.
Учитель: Пищеварительный тракт, если его вытянуть в прямую линию, достигает у человека 6–8 метров. Он начинается в ротовой полости. Дальше идет глотка, пищевод, желудок, 12-перстная кишка, тонкий и толстый кишечник.
В полости рта пища подвергается измельчению и перемешиванию со слюной. Здесь уже начинается химическая обработка пищи, т.к в слюне присутствуют два фермента (амилаза и мальтаза).
Запись тетради: Ферменты – биологически активные вещества, ускоряющие химические реакции.
Далее измельченная пища по пищеводу порциями поступает в желудок, где задерживается на несколько часов и претерпевает немалые изменения.
Работа класса: Открыли учебники на стр. 156 , прочитали текст, в рабочей тетради № 160 стр. 104.
Учитель: Желудок – полый орган, внешний слой – эластичный, средний –мышечный, внутренний имеет железы, выделяющие ферменты (пепсин и липазу), соляную кислоту, слизь расщепляющие белки.
Функции – перемешивание пищи, пропитывание ее желудочным соком, передвижение в тонкую кишку.
2) Рефлекторное отделение желудочного сока.
Учитель: Иван Петрович Павлов разработал методы изучения деятельности желудочных желез, состав желудочного сока, его пищеварительные и защитные свойства (действие от микробов), регуляцию его выделения.
Работа класса: Учебник стр. 156, рабочая тетрадь № 161 стр. 104.
Таблица “Фистульная методика И.П.Павлова”
Опыт И.П.Павлова на собаках. (Стр.119, рис.95 учебник “Человек” А.М. Цузмер, О.Л. Петришина.)
Учитель: И.П.Павлов своими опытами на собаках с изолированным желудочком опроверг ошибочное утверждение, что нервная система не имеет отношения к работе желудочных желез. Его операция по перерезке пищевода позволила путем “мнимого кормления” выявить роль нервного фактора в желудочной секреции. И.П.Павлов установил, что выделение желудочного сока происходит не только при раздражении вкусовых нервов пищей, но также при виде и запахе ее. Условнорефлекторный желудочный сок подготавливает в желудке условия, благоприятные для переваривания, еще до попадания туда пищи.
Вывод: Желудочный сок как и слюна отделяется рефлекторно. Пища попадает в желудок, когда в нем уже есть сок, который сразу же начинает расщеплять питательные вещества. И.П.Павлов назвал сок, выделяющийся в желудке на вид и запах пищи, аппетитным.
3. Роль ферментов. Расщепление белков в желудке.
Фермент желудочного сока, расщепляющий белки, может действовать только в определенных условиях – при температуре нашего тела и в кислой среде. Такую среду в желудке создает соляная кислота.
Опыт “Действие желудочного сока на белки”.
1. В пробирку налить натурального желудочного сока
2. Добавить хлопья белка полусваренного куриного яйца.
3. Выдержать пробирку 30 мин. при температуре 37–38 градусов Цельсия.
Вывод: Хлопья белка постепенно растворятся при температуре тела, при сильном понижении температуры расщепление белков проявляется слабо.
В тетрадь:
1. В пищеварительных соках содержатся особые вещества – ферменты, которые вырабатываются клетками живого организма;
2. Ферменты специфичны, т.е. каждый из них действует только на одну из основных групп питательных веществ и вызывает только одну реакцию расщепления;
3. при участии ферментов ускоряются процессы расщепления питательных веществ;
4. наибольшую активность ферменты проявляют при температуре тела, при низкой температуре действие их ослабевает, а при кипячении они разрушаются.
5. Все ферменты активны только в определенной среде: одни в кислой, другие в щелочной.
Состав желудочного сока губительно действует на различные микробы.
4. Гуморальная регуляция желудочного сокоотделения.
Опыт И.П.Павлова Стр. 120, рис. 96, 97.
5. Действие курения и спиртных напитков на пищеварение в желудке.
Учитель: У курящих людей аппетит понижен, так как условно – рефлекторное отделение желудочного сока у них недостаточно. Частое употребление спиртных напитков вызывает острые и хронические заболевания желудка. Его слизистая оболочка постоянно раздражается алкоголем. Это вызывает обильное выделение слизи. Обволакивая находящуюся в желудке пищу, слизь затрудняет доступ к ней желудочного сока. У таких людей белки в желудке расщепляются с трудом. Злоупотребление спиртными напитками способствует развитию язвы, рака желудка и некоторых других желудочных болезней.
Презентация учащихся.
6) Переход пищевой кашицы из желудка в кишечник.
Учитель: Полужидкая пищевая кашица образовавшаяся в желудке медленно передвигается в суженную выходную часть. Это происходит благодаря сокращениям мышечного слоя стенок желудка. Пищевая кашица отдельными порциями выталкивается в двенадцатиперстную кишку в момент открытия кольцевой мышцы (сфинктера). Переход пищи в кишечник является сложным рефлекторным актом, в котором существенное значение имеют: состояние пищи в желудке (ее плотность, густота, реакция).
Большие куски пищи остаются в желудке гораздо дольше, чем хорошо размельченные, поэтому пищу необходимо тщательно разжевывать. Если пища была жидкой или кашицеобразной, то ее переход в кишечник происходит вскоре после еды. Пища кислая задерживается в желудке дольше, чем слабощелочная или нейтральная. Нагретые жидкости покидают желудок раньше, чем холодные. Чистая углеводная пища проходит в кишечник быстрее, чем с примесью белка. Дольше всего в желудке задерживается жирная пища.
7. Закрепление знаний.
1. В какой области тела человека располагается желудок? (В брюшной.)
2. Сколько слоев ткани образуют стенки желудка? (Внешний, средний, внутренний.)
3. Что входит в состав желудочного сока? (Ферменты, соляная кислота, слизь.)
4. Почему необходимо тщательно пережевывать пищу?
8. Подведение итогов.