Цель урока: показать главное событие XIX века для России – отмену крепостного права – используя различные приемы и методы с целью активизации познавательной деятельности учеников.
Задачи урока:
- обучающие: показать необходимость отмены крепостного права, ее подготовку, основное содержание документов, на основе которых проводилась реформа, раскрыть сущность и значение реформы;
- развивающие: формировать умение анализировать исторический материал, используя различные источники знаний, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формировать умение работать в группах;
- воспитательные: патриотическое воспитание.
Планируемые результаты:
- личностные
Тип урока: формирование новых знаний.
Оборудование урока:
- интерактивная доска и ПК учителя;
- учебник под ред. А.Н.Сахарова История России. Конец XVII–XIX век. 10 класс;
- атлас История России с древнейших времен до начала XXI века;
- раздаточный материал: права и обязанности крестьян после отмены крепостного права;
- аппликации “Свобода”, “Земля”, “Выкуп”.
Основные понятия: сельская община, выкуп, временнообязанный крестьянин, отрезки, уставные грамоты, мировые посредники.
Основные персоналии:
- Александр II,
- Великий князь Константин Николаевич,
- Митрополит Филарет (Дроздов),
- Николай Алексеевич Милютин,
- Яков Иванович Ростовцев,
- Юрий Федорович Самарин.
План урока:
- Необходимость отмены крепостного права
- Подготовка документов к проведению реформы.
- Основное содержание реформы.
- Итоги освобождения крестьян в России.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока. (Презентация. Слайд 1.)
Ученики записывают тему и определяют задачи урока. – Слайд 2.
Ученики записывают план к уроку. – Слайд 3.
Вступление преподавателя: отмена крепостного права назрела, император России Александр II сделал решительный шаг по пути к крестьянской реформе, которая повлечет за собой и другие реформы буржуазного характера.
Ученики анализируют Слайд 4 и Слайд 5.
III. Проверка выполнения домашнего задания:
1. Необходимость отмены крепостного права. – Слайд 6.
Учащиеся отвечают на вопрос домашнего задания. Класс делится на три группы, каждая из которой дает ответ: доказать, что:
- Крепостное право сдерживало развитие капитализма.
- крепостное право влечет за собой социальные потрясения.
- Крепостное право – безнравственно.
Вывод выводится на Слайд 6.
2. Подготовка документов по проведению реформы. – Слайд 7.
Индивидуальный ответ ученика по вопросу. Для класса Слайды 7–8.
Торжественный документ Манифест 19 февраля 1861г. был составлен по просьбе Александра II митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым) – Слайд 9.
Основное содержание реформы помимо Манифеста об отмене крепостного права было заложении в “Положении о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости”. Оба документа были подписаны Александром II 19 февраля 1861 г.
Вопрос к классу: как же крестьяне узнали о содержании той реформы, которая решала их судьбу? – Слайд 10.
IV. Изучение нового материала.
Вводное задание: обозначьте одним словом три главных принципа, три главных проблемы, определенные Главным комитетом по крестьянскому вопросу.
Ученики дают ответ: “Свобода”, “Земля”, “Выкуп”.
Аппликация со словами прикрепляется к магнитной доске.
Анализ слайда 11 – рассмотрим каждую проблему отдельно.
Основное содержание реформы
Свобода – Слайд 12.
Крестьяне получили личную свободу и общегражданские права.
Ученики получают задание: распределить права и обязанности из общего списка: А – права крестьян, Б – обязанности крестьян.
Права и обязанности крестьян:
- Крестьянин сам решает свою судьбу.
- Крестьянин занимается промыслом и торговлей.
- Крестьянин несет государственные и земские повинности.
- Крестьянин заключает торговые и финансовые сделки.
- Крестьянин отбывает рекрутчину.
- Крестьянин предъявляет иски в суд.
- Крестьянин создает государственный продовольственный запас.
- Крестьянин вступает или не вступает в брак.
- Крестьянин не подвергается телесным наказаниям.
- Крестьянин поступает в учебные заведения.
- Крестьянин собственник имущества.
Проверка выполнения задания на слайде 13.
Вывод по вопросу записывается в тетрадь: крестьяне – лично свободное, податное, непривилегированное сословие, свободные сельские обыватели.
Крестьянин не может существовать без земли, поэтому главный вопрос реформы земля.
Земля – Слайд 14.
Объяснение преподавателя с использованием интерактивной доски.
Ученики записывают основные положения:
- Вся земля признавалась собственностью помещиков.
- Крестьянин выкупал у помещика полевой надел.
Вся земля делилась на три территориальной полосы:
- нечерноземная,
- черноземная,
- степная.
В каждой полосе устанавливалась своя норма наделов для крестьян.
Вопрос к ученикам: в какой полосе крестьяне получили большие наделы земли? Почему?
Проверим ответы учеников по карте атласа, стр. 33 – анализируют легенду карты – делают вывод, что в нечерноземье и степной полосе, где земля требует особых усилий, крестьяне получили большие наделы.
До реформы крестьяне трудились на наделах, полученных из собственной земли помещика. Если они оказывались большими, чем выкупленная у помещика земля по реформе, то разницу называли отрезками. – Слайд 14.
Вопрос ученикам: в какой полосе отрезки были большими? – Анализ карты атласа, стр. 33 – вывод: большими были отрезки в черноземной полосе.
- До совершения выкупной сделки крестьянин – “временнообязанный”, т.е. выполняет барщину и оброк. Такое состояние устанавливается на 9 лет (а продлилось – 20 лет).
- Земельный надел – собственность сельской общины.
Сельская община все хозяйственные вопросы решает на сельском сходе, на котором на три года избирается сельский староста.
Самой сложной проблемой крестьянской реформы была проблема выкупа.
Выкуп – Слайд 15.
Преподаватель объясняет вопрос с опорой на слайд 15.
1. Выкуп = размеру оброка, положенного в банк + 6% годовых.
Задание ученикам: вычислит размер выкупа, если оброк был равен 15 рублям.
Решение:
15 х 6%
Х х 100%
15 х 100 = 1500 : 6 = 250 (рублей)
2. 20% выкупной суммы платил крестьянин помещику самостоятельно и единовременно.
3. 80% выкупной суммы платило помещику государство за крестьянина.
4. Крестьянин отдавал долг +6% годовых государству в течении 49 лет
5. Расчеты государство вело не с отдельным крестьянином, а с сельской общиной.
Вопрос к ученикам на основе анализа содержания реформы:
- Кто являлся собственником земли, полученной в результате выкупа у помещика?
- Какая зависимость и от кого осталась и возникла у крестьянина? Преподаватель показывает механизм осуществления реформы – слайд 16.
IV. Закрепление полученных знаний.
Итоги освобождения крестьян в России.
Ученики получают задание: на основе анализа изученного материала составить таблицу “Прогрессивные и негативные итоги крестьянской реформы”.
Проверка выполнения задания – слайд 17.
Прогрессивные итоги | Негативные итоги |
|
|
V. Подведение итогов.
- Анализ работы учащихся на уроке.
- Выставление оценок.
VI. Домашнее задание.
§70 – читать и отвечать на вопросы, стр. 235.
Класс делится на две группы:
1-я группа – как реформа способствовала развитию капитализма
2-я группа – какие пережитки феодализма сохранила реформа
Индивидуальные задания: подобрать отрывки из произведений А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева о крепостном праве и отмене крепостного права.