Цели урока:
- Обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме урока;
- Помочь учащимся научиться решать задачи С-2 координатным методом;
- Развивать пространственное мышление учащихся.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Актуализация знаний учащихся | |
Какие основные фигуры стереометрии вы знаете? | Точка, прямая, плоскость |
Расстояния и углы между какими фигурами можно найти? | Отвечают на вопрос |
Сообщение темы и целей урока. | Самоцелеполагание учащихся. |
Слайд 2. Математический диктант. Записать в координатах: 1. Условие коллинеарности двух векторов. 2. Условие перпендикулярности двух векторов. 4. Формулу для нахождения длины вектора. |
Выполняют самопроверку математического диктанта. |
3. Формулу для нахождения косинуса угла между векторами в координатах. | |
5. Уравнение плоскости. |
5. Ax+By+Cz+D=0 |
II. Операционально-познавательный этап | |
Слайд 3. Алгоритм решения задач координатным методом поможет вам успешно справиться с нахождением расстояний и углов в пространстве. 1. Ввести прямоугольную систему координат – на плоскости основания многогранника; – в пространстве. 2. Найти координаты точек, о которых идет речь в условии задачи. 3. Найти координаты – направляющих векторов прямых; – векторов, перпендикулярных плоскостям 4. Воспользоваться соответствующей формулой для нахождения – расстояний в пространстве; – углов в пространстве. |
Записывают алгоритм в справочники. |
Выполним упражнения на отработку каждого шага алгоритма. Слайд 4. Введите прямоугольную систему координат, если в основании многогранника лежит: – прямоугольник; Какие еще возможны варианты? – квадрат; Слайд 5. – равнобедренный треугольник; – правильный шестиугольник; Слайд 6. – ромб; Слайд 7. Введите прямоугольную систему координат в … – кубе; – правильной шестиугольной призме; |
Предлагают разные способы расположения системы координат для каждого предложенного многоугольника с указанием начала координат и направления осей. Предлагают разные способы расположения системы координат для каждого предложенного многогранника с указанием начала координат и направления осей. |
Слайд 8. – правильной треугольной призме; – правильной четырехугольной пирамиде; |
|
Слайд 9. Для нахождения координат точек необходимо уметь определять проекции точки на плоскость. Назовите наклонную к плоскости, ее проекцию на плоскость, проекции точек В, М. Как построить проекцию точки на плоскость? Слайд 10. На какие отрезки в плоскости основания четырехугольной пирамиды попадают проекции точек Р, М, S, K, N? Слайд 11. На какие отрезки в плоскости основания правильной шестиугольной призмы попадают проекции точек А1, S, Р? Проекциями каких точек являются точки B, E, D в плоскости основания призмы? |
Отвечают на вопросы. АВ – наклонная к плоскости α. ВС – перпендикуляр к плоскости α. АС – проекция наклонной АВ на α. Точка С – проекция точки В. М1 – проекция точки М. В т. О, на отрезки АО; ОС; ВО; ОD. В т. А, на отрезки АЕ; АD. В1, Е1, D1. |
Слайд 12. Составьте уравнение плоскости по 3 точкам: А(0; -0,5; 0); D(0; 0,5; 1); В1(√3/2; 0; 2). Предложите способ решения задачи. |
Подставить последовательно в общий вид уравнения плоскости Ax+By+Cz+D=0 координаты точек и решить полученную систему уравнений. Выполняет ученик у доски. |
Слайд 13. Составьте уравнения координатных плоскостей самостоятельно (3 варианта). Выполните взаимопроверку в парах. Вектор нормали к плоскости Ax+By+Cz+D=0 имеет координаты {A;B;C}. Запишите координаты векторов нормали к координатным плоскостям и к плоскости ADB1. |
Самостоятельная работа с последу-ющей взаимопроверкой в парах. Уравнения координатных плоскостей yOz: x=0, xOz: y=0, xOy: z=0. |
У вас на столах таблицы для заполнения формул расстояний и углов в пространстве в координатах. Слайд 14. Решите задачу. В кубе АВСDА1В1С1D1, сторона которого равна 3, на диагоналях граней АD1 и D1В1 взяты точки Е и К так, что D1Е: АD1 =1:3, D1K : D1B1 = 2:3. Найдите длину отрезка DK. Запишите формулу расстояния между точками в таблицу. |
Решают задачу по алгоритму. 1. Введем прямоугольную систему координат с началом в точке А, как показано на рисунке. 2. Найдем координаты точек Е и К с помощью их проекций Е1 и К1 на плоскость основания (АВС). А(0;0;0); Е1(2;0;0); Е(2;0;2); К1(1;2;0); К(1;2;3). Ответ. √6 |
Слайд 15. Решите задачу. В правильной шестиугольной призме ABCDEFA1B1C1D1E1F1 все рёбра равны 1. Найдите расстояние от точки В до точек Е1, D1. Что необходимо узнать для определения координат данных точек? |
Решают задачу по алгоритму. 1. Введем прямоугольную систему координат с началом в точке В, как показано на рисунке. 2. Найдем координаты точек Е1 и D1 с помощью их проекций Е и D на плоскость основания (АВС). Ответ. √5; 2 |
Слайд 16. № 500013. В правильной шестиугольной призме ABCDEFA1B1C1D1E1F1 все рёбра равны 1. Найдите расстояние от точки В до плоскости DEA1. Чем может помочь предыдущая задача? Запишите формулу расстояния от точки до плоскости в таблицу. |
Воспользуемся результатом решения предыдущей задачи п.1,2. |
Слайд 17. № 484577. В правильной треугольной призме ABCA1B1C1, все ребра которой равны 1, найдите расстояние между прямыми АA1 и ВC1. Предложите способы нахождения расстояния между скрещивающимися прямыми. К какой задаче сводится решение? Переформулируйте вопрос задачи. Что необходимо узнать для определения координат данных точек? Запишите формулу расстояния между скрещивающимися прямыми в таблицу. |
Расстояние между скрещивающимися прямыми равно расстоянию от точки на одной прямой до плоскости, содержащей вторую прямую и параллельной первой прямой. Найдем расстояние от точки А до плоскости ВСC1. Решают задачу по алгоритму. Введем прямоугольную систему координат с началом в точке О, как показано на рисунке. |
Слайд 18. Найдите расстояние между плоскостями сечений куба (PRS) и (NKM), ребро которого 12, где DN:NC=A1P:PB1=1:2, B1S:SB=D1M:MD1=1:3, B1R:RC1=DK:KA=1:4. Расстояние между какими плоскостями можно находить? Как определить параллельность плоскостей? Запишите формулу расстояния между параллельными плоскостями в таблицу. |
Решают задачу по алгоритму. 1. Введем прямоугольную систему координат с началом в точке В, как показано на рисунке. 2. В(0; 0; 0); P(6; 0; 12); R(0; 3; 12); S(0; 0; 8); N(6; 12; 0); K(12; 9; 0); M(12; 12; 4). 3. Уравнение плоскости (PRS) имеет вид 2x+4y-3z+24=0, а уравнение плоскости (NKM) 2x+4y-3z-60=0, значит, плоскости параллельны. |
Слайд 19. № 500387. На ребре СC1 куба ABCDA1B1C1D1 отмечена точка E так, что CE:EC1=2:1. Найдите угол между прямыми BE и AC1. Как поступают, чтобы найти координаты точек? Запишите формулу косинуса угла между прямыми в таблицу. |
Решают задачу по алгоритму. 1. Введем прямоугольную систему координат с началом в точке А, как показано на рисунке. Вводят длину ребра куба. Пусть СC1= 3. 2. А (0, 0, 0), В (0, 3, 0), Е (3, 3, 2), C1(3, 3, 3). |
Слайд 20. № 500347. В правильной треугольной призме ABCA1B1C1 стороны основания равны 1, боковые ребра равны 2, точка D – середина ребра CC1. Найдите угол между плоскостями ABC и ADB1. Что необходимо узнать для определения координат данных точек? Запишите формулу угла между плоскостями в таблицу. |
Решают задачу по алгоритму. 1. Введем прямоугольную систему координат, как показано на рисунке. |
Слайд 21. № 484568. Длины ребер правильной четырехугольной пирамиды PABCD с вершиной Р равны между собой. Найдите угол между прямой ВМ и плоскостью BDP, если точка М – середина бокового ребра пирамиды АР. Как поступают, чтобы найти координаты точек? Что необходимо узнать для определения координат данных точек? Запишите формулу синуса угла между прямой и плоскостью в таблицу . |
Решают задачу по алгоритму. 1. Введем прямоугольную систему координат с началом в точке О – точке пересечения диагоналей квадрата, как показано на рисунке. Вводят длину ребра. Пусть АВ = 1. |
Слайд 22. № 500001. Основанием прямого параллелепипеда ABCDA1B1C1D1 является ромб ABCD со стороной 4√3, а угол BAD равен 60°. Найти расстояние от точки А до прямой C1D1, если боковое ребро параллелепипеда равно 8. – Что лежит в основании параллелепипеда? – Как введем прямоугольную систему координат? – Координаты каких точек надо найти? |
Анализируют условие задачи, отвечают на вопросы. – Ромб. – Т.к. диагонали ромба перпендикулярны, то начало координат можно взять в точке их пересечения. Работаем по алгоритму. 1. Введем систему координат, как показано на рисунке. – Координаты точек А, C1, D1 и основания перпендикуляра, опущенного из точки А на прямую C1D1 – точки K1. |
– Где лежит проекция точки K1? – Каковы ее координаты? Что необходимо узнать для определения координат данных точек? |
– На прямой СD. Пусть K1(х0, у0, z0), ее проекция К(х0, у0, 0) Из равностороннего треугольника ABD: AB =AD =BD = 4√3, DO = 2√3. Из прямоугольного треугольника AOD находим АО = 6. 2. А(6; 0; 0;), C1(-6;0;8), D1 (0; 2√3; 8), K1(х0, у0, 8) |
Слайд 23. Чтобы найти координаты точки K1 – основания перпендикуляра, проведенного из точки А на прямую C1D1, надо воспользоваться: а) пропорциональностью координат коллинеарных векторов , выразить координаты точки K1 через λ; б) скалярным произведением перпендикулярных векторов Запишите формулу расстояния от точки до прямой в таблицу. |
Найдем остальные координаты точки K1. |
Слайд 24. Домашнее задание. Решите задачи по выбору: № 484559, 484569, 485992, 485997, 500007, 500193, 500367 на сайте reshuege.ru | Записывают домашнее задание |
III. Рефлексивно-оценочный этап | |
Смогли ли вы реализовать на уроке поставленные перед собой цели? Что оказалось для вас простым и понятным? В чем затруднялись? Что полезное для себя унесете с урока? Как оцениваете свою работу на уроке? Какое пожелание сделаете мне? |
Учащиеся отвечают на вопросы, высказывают свое мнение, оценивают удовлетворенность своей работой на уроке. |
Слайд 25. При разработке презентации были использованы 1. reshuege.ru – образовательный портал для подготовки к экзаменам. 2. www.alexlarin.narod.ru – сайт по оказанию информационной поддержки студентам и абитуриентам при подготовке к ЕГЭ, поступлению в ВУЗы и изучении различных разделов высшей математики. 3. Потоскуев Е.В. Геометрия 10 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений с углубленным и профильным изучением математики/ Е.В. Потоскуев, Л.И. Звавич. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа. 2007. – 223, [1]c.: ил. |